Страницаоткрытки

Старый и новый Брянск. Набор открыток о прошлом и настоящем города Брянска.

Проходят столетия, меняются города. Булыжную мостовую сменяет асфальт, на место извозчиков заступают троллейбусы и автобусы. Дома разрушаются, строятся новые: их стили чередуются вместе с эпохами. Прошлое и Настоящее неумолимо отдаляются друг от друга, и лишь Память является связующим звеном между Тогда и Сегодня.
В этом наборе открыток сделана попытка художественной реставрации Старого и Нового Брянска. Перед Вами одновременно век минувший и век настоящий, утраченные временем и полузабытые людьми картины города прошлого столетия и города, так хорошо нам всем знакомого.
Что-то мало изменилось снаружи (Горне- Никольская церковь, женская гимназия), что-то не утратило своего былого предназначения (завод "Арсенал", винные склады), но в большинстве своем, к сожалению, стерто с лица города.
Старая фотография позволяет "увидеть" то, что не дошло до наших дней: фрагменты застройки Петропавловской, Авиловской и Комаревской улиц, Троицкую церковь и Черный мост .
А благодаря цветной фотографии мы имеем возможность сравнить Брянск разных эпох и, заглянув за фасад былого, с новым интересом взглянуть на современное. Ведь за сменой поколений домов, улиц и церквей стоит смена поколений людей, а значит, история города и наша с Вами собственная история.

Брянск на рубеже веков. Фото.

Сиротский приют.
Ул. Комсомольская, 10. Построен в 1904-1905 гг. для детей от 3 до 14 лет на средства благотворительного общества при Брянском рельсопрокатном, железоделательном, сталелитейном и механическом заводе.
Современное использование: детская школа искусств им. Т.П. Николаевой.

Орловский коммерческий банк.
Брянский городской банк появился в 1867 году, а в 70-х годах XIX века начало действовать отделение Орловского коммерческого банка.
До июня 1928 года в помещении коммерческого банка находился Госбанк, который потом перевели в Дом банков и промышленности (в настоящее время корпус БГИТА). Во время Великой Отечественной войны здание было разрушено, а на его месте (ул. К. Маркса, 2) в середине 50-х г. XX в. построено здание Брянского обкома КПСС (архитектор Б.П. Шавырин).
Современное использование: областная Дума.

Женская гимназия.
Ул. К. Маркса, 2. 1907 г. Архитектор Н.А. Лебедев. Меценаты П.С. и С.С. Могилевцевы.
Современное использование: комитет по делам ГО и ЧС.

Рождественская гора (Рождественская, Смоленская улица).
Получила название от церкви Рождества Богородицы, находившейся в Стрелецкой Слободе (бульвар им. Ю. Гагарина ниже ресторана "Дубрава").
 Ныне бульвар им. Ю. Гагарина.

Вид на Февральскую улицу.
 Горне-Никольская церковь.

Ул. Арсенальная, 8. Построена в 1751 г. на средства брянских купцов Кольцовых. Церковь отреставрирована в 70-х годах XX века по проекту архитектора А.А. Бестужевой.
Современное использование: Горно-Никольский мужской епархиальный монастырь.

Троицкая (Пятницкая) церковь.
Сгорела в 1864 г. Была восстановлена. Разрушена в советский период.

Брянск. Орловский вокзал.
В 1868 г. построена Орловско-Витебская железная дорога, и Брянск включен в транспортную сеть России. Летом 1900 года вокзал перенесли на западную сторону путей (где он и стоит до сих пор) и построили мостовой переход через железнодорожные пути.
Здание железнодорожного вокзала Брянск-Орловский.
Ул. Речная, 1. 1952 г. Архитектор Скаржинский.
Современное использование: вокзал станции Брянск-Орловский.

Петропавловскля улица.
Получила название от Петропавловского монастыря. В 80-х годах XVIII века проходила от Петропавловского монастыря мимо Воскресенской церкви через Верхний и Нижний Судок до Трубчевского большака (ныне пл. Партизан).
17 июня 1946 года был построен мост через Верхний Судок, а в 1962 году - дамба. Вскоре построили дамбу и через Нижний Судок.

Авиловская гора (Авиловская улица).
Получила свое название от имени некоего Авилы, проживавшего в районе современного медучилища. На улице жили преимущественно священнослужители, ремесленники, работники Арсенала. С 1922 г. переименовывалась в улицу им. Адлера, Розы Люксембург, Васильева, а с 1951 г. - улица им. М. Горького.

"Живой" мост напротив Покровской горы.
Исстари через Десну в районе Брянска существовали три основные переправы: Старый перевоз напротив Покровской горы за Арсеналом, Большой перевоз у Черного брода (затем Черного моста) и Бежицкий в селе Бежичи. На некоторых летом строили "живые" мосты из бревен по методу соединения плотов.

Родильный приют  им. З.Ф. Могилевцевой.
Открыт 1 мая 1910 г. Архитектор Н.А. Лебедев. Построен на месте, где в давние времена стояла одна из сторожевых вышек, с которой велось наблюдение за кочевниками, когда они приближались к городу. Разрушен в годы Великой Отечественной войны. После войны на его месте было построено здание школы рабочей молодежи, в которой в наше время размещается медицинское училище №2.

Комаревская гора (Комаревская улица).
Получила название от проживавших на улице семейств купцов Комаревых (Комаровых). После 1917 года Комаревскую гору переименовали в ул. им. В.И. Ленина. Сейчас это улица им. И. Фокина.

Торговля школа им. С.В. Могилевцева.
Ул. Калинина, 177. 1909 г. Архитектор Н.А. Лебедев. Меценаты П.С. и С.С. Могилевцевы. В 1914 г. в здании находился госпиталь, затем трудовая школа, управление военного коменданта, больница.
Современное использование: областной наркологический диспансер.

Винные склады.
Бульвар Гагарина, 14. Построены в 1899 г. на месте бывшего хозяйственного двора Брянского княжества. Одно из значительных сооружений промышленной архитектуры г. Брянска.
Современное использование АО "Брянскспиртпром".

Казённая мужская гимназия.
Ул. Калинина, 66. Построена в 1913 г. архитектором Н.А. Лебедевым при поддержке меценатов П.С. и С.С. Могилевцевых. Просуществовала как гимназия 5 лет. После гражданской войны в ней находились трудовая школа, совпартшкола.
Здание разрушено в годы Великой Отечественной войны. В начале 50-х годов XX века построен городской Дом культуры промкооперации, позже ДК местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий (архитектор А.Э. Фридман). Современное использование: городской Дом культуры.

ЗАВОД "Арсенал".
Литейный дом.

Ул. Калинина, 98. 80-е годы XVIII века. В конце XIX века перед фасадом поставлена высокая дымовая труба.
В 50-х годах XX века реконструирован (архитектор А.А. Саломахин и инженер Л.А. Соколов).
Современное использование: АО "Брянский Арсенал".
Заводоуправление.
Ул. Калинина, 98. Построено одновременно с литейным домом как отдельно стоящее здание. В 1910 г. перестроено.
Современное использование: АО "Брянский Арсенал .

Ново-Покровский собор.
Величественный соборный храм, главная достопримечательность города Брянска. Построен в 1897 году на месте Преображенской церкви Спасо-Поликарпова монастыря. Храм находился на Соборной площади. В 1922 году собор был закрыт, а с 1925 года приспособлен под так называемый народный дом. В 1929 году в нем был оборудован окружной антирелигиозный музей. Значительно разрушен в годы Великой Отечественной войны. Снесен 20 июля 1968 года. В 1988 году на его месте построен киноконцертный зал "Дружба". Соборная площадь переименована в площадь Дружбы народов (Набережная).

Вид на Бежицу.
Город Бежица возник около одноименной станции Орловско - Витебской железной дороги как поселок при Брянском рельсопрокатном, железоделательном, сталелитейном и механическом заводе (завод заложен в начале 70-х годов XIX в.) В 1953 году Бежица включена в состав г. Брянска как Бежицкий район, сохранивший до нашего времени интересный градостроительный комплекс конца XIX - начала XX вв.

Городская Дума.
В 1785 году в Брянске была учреждена Дума, а в 1870 году - городская управа. Свое существование Дума и управа прекратили в мае 1918 года.
На месте старого здания в январе 1958 года была построена гостиница "Центральная" (архитектор А.А. Саломахин), ныне гостиница "Чернигов".

"Черный мост"
Черный брод  (государев брод) образовывался на месте, где река Снежеть, впадающая в Десну, в наводнение и после сильных дождей выносила сюда много песка. Десна мелела, и по ней можно было перейти вброд.
В 1858-60 годах был построен деревянный мост. Капитально перестраивался в 1875, 1888 годах. В 60-х годах XX века построен железобетонный мост, а в 1993 г. - открыт новый железобетонный мост вместо первого аварийного.

Руководитель проекта Осокин В.А. Издатель Сакало А.В.