Оружие.
Боевая колесница позднего бронзового века
Вероятно, у шнуровых племён имелась уже простейшая воинская организация. Без нее не были бы возможны их боевые походы и захват новых территорий. Это подтверждается наличием специализированного боевого оружия, которое было и символом родоплеменной власти того, в чьих руках находилось. Недаром «шнуровиков» называют еще и «культурами боевых топоров».
Шлифованные боевые топоры, чаще всего сделанные из камня - гранита, диорита, диабаза - сопровождали воинов и их вождей не только в бою, но и после смерти - в могиле. Естественно, сверлёные топоры нередко использовали и для различных работ: для рубки дерева, в качестве молотков, клиньев для расщепления дерева. На изготовление такого топора - шлифовку, сверление отверстия для рукояти, нанесение орнамента - в среднем требовалось 18-35 часов. Для сверления применялся лучковый способ, при котором вращение сверла достигалось за счет поворотов надетого на него лука. Одной рукой мастер покачивал лук, а другой прижимал сверло сверху. Сверло делали из полой кости крупного диаметра, насаженной на деревянную ось. Внутрь кости засыпался кварцевый песок, игравший роль абразива. В ходе работы песок постепенно просыпался из полости сверла под края коронки и медленно истирал просверливаемый камень. Поскольку успех сверления зависел от силы нажима, часто применяли дополнительные искусственные утяжелители.
Обух (часть топора, противоположная лезвию) чаще всего был оформлен в виде молота. По форме лезвия и обуха выделяют много типов каменных сверлёных топоров. Имеются похожие на топоры каменные булавы, у которых нет лезвия. Изучение распространения каждого типа позволяет ученым уточнять древние межплеменные границы, поэтому каждая случайная находка каменного топора для науки необычайно важна. Более ста экземпляров каменных топоров сохраняются в экспозициях и фондах государственных музеев Брянского края, есть такие находки и в некоторых школьных музеях. Иные сверлёные топоры - настоящие произведения искусства. К примеру, в Трубчевском музее хранится топор в форме медвежьей головы. Есть там и церемониальный топор (знак власти вождя, старейшины или жреца) из лосиного рога, также изготовленный в виде медведя. По-видимому, медведю поклонялись, как хозяину леса, а может быть и мифологическому тотемному предку. Иногда каменные топоры украшали орнаментом, в котором угадываются привязка к топорищу, а также литейные швы дорогих бронзовых топоров.
Вооружение культуры шнуровой керамики (ранний бронзовый век). 1 - каменная булава, 2 - каменный топор в форме головы медведя. 3-7 - каменные топоры-молотки. 8 - бронзовый наконечник копья. 9 - бронзовый боевой топор. 10 - реконструкции бронзового и каменного топоров. Трубчевский и Брянский краеведческие музеи
Редко - вероятно для главных воинов и вождей - вислообушные и втульчатые топоры, а также кинжалы и наконечники копий делали из бронзы, драгоценной для людей, живших вдали от медных месторождений. Бронза поступала на первых порах, по данным спектрального химического анализа, от южных соседей с Кавказа. Кроме оружия из нее делали инструмент (шилья и ножи) и украшения. Среди украшений диадемы, браслеты, шейные гривны, двуспиральные височные кольца (спираль - символ Солнца, которому «среднеднепровцы» поклонялись как источнику жизни].
Литые наконечник копья и проушной вислоо-бушный топор раннего бронзового века были найдены в 1946 году на территории Брянского машиностроительного завода, вероятно, на месте древнего захоронения вождя, разрушенного при строительстве. Они экспонируются в Брянском краеведческом музее.
Поставки металла с Кавказа спустя некоторое время прекратились из-за смены населения, лежавшего к югу. С новыми обитателями степей договориться, видимо, было непросто. Но спектральный анализ бронзовых изделий показал, что «шнуровики» вышли из этой ситуации, наладив новые экономические связи в другом направлении: они стали получать бронзовые слитки из Карпатского региона и с далекого Балканского полуострова. О торговых связях с Прибалтикой свидетельствуют украшения из янтаря..