Страницаотдел

БРЯНСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ ОТДЕЛ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 1928 год.

Состояние работы ШКМ за 1927/28 уч. год и дальнейшие перспективы.
Ш. к. М., как форма повышенного образования для крестьянской молодежи, за период своего существования целиком и полностью себя оправдала, значительно окрепла и завоевала должный авторитет в глазах всего крестьянства. Об авторитете ШЕМ свидетельствуют факты, когда крестьянство на волостных и уездных С'ездах Советов в резолюции и постановления включает вопросы обязательного строительства ШКМ, приглашает учащихся школ к руководству с.-х. кружками, обращается в школы за всевозможными справками и т. д., а самое яркое подтверж-дение авторитета ШКМ можно было наблюдать на приемной кампании в ШКМ в 1927/28 г., когда на 30-35 вакантных мест подавалось заявлений в каждую школу от 100 до 150. За последние два года ШКМ имеют целый ряд крупных достижений: значительно укрепилась учебная работа ШКМ, часть школ приступила к локализации программ и всей учебной работы, значительно расширилась производственная работа школ. Если раньше школы проводили производственную работу только в своих учхозах, то в этом году мы имеем расширение этой работы на крестьянские хозяйства я на хозяйства учащихся. По некоторым школам мы можем наблюдать широко развернутую обще-ственно-практическую работу. Но, несмотря на наличие этих достиже-ний, в работе ШКМ имеются еще и очень крупные недочеты, которые в основном относятся как к материальному положению школ, так и к плохо организованной учебной, производственной и общественно-прак-тической работе их, а также и к слабой подготовке значительного числа работников, в особенности агрономов, в вопросах программно-методической работы.
Сеть ШКМ и учащиеся.
в 1927/28 г. значительно расширилась сеть ШКМ по губернии. Если в прошлом году мы имели 11 ШКМ, то в этом году мы имеем 18 школ. Таким образом мы выросли на 7 школ, а следовательно увеличилось и число учащихся.

На п е р е л о м е. (Итоги Всероссийского С'езда заведывающих Отделами Народного Образования):
Недавно закончился Всероссийский с'езд заведывающих ОНО. Вне
всякого сомнения этот с'езд войдет в историю Советского просвещения,
как один из крупнейших этапов—он был созван вскоре после автори-
тетнейших решений 15-го партийного с'езда о культурной революции
для того, чтобы проработать развернутую программу культурного стро-
ительства на ряд ближайших лет.
С'езд, несмотря на праздничное приподнятое настроение, в ожида-
нии культурной весны, спокойно, деловым образом, обсудил конкретные
вопросы работы.
Основными вопросами с'езда были: доклад Наркома А. В. Луна-
чарского об очередных задачах Народного образования, в связи с ре-
шениями 15-го партийного ссезда, вопросы организации народного
образования, вопросы планирования на пятилетие и бюджет на 28/29 г.

В практике работы политпросветорганов, комсомола и др. лекционно-
экскурсионная работа занимает видное место. Это вполне об'яснимо,
ибо и лекция и экскурсия, обладая специфичными для этих форм педа-
гогическими свойствами, являются важнейшими формами массовой полит-
просветработы.
Ряд цифр, нижеприводимых, дают частично характеристику состоя-
ния лекционно-экскурсионной работы.
Агроперсоналом за 26/27 г. прочитано лекций, бесед, докладов
5.181; на них было слушателей 142,870 чел.; за тот же год полит-
просветорганами прочитано докладов, лекций 1,115, бесед 2,287;—было
слушателей 127,764 чел.
Помимо этого почти в каждом клубе читаются лекции, беседы
(клуб К. Маркса в Брянске—16 лекций за 8 месяцев), читаются лекции
и в домах крестьянина (88 лекций за 8 месяцев Б. Д. K.j. Несколько
в меньших размерах ведется экскурсионная работа, однако и в этом
отношении есть некоторые данные, дающие право говорить о том, что
экскурсионная работа ведется (в антирел. музей 202 экск. с охватом
о1!2 тысяч человек); однако во всей этой работе есть ряд весьма су-
щественных недостатков: нет единого плана лекционно-экскурсионной
работы, которой был бы увязан с местными задачами культурно-
хозяйственного строительства, недостаточно еще руководство данной
работой со стороны п/просвет. и профорганов, нет учета работы.
Важно не только провести лекцию, экскурсию, более важно их
провести так, чтобы это методически правильно было проведено, чтобы
это интересовало рабочего, крестьянина, чтобы эта лекция, экскурсия
способствовала втягиванию масс в активное участие в советском
строительстве.

БРЯНСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ ОТДЕЛ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                                                                                                                                                                      Электронная библиотека БОНУБ им. Ф.И. Тютчева