Страницаотказ

ИСКУССТВУ - ВРЕМЯ, ПОДДЕЛКЕ - ОТКАЗ... ЭКСПЕРТНЫЙ! Город Брянск.

После «неземных» событий 15 февраля 2013 года на сайтах бесплатных объявлений появились многочисленные предложения: «Продам челябинский метеорит весом 564 грамма» или «Осколки метеорита, пролетавшего над Челябинской областью! Звонить только по делу!» Хотя учёные утверждают, что небесное тело в таком количестве на Землю вовсе и не падало. И, так как это дела дней, минувших сравнительно недавно, отличить подлинник от подделки поможет даже банальная логика. А что делать, если в бабушкиных сундуках обнаружилась восхитительная старинная брошь, золотая монетка с государевым профилем или икона с редким сюжетом? Кто поможет распознать оригинал?

«Любой антиквариат имеет свою ценность. Другой вопрос, какой окажется его цена».

На счету брянского искусствоведа, руководителя ООО «ART-экспертиза» Ирины Злотниковой более се­мисот подобных экспертиз. С метеоритами специали­сту по антиквариату, кандидату наук, члену Российской ассоциации искусствоведов, конечно же, работать не приходится — не тот профиль. Её, как профессиональ­ного консультанта, интересуют вполне земные пред­меты. Правда, в некоторых исключительных случаях стоимость их может оказаться вполне даже астрономи­ческой. В числе объектов исследований Ирины Владимировны — иконы, редкие книги, картины маслом, совет­ские ордена, перстни подразделений СС, фарфоровые статуэтки, посуда, монеты, часы, музыкальные инстру­менты... В общем, всё: от старинного пианино до крючка для затягивания корсетов. Главное, чтобы исследуе­мая культурная ценность предположи­тельно была создана более пятидесяти лет назад и, следовательно, являлась антиквариатом. Или же не антиквари­атом — что и следует доказать.

К слову, о том, что такое антиквариат, что влияет на ценность вещи и каковы перспекти­вы развития антикварного рынка в России.

МАМОНТ В ЧЕМОДАНЕ? НЕ, НЕ СЛЫШАЛ...

  • Ирина Владимировна, Интернет тиражирует      вашу, теперь уже ставшую извест­ной цитату: «Ввозят чаще подделки, а вывозят вещи хорошие». Речь здесь о вашей работе —многолетнем вза­имодействии с таможенными орга­нами. Признайтесь, с чем интереснее работать искусствоведу — с ориги­налами или с подделками?

— Оригиналы интересны сами по себе как уникальный предмет искус­ства, а подделки привносят азарт в ра­боту искусствоведа. И их обязательно нужно разгадать. Поэтому некоторые экспертизы вполне можно сравнить с настоящими детективными исто­риями.

  • Тогда с подделок и начнём. Вспомните самые «детективные».
  • Такой была история медали в честь заключения Кючук-Кайнарджийского мира. Это солдатская на­града, выполненная в форме ромба, с изображением профиля императрицы Екатерины на одной сторо­не и надписями «Победителю» и «Заключенъ миръ съ Портою 10 поля 1774 г.» — на другой. Редкая медаль, стоимость которой доходит до ста тысяч рублей, име­ла клеймо, была в отличном состоянии. Владельца задержали на границе, он, видимо, по незнанию за­конов, не оформил соответствующие документы на вывоз ценностей. Награду отправили на экспертизу.
  • Подделка сразу обнаружилась?
  • Сомнения возникли ещё при визуальном осмо­тре. Однако, чтобы их подтвердить или опровергнуть, пришлось провести ряд исследований. Результат под­твердил предположения эксперта и огорчил владель­ца — медаль оказалась поддельной.

Ещё одна уникальная история связана с эффек­тной «охотничьей» кружкой, которая в сопровожде­нии экспертного заключения вывозилась из страны. Документ был подписан одним из ведущих столич­ных экспертов. Кружка действительно производила необычайный эффект: кость мамонта, обрамлённая серебром, клейма со всех сторон! В сопроводитель­ных документах утверждалось, что это шедевр киев­ских мастеров 1892 года. В ходе исследования был определён состав металла, изучены пробы и клейма, для консультации по мамонтовой кости был пригла­шён специалист по палеонтологии, кандидат исто­рических наук, великолепный знаток Артур Чубур. Что же оказалось в итоге? Бивень якутского мамонта низкого качества, энное количество лет пролежав­шего в вечной мерзлоте, имел свежие спилы; пробы и клейма оказались фальшивыми; олень, завершаю­щий композицию, судя по пробе серебра, очевидно, был переплавлен из столовой ложки. Из металличе­ских украшений подлинными оказались только герб и ручка, которые позаимствовали у неких оригиналь­ных изделий начала XX века. Герб, скорее всего, имеет отношение к охотнику княжеского рода и каким-то образом связан с венским императорским заповед­ником в Ланце. А подобные ручки часто встречаются на импортной кухонной утвари в стиле модерн. Всё остальное — подделка, а сама кружка по сути — кра­сивая, мощная, почти трёхкилограммовая... сборка.

Кстати, если бы не экспертное заключение, сопро­вождавшее подделку, она бы привлекала гораздо мень­ше внимания. Хотя на неспециалиста кружка про­изводит сильное впечатление, большинству сразу представляется домашний очаг, богатые охотничьи трофеи, развешанные по стенам и эта трёхкилограм­мовая кружка на каминной полке.

САМИ МЫ НЕ МЕСТНЫЕ. ПОЧАЕВСКИЕ МЫ!

  • Случалисъли в вашей практике гениальные под­делки, которые практически невозможно отличитпъ оторигиналаРИкакое направление искусства в на­ибольшей степени склонно к гениальным фальси- фикациям
  • Думаю, живопись, но и мастер-фальсификатор должен быть очень высокого уровня. Ведь, создавая подделку, человек должен чётко осознавать цель: то- ли это желание прославиться в среде таких же мошен­ников, повод для гордости, что именно его картина висит в музее на месте известного полотна, либо бо­лее прозаичная цель — деньги.

В моей практике встречались поддельные иконы, предметы прикладного и ювелирного искусства, живо­пись. Но уровень этих фальсификаций был достаточ­но низкий. Сказывалось желание побыстрее продать. Охотничья кружка явно выбивалась из этого списка.

  • Какие живописные подделки оказывались на ва­шем экспертном столе?
  • Некоторое время назад через пограничные по­сты Брянщины в Россию ввозилось несколько живо­писных полотен. К ним прилагались документы вен­герского министерства культуры, где значилось, что это картины двух русских художников, написанные в определённые периоды жизни. На полотнах стояли автографы Константина Вещилова и Алексея Харла­мова. Холсты оказались подлинными, но по стилю и манере живопись была скорее ученической, хотя выполнена она была приблизительно в те же годы, когда создавали свои произведения художники Вещи- лов и Харламов, а именно в 30-е годы XX века. На хол­сте, состарившемся естественным образом, небрежно были поставлены «автографы» мастеров. Разумеется, ни о каком соответствии изображённого манере- письма не могло быть и речи! Но тот, кто никогда не видел удивительных раскатов волн кисти Вещилова, может принять за подлинник и такие гру­бые бирюзово-чёрные мазки. На это, видимо, и рас­считывали мошенники.
  • А с какими подлинными предметами наиболее часто приходится сталкиваться при работе с та­можней?
  • В 90-х — начале нулевых очень часто вывозили иконы. Можно было встретить хороший XVIII-XIX век, даже XVII. Сегодня икон стало меньше. Зато активно идёт букинистика и нумизматика.

Среди редких книг, которые пришлось исследо­вать в последнее время, можно назвать и подарочное издание Н. В. Гоголя «Миргород» 1911 года, богато ил­люстрированное рисунками, гравюрами и литогра­фиями, а также многотомное исследование Н. К. Шильдера «Император Александр Первый» и «Император Павел Первый», вышедшие в издательстве А. С. Суво­рина в 1901-1904 годах. Такие книги, хоть и являют­ся библиографической редкостью, но сохранились в достаточном количестве экземпляров — подделы­вать их нет смысла.

Весьма любопытная история связана с книгами, ко­торые печатали старообрядцы на Брянщине или, точ­нее сказать, перепечатывали с дониконовских изданий XVII века. Книги эти были посвящены церковной те­матике. Издавались неофициально, в подпольных ти­пографиях. И если в церковных книгах официальной печати выходные данные содержались в колонтиту­лах (при каком царе и в каком году отпечатано, в ка­ком городе и в какой типографии), то старообрядцы старались не указывать подлинную дату и место пе­чати, и выглядело это приблизительно так: «Сия бого- вдохновенная книга напечатана в царствование царя Михаила Фёдоровича и отца его патриарха Филарета в типографии почаевской...» Но Почаев, знаменитая Почаевская лавра в Западной Украине, во времена из­дания старообрядческих книг на Брянщине была уже во владении униатов и не могла печатать православ­ные труды. Так что упоминание почаевской типог­рафии — это первый признак, что «сия книга» наша, брянская, и датируется XVIII или XIX веками.

КАК «МАДОННА НА ПОЛУМЕСЯЦЕ» ОКАЗАЛАСЬ ПОД БРЯНСКОМ

  • Ирина Владимировна, а из редких иконографи­ческих сюжетов, что-нибудь припомните?
  • Есть целый ряд сюжетов, редких для русской ико­нографии, но достаточно распространённых на Ук­раине и в народной иконе Брянщины. Одни из них — «Христос — лоза истинная».
  • На иконе изображена лоза, которая произрастает из раны на теле Христа, обвивает крест и проливается виноградным соком из спелых гроздьев в потир в руках ангела. Эта иконог­рафия иллюстрирует слова одной из молитв, произ­носимых во время Божественной литургии. Что каса­ется конкретного экземпляра, то иконописец, делая копию (или, по-научному, список), оказался малогра­мотным и дал иконе своё название: «Давление виног­рада». Отсюда и путаница.

Другая икона интересна тем, что ниточка вывела нас... в Иерусалим. Образ «Положение во гроб»  был написан греческими мастерами в 1888 году, на это в ручной клади, судя по экстерьеру (белым чулочкам, горбатому носу и острым ушам), оказалась англий­ским ширским тяжеловозом.

«Дама в реверансе». С первого взгляда может показаться, что её юбки сшиты из тончайшего кру­жева. Так и есть. Только не сшиты вовсе — а отлиты из фарфора! При изготовлении фарфорового «кру­жева» используется кружево настоящее — его выма­чивают в фарфоровой массе, которая запекается при высочайшей температуре. Настоящее кружево сгора­ет, а фарфоровое остается и украшает платья юных прелестниц. Экспертиза показала, что «Дама в реве­рансе» создана на германской мануфактуре Volkstedt в конце XIX — начале XX века. Она настолько изящ­на, настолько очаровательна! Правда, после войны в России оказалось немало подобных статуэток, они сейчас не редкость.

Эксклюзивной вещицей оказалась фарфоровая «Танцовщица канкана в цилиндре», расписанная вручную. Одни только цветы анютины глазки на её платье — это целое произведение искусства и явный признак того, что над созданием статуэтки работал мастер. Дальнейшая экспертиза показала, что родом

наша «Танцовщица» из Вены, создана в период ар-деко, судя по марке, около 1930 года. Её создатель — один из выдающихся скульпторов пери­ода ар-деко, австрийский керамист Йозеф Лоренцель (1892-1950). И, несмотря на то что это первая по­ловина двадцатого века, «Танцовщи­ца» — очень редкая авторская вещь с автографом мастера.

До сих пор не может окончатель­но обрести свою судьбу старый сол­дат (6) 1804-1814 годов «рождения». По национальности он француз, создан на Императорской фабри­ке в Севре, пригороде Парижа. Он ровесник наполеоновских деяний в Европе и Отечественной войны 1812 года — в России. Не удалось только установить войсковую при­надлежность его обмундирования, даже реконструкторы, специализирующиеся на войне 1812 года, не смогли мне в этом помочь. Что ж, ищем!

  • Забавные находки случаются?
  • Конечно, бывают антикварные вещи, которые даже экспертов заставляют поломать голову. Напри­мер, латунная шкатулочка  с двумя отделениями и цветком подсолнечника на крышке. Дно внутрен­них отделений шкатулки имеет покатую форму. Для чего нужна такая вещица? Оказалось — для хране­ния почтовых марок. А дно покатое, чтобы доставать было удобнее.

Вещица эта иностранного производства, хотя и российский антиквариат иногда заставляет изряд­но потрудиться. Например, крючок для шнуровки кор­сета или пат «Помпадур» (что-то наподобие совре­менного крема). Не всегда с первого взгляда можно с лёгкостью сказать, о чём идёт речь!

Удивила одна коллекция, а точнее набор ввозимых в Россию вещей. Перечислю лишь некоторые из них: часы, картина, панно, шелкография в бронзовой раме , мужской маникюрный набор, сумка из кожи яще­рицы. зеркальце и щётка для волос, куклы в националь­ных нарядах, вилки-ложки, оловянный сливочник, декоративная пушка-термометр, строительный уро­вень, изготовленный в Бирмингеме, миниатюрный чайный набор для детских забав...

В числе прочих попалась чугунная копилка в виде головы негра, глотающего монеты (называлась она Nigger Bank). Монета вкладывается в руку афро- американца, за плечом фигуры находится рычажок, рука поднимается, рот открывается, глаза закатывают­ся, монета проваливается. Глотает монеты всех стран и народов, включая рубли. Копилка чугунная, сборная, первых годов выпуска (в дальнейшем их делали цель­нолитыми) и раскрашена вручную. Редкая вещица, и цена у такой копилки соответствующая.

«УКАВДОЙ ВЕЩИ ЕСТЬ СВОЯ БИОГРАФИЯ! »

  • Бывает ли, что нечто подобное — редкое и эксклюзивное — находят на обычных брянских чер­даках?
  • Находят и серебряные шкатулки, и иконы с ред­ким сюжетом, и монеты, но всё-таки чаще приходится разочаровывать людей. Иногда ка­жется, что продажа предмета старины поможет решить финансовые про­блемы, а на деле оказывается, что он и не редкость вовсе. Хотя любой ан­тиквариат имеет свою цену. Другой вопрос, какой она окажется.
  • Ценности—возможно ли их со­здавать в настоящем, чтобы обеспе­чить будущее потомков?
  • Люди, которые создавали цен­ности, наверняка над этим не заду­мывались. И кустарное производство (а ведь даже иконы могут быть тако­выми), и уникальная авторская рабо­та — отвечают потребностям сиюми­нутным. Либо это желание заработать на хлеб насущный, либо стремление выразить своё мироощущение в кам­не, металле, на холсте. Сегодня мы на- учились ценить кустарные работы, научились видеть в народной иконе или в палехских шкатулках глубокие традиции русского народного искусства. Такие традиции тоже стоит беречь, чтобы совсем не остаться без корней.
  • Ну а если всё же имеется некая семейная ре­ликвия, которая передаётся от поколения к поко­лению, и просто хочется узнать её историю, про исхождение...
  • В любом случае вы обязательно откроете для себя что-то новое, в том числе и в истории своей се­мьи. А уж новая интересная информация о семейной реликвии гарантирована. Ведь у каждой антикварной вещи есть своя уникальная биография, а
  • «Мы научились ценить кустарные работы — видеть в народной иконе или в палехских шкатулках глубокие традиции народного искусства».

Александра САВЕПЬКИНА

Фото Михаила ФЁДОРОВА и из личного архива Ирины ЗЛОТНИКОВОЙ