Страницаотделение

Брянском отделении Московской железной

Мигнул светофор. Красный сменил зеленый. Плавно тронулся состав. Миновал выходные стрелки. Серебристые ленты рельс повели его вдаль. Один за другим круглые сутки идут поезда.

Железные дороги — без них не обойтись. Их значение трудно оценить. Они надежно связывают нашу страну с югом и севером, востоком и западом, с сосед­ними государствами. «Глубоко убежден, что железные дороги необходимы для России, что они, можно сказать, выдуманы для нее более, нежели для какой-либо другой страны Европы, что климат России и ее пространство делают их особенно драгоценными для нашего Отечества», — отмечал когда-то первый министр путей сообщения России П.П. Мельников.

В Брянском отделении Московской железной дороги есть подробная кар­та-схема железнодорожной сети отделения. Пролегает она по двум областям

— Брянской и Калужской. Развернутая длина главных путей превышает пол­
торы тысячи километров. Здесь расположены крупнейшие сортировочная
Брянск-Льговский, пассажирская Брянск-Орловский, узловые Унеча, Сухини-
чи. Особенно отличаются станции-кормилицы с большим объемом погрузки
и выгрузки — Фокино, Брянск-Восточный, Почеп, Унеча, Клинцы. Грузовые
и пассажирские перевозки осуществляются с регионами России, ближним и
дальним зарубежьем. Железнодорожная линия Москва — Брянск — Львов поз­
воляет держать связь с дальним зарубежьем: Чехией, Словакией, Венгрией, Ру­
мынией, Болгарией...

Вторая важная железнодорожная линия проходит из Москвы через Брянск в Гомель и далее с выходом на Брест, Варшаву и Берлин.

Третья важная магистраль на территории нашего края — Орел — Брянск

  • Рига. Связь Санкт-Петербурга с Кавказом, Украиной и побережьем Черного моря осуществляется не только через Орел, но и через Брянск. По централь­ной части территории области проходит важная магистраль Санкт-Петербург
  • Витебск — Орша — Унеча — Хутор-Михайловский... Все они тесно впле­тены в общую сеть дорог страны. Они играли и играют важную роль и для Брянщины.

С августа 2005 года между Москвой и Киевом через Брянск стал ходить ско­ростной столичный экспресс. Благодаря проведенной многогранной работе российских и украинских железнодорожников время движения поезда в пути сократилось до девяти часов тридцати минут вместо четырнадцати. На отде­льных участках пути поезд развивает скорость до 140 километров в час.

Почти одновременно на Брянском отделении произошло и другое важное событие. 26 августа 2005 года на станции Жеча начал действовать крупнейший в стране нефтеналивной терминал. Отсюда цистерны с нефтью пойдут по же­лезной дороге во многие места. Роль станции будет велика. В церемонии от­крытия приняли участие начальник Московской железной дороги Владимир Старостенко, губернатор области Николай Денин, председатель областной Думы Владимир Гайдуков, президент ОАО «РуссНефть» Михаил Гуцериев, ге­неральный директор ООО НК «РуссНефть-Брянск» Жан Лория.

Менее года потребовалось, чтобы осуществить совместный проект, не име­ющий аналогов в России. Одновременно под наливом здесь размещаются более семидесяти цистерн. Расчетная мощность терминала — пять миллионов тонн в год. Поступая с нефтепровода «Дружба» на станцию Жеча, нефть по железной дороге пойдет на Мозырский и Новополоцкий НПЗ Белоруссии, а также через морские порты России и стран Прибалтики на экспорт.

Транспорт во все времена играл важную роль. «Железные дороги еще крепче связали промышленность Брянской губернии с рынками сбыта изделий и полу­чения тех или иных видов привозного сырья», — отмечалось в сборнике «Про­мышленность Брянской губернии», изданном Губстатотделом в 1928 году. В нем говорится, что по территории губернии проходят железные дороги: Московско-Киево-Воронежская, Московско-Белорусско-Балтийская и Западная с их подъезд­ными путями. Кроме того, на станции Брянск-Орловский начиналась Урицкая, бывшая Мальцовская узкоколейная железная дорога с целым рядом ответвлений. Итак, в Брянске сходились аж целых четыре дороги.

Брянское отделение Московской железной дороги было образовано в сен­тябре 1946 года, входило оно первоначально в Московско-Киевскую железную дорогу. Управление располагалось в Калуге. Московская железная дорога обра­зована в 1959 году, сообщается в энциклопедии «Железнодорожный транспорт», в результате объединения нескольких дорог — Московско-Рязанской, Москов-ско-Курско-Донбасской, Московско-Окружной, Калининской, Московско-Ки­евской и Северной. Брянское отделение вначале вошло в Калининскую, а затем в 1961 году в Московскую дорогу. В этом же году к отделению было присоеди­нено Унечское отделение, входившее ранее в Белорусскую магистраль.

Первым начальником Брянского отделения стал В.Е. Бирюков, работавший с сорок третьего года в Брянске начальником отделения паровозного хозяйства. Потом он был выдвинут на более высокие посты в управление дороги. Вырос до заместителя председателя Госплана СССР, члена коллегии... После В.Е. Би­рюкова начальником был назначен В.Н. Стукало. В этой должности он прорабо­тал почти двадцать лет до ухода на пенсию. В декабре 1962 года к руководству отделением пришел И.Л. Паристый. Через шесть лет он ушел на повышение в Управление Московской железной дороги. Со временем возглавил ее. Потом начальниками Брянского отделения были Н.П. Овсяник, A.M. Гурин, И.А. Жу-равлевич, В.В. Рубцов, А.И. Володько. Двоих последних пригласили на работу в управление дороги. Через некоторое время А.И. Володько назначили начальни­ком Юго-Восточной железной дороги. Его сменил В.А. Зуйков, который также ушел на повышение в Управление Московской железной дороги.

В декабре 2003 года начальником Брянского отделения был назначен А.П. Герасимов. Он из семьи потомственных железнодорожников. У него богатая жизненная школа. Дежурный по станции, станционный диспетчер, началь­ник станций Брянск-Восточный и Брянск-Льговский, заместитель начальника Брянского отделения, главный инженер Калининградской железной дороги. Был выдвинут начальником Смоленского отделения дороги. И вот у штурвала родного отделения, где начинал свой трудовой путь.

Весом вклад брянских железнодорожников в экономику области и страны. И немаловажная роль принадлежит в этом отделению. Здесь разрабатываются комплексные планы по перевозкам грузов и пассажиров, внедрению научно-технического прогресса, более эффективного использования локомотивов и вагонов, режима экономии и безопасности движения, осуществляется коорди­нация многих служб... У брянских железнодорожников большой опыт, богатые традиции. Если в 1940 году ими было отправлено три с половиной тысячи тонн грузов, а прибыло около трех тысяч тонн, то в 1955 году отправление грузов со­ставило без малого пять миллионов тонн, а принято более шести. Было отправ­лено 8786 тысяч пассажиров. Через двадцать лет годовой грузопоток составил: отправление — двенадцать с половиной миллионов тонн, а прибыло — свыше семнадцати миллионов. За год было отправлено почти тридцать миллионов пассажиров. Увеличению объема перевозок способствовали слаженность ра­боты всех служб, возрастающее техническое оснащение, внедрение передовых технологий, рост профессионального мастерства кадров.

Брянское отделение на Московской железной дороге одно из крупнейших. Оно не раз занимало передовые места по многим показателям. Здесь родилось немало добрых начинаний. В книге «Все дороги ведут в Москву», выпущен­ной в 1971 году издательством «Московский рабочий», отмечается высокопро­изводительное использование локомотивов и станционной техники. Читая эту книгу, невольно вспоминаешь об открытии в России первой Царскосельской железной дороги: «Какая же сила несет все эти огромные экипажи с быстротою ветра в пустыне; какая сила уничтожает пространство, поглощает время? Эта сила — ум человеческий».

На смену паровозам пришли мощные тепловозы и электровозы. Возросли скорости. Повысился вес поездов. Изменились, безусловно, задачи транспорт­ников, условия их работы. Профессионально окрепли кадры.

Коллективы предприятий отделения всегда стремились быть на хорошем счету. И это удавалось. Брянское отделение стало пограничным на Московской дороге. После реорганизации в 1996 году Калужского отделения увеличились участки обслуживания Брянского отделения до станции Сухиничи-Узловые. Изменилась структура управления некоторыми подразделениями.

В 2000 году Брянское отделение стало филиалом федерального государствен­ного унитарного предприятия «Московская железная дорога». Через некоторое время дорога вошла во вновь созданное ОАО «Российские железные дороги». В условиях реформирования отрасль не только сохранила свой производственный и кадровый потенциал, но и прибавила обороты. Брянские железнодорожники стремятся вносить свой достойный вклад в транспортную отрасль. У началь­ника отделения А.П. Герасимова подобралась дружная и слаженная команда. Это первый зам. А.Н. Демьянушко, главный ревизор по безопасности движе­ния Н.В. Шкрабо, главный инженер Л.К. Шауро, заместители начальника Н.П. Волохов, А.А. Никитенко. У руководства ведущих отделов стоят опытные ква­лифицированные специалисты С.Н. Селезнев, А.П. Тимченко, В.В. Собченко, А.А. Музалевский, Ю.К. Егоров, М.П. Березинец... Важная роль принадлежит централизованной бухгалтерии, возглавляемой многие годы Н.И. Сургучевой.

Постоянно в своей деятельности начальник отделения опирается на совет ве­теранов, во главе которого бывший первый зам. начальника отделения, главный ревизор по безопасности движения почетный железнодорожник, обладатель Гран-при Министерства путей сообщения «Золотая Ника» А.А. Ткачев. Вете­раны всегда остаются в строю. Они служат примером для молодежи. Передают свои знания и опыт молодому поколению, постоянно чувствуя заботу руководс­тва отделения, Московской дороги и ОАО «РЖД». Фонды «Благосостояние» и «Почет» ОАО «Российские железные дороги» социально поддерживают вете­ранов. Одним ежемесячно выплачивается дополнительная отраслевая пенсия, не имеющим права на негосударственное пенсионное обеспечение идет еже­месячное пособие. Ветераны пользуются бесплатным проездом в пригородных поездах, раз в год — в пассажирских.

Для детей железнодорожников многие годы работает летний лагерь в Си-незерках. Зимой здесь действует санаторий-профилакторий для работающих. Бесплатные путевки предоставляются круглый год ветеранам войны и труда Московской железной дороги в Унечский санаторий-профилакторий. «Второго такого санатория, как «Унеча», нет, пожалуй, больше ни на одной магистрали ОАО «РЖД». Необычность этой здравницы в том, что отдыхают и лечатся здесь исключительно ветераны-железнодорожники», — отмечала газета «Гудок» в ап­реле 2005 года. А инициатором этого явился начальник Московской железной дороги Владимир Старостенко... «Большая забота проявляется об улучшении культурного, бытового, медицинского обслуживания, развитии физкультуры и спорта, подготовке кадров, действуют железнодорожные больницы, поликли­ника, Дворец культуры, спортивный комплекс, ведется строительство жилых домов», — рассказывают начальник отделения А.П. Герасимов и председатель территориального комитета профсоюзов А.С. Селиванов.

Руководство отделения, руководители хозяйственных единиц дорожат тради­циями, сложившимися среди железнодорожников, приумножают их. Много лет тому назад создан музей железнодорожников Брянского отделения. Организован он был по инициативе председателя райпрофсожа В.Я. Столовицкого. Его актив­но поддерживало руководство отделения, ветераны. Первым заведующим народ­ным музеем стал подполковник железнодорожных войск в отставке М.Д. Лизун. В музее находилось около тысячи различных экспонатов, посвященных богатой истории, славной трудовой и боевой биографии многотысячного коллектива. Музей располагался во Дворце культуры железнодорожников. Затем был закрыт. В двухтысячном году работу возобновил, переселившись в железнодорожный колледж. Его возглавила энтузиаст своего дела Н.Б. Эзерская.

У брянских железнодорожников немало достойных наград. А сколько важ­ных событий! Одно из них — это соревнование трех отделений: Брянского, Го­мельского, Конотопского — за лучшие показатели в вождении тяжеловесных и длинносоставных поездов, за присвоение звания «Предприятие высокой куль­туры производства», «Марку эффективности и качества — каждому поезду». Не раз брянцы занимали призовые места. Здесь все взаимосвязано: ответственность каждого за порученное дело, конструктивность в решении производственных и социальных вопросов — отсюда и соответствующий результат, который наши земляки стремятся приумножить.

Один за другим по стальным магистралям идут и идут составы. Зеленую ули­цу им обеспечивают диспетчеры, энергетики, связисты, вагонники и путейцы, работники многих других специальностей. Это дело рук и ума людей, всецело отдающих себя избранной профессии, славной профессии железнодорожника.

Я. Соколов