Страницаопыт

ОПЫТ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В КРАСНОГОРСКОЙ СОШ № 1 БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ (СЕРЕДИНА 80-х гг. ХХ в.)

Реализации принципа связи школы с жизнью, решению задач общественно-политического,
трудового и нравственного воспитания должен был, в частности, способствовать созданный в октяб-
ре 1985 г. кружок «Юный журналист». Связь учащихся с работой коллектива редакции районной га-
зеты, постоянные встречи с профессиональными журналистами, выполнение разнообразных творче-
ских заданий, командировки в населенные пункты Красногорского района, встречи в трудовых кол-
лективах промышленных предприятий, колхозов и совхозов, школ, отделений связи, учреждений
культуры – все это позволяло реализовать принцип связи воспитания с социально-экономическими и
политическим процессами в обществе. Существенную помощь в работе кружка оказывали редактор
газеты А.И. Снытко, журналисты А.И. Хандожко, А.П. Румянцев. В качестве своеобразной «рекла-
мы» использовался и собственный опыт сотрудничества со средствами массовой информации (опуб-
ликованные рассказы, стихи, очерки), а также уроки истории и литературы, беседы на классных ча-
сах, школьные вечера, посвященные знаменательным датам, экскурсии [1].
В районной газете появилась рубрика «Проба пера». Здесь печатались статьи, очерки, зарисовки
участников кружка, серьезно отнесшихся к профессии журналиста; при этом число таких ребят постоян-
но росло. С начала 1986 года статьи публиковались почти в каждом номере газеты.

Решению задач эстетического воспитания, формированию интереса к произведениям художе-
ственной литературы, к театральному искусству способствовал театральный кружок, созданный в нача-
ле 1987 г. Он предоставлял учащимся возможность самим выступить в роли самодеятельных артистов в
школе и в районном Доме культуры. В работе кружка принимала участие художественный руководи-
тель РДК К.В. Вернигор. Особый интерес вызывали внеклассные мероприятия, посвященные русским
писателям и поэтам, отдельным произведениям художественной литературы. Например, литературно-
музыкальная композиция по творчеству Сергея Есенина, где было и знакомство слушателей с его био-
графией, и анализ произведений, и исполнение песен на стихи поэта. Это спектакль по поэме «Слово о
полку Игореве», где прозвучали отрывки из поэмы и на древнерусском языке, и в переводе А.Н. Май-
кова, и даже фрагменты из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь». Успех имела поставленная осенью
1986 года на сцене районного Дома культуры трагедия А.С. Пушкина «Каменный гость»

Кружок туристов-краеведов ставил перед собой задачи патриотического воспитания. Учащиеся
проводили экскурсии в школьном краеведческом музее, в отделах боевой и трудовой славы, «Природа
родного края», этнографическом, вели работу по сбору краеведческого материала, знакомились с ис-
торическим прошлым Брянщины и соседних областей Украины и Белоруссии. В эти годы состоялись
поездки учащихся в Минск, Брест, Гомель, Новозыбков, Чернигов с посещением краеведческих музеев
[5, с. 150 – 153]. В июне 1987 г. был организован поход в Могилевскую область Белоруссии к истоку
реки Беседь, на протяжении многих столетий служившей важной транспортной артерией края. Поездка
автобусом до пограничного брянского села, поход 12 километров до белорусского села Самотевичи,
родины известного поэта Аркадия Кулешова, затем рейсовым автобусов до города Костюковичи. Там –
экскурсия в историко-краеведческий музей, знакомство с экспонатами, такими, как картина «Взрыв
моста через Беседь», диорама «Освобождение Костюковичей», номера газет военного времени. А впе-
реди – экскурсия в белорусский райцентр Хотимск, автобусная поездка в город Краснополье и возвра-
щение в Красную Гору с походом протяженностью 10 километров через границу.
В 80-е годы в школе также работал фотографический кружок, что позволило оформить мно-
гочисленные альбомы о школьной жизни: об уроках, о концертах, об экскурсиях, о помощи совхозу в
полевых работах. Наконец, кукольный кружок, участниками которого были учащиеся 5 – 6 классов
Ребята выступали в районном Доме культуры, в детских садах Красной Горы, на родительских со-
браниях в школе. Любительские спектакли пользовались большим успехом у зрителей.
Подводя итоги, можно отметить, что воспитание школьников проводилась, как правило, на
позитивных примерах из жизни общества. Негативные итоги проводимой политики «перестройки»
выявились позже. Да и Чернобыль внес огромные коррективы в жизнь Красногорского района. Важ-
но также подчеркнуть, что внеклассная работа сыграла существенную роль в профориентации ребят.
Петр Васильевич Тарико после окончания филологического факультета Брянского государственного
университета стал кандидатом наук, возглавил департамент среднего образования Брянской области.
Михаил Лебедик после окончания школы поступил на факультет журналистики Белорусского госу-
дарственного университета в Минске, успешно его окончил и в настоящее время является одним из
самых известных журналистов Белоруссии. Игорь Иванович Борисенко – видный менеджер в Санкт-
Петербурге. Популярной стала и профессия педагога.

ОПЫТ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В КРАСНОГОРСКОЙ СОШ № 1 БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ (СЕРЕДИНА 80-х гг. ХХ в.)
В.А. Снытко