ОПМС-99 Брянск
Заурчали мощные моторы. Струнами натянулись стальные тросы крана. Из чрева путеукладчика медленно стало выдвигаться двадцатиметровое звено рель-сошпалочной решетки. Минута, и вот оно плавно опустилось ребром на железнодорожное полотно. Еще несколько мгновений — и звено плашмя легло на балластную постель. Разобранный участок колеи замкнули стальные рельсы.
Более шестидесяти лет на Брянском отделении оздоровление стальной колеи ведет опытно-путевая машинная станция-99. История ее возникновения уходит в 1943 год, когда в Калуге был сформирован ремонтно-восстановительный поезд. Сразу же после освобождения Брянска он прибыл сюда. Коллективу его предстояло восстановить разрушенные железнодорожные линии на орловском, гомельском, киевском, московском и других важнейших направлениях.
Винтовые домкраты, ломы, «лапы», костыльные молотки, гаечные ключи, клещи и маховые шпалоподбойки — вот весь набор технических средств, которые имелись у них на вооружении в то тяжелое военное, теперь уже далекое время. «Мы ждали тяжелую путейскую технику как манну небесную. И встретили «первую ласточку» с распростертыми объятиями. Я никогда не забуду этот знаменательный для нашего коллектива 1960 год. Он стал годом начала освоения новой техники и передовой технологии на капитальном ремонте», — вспоминает Г.Я. Мильман, талантливый инженер, хозяйственник и руководитель, возглавлявший ОПМС с 1953 по 1980 год.
Газета «Гудок», главная железнодорожная газета страны, писала в 1964 году, давая высокую оценку этому коллективу: «Есть три километра, будет четыре. И слово свое брянцы сдержали. На перегоне Красный Рог — Паниковка за четырехчасовое «окно» оздоровлено капитальным ремонтом четыре километра колеи. Темпы укладки были доведены до тысячи метров в час. Такой результат достигнут на дорогах сети впервые за все годы существования путевых машинных станций: отличный пример хозяйского государственного подхода к делу».
В 1977 году впервые было уложено три тысячи метров пути на железобетонных шпалах в пятичасовое «окно» при норме полторы тысячи метров.
Предприятие с 1966 года стало опытным, по существу, экспериментальной базой и школой для путейцев всей сети железных дорог. Деятельность ОПМС-99 нашла отражение на ВДНХ. Ей присудили диплом первой степени. Брянской станции доверяют доводку и испытание почти всех новых машин и механизмов. Для обмена опытом в Брянск приезжают из других ПМС, были здесь и зарубежные гости.
ОПМС-99 была и остается проводником всего нового и передового, что внедрялось в путевом хозяйстве. Она в числе лидеров путейских предприятий. Что ни год, то что-то новое появляется здесь. По заказу путейцев конструкторы СКТБ «Брянсктрансмаш» и Брянского завода железнодорожной техники создали опытный образец новой звеносборочной линии ЗЛЖ-1М. Если раньше прокладки, подкладки и болты укладывались на шпалы вручную, то ныне трудоемкие операции по установке и сборке элементов рельсовых скреплений механизированы. За достигнутые показатели на протяжении многих лет коллектив ОПМС-99 неоднократно награждался знаменами МПС и ЦК профсоюза, завоевывал первые места как на дороге, так и по всей сети.
У истоков развития, становления предприятия стояли люди, воспитанные в духе патриотизма. Для них долг, честь, совесть являлись основой деятельности. Эстафету от Г.Я. Мильмана принял А.Т. Занько, затем передал ее А.П. Ники-тенко. Александр Павлович умело руководил коллективом двадцать лет. Более тридцати лет стаж работы на предприятии у нового руководителя Н.П. Редя, назначенного в 2003 году. Его дети Александр и Андрей тоже связали свою жизнь с этим предприятием. Достойно несут трудовую вахту вслед за родителями электрогазосварщик Игорь Жеравов, инженер Руслан Боровик, монтер пути Евгений Гапанович, помощник водителя дрезины Михаил Ильюшенко... Не один десяток лет отдали своему предприятию многие, многие ветераны. О них помнят в коллективе. Дорожат их славным опытом, берегут традиции, приумножают делами.
Я. Соколов