СтраницаОлег Романович

Олег Романович, преподобный благоверный великий князь Черниговский и Брянский

Олег был вторым сыном и, по-видимому, одним из младших детей великого князя Черниговского и Дебрянского Романа Михайловича Ста­рого и великой княгини Анны.

Княжеское имя Олег, данное ему родителями, редко встречалось среди мужчин его семьи. Кроме его отдаленного предка Олега Святосла­вича - Гориславича («Слово о полку Игореве»), Олегами за полтора века были названы только трое представителей династии чернигово-северских Ольговичей: Олег Святославич, князь Новгород-Северский (умер в 1180 году), старший брат «Буй-Тура» Всеволода Трубчевского; Олег Святос­лавич, князь Черниговский (умер в 1204 году), старший брат Всеволода Чермного; Олег Святославич, князь Курский, внук Игоря Святославича, героя «Слова о полку Игореве» (умер в 1284 году). Олег Романович мог с равным успехом быть назван по имени одного из первых двух Олегов Святославичей, скорее всего в честь старшего брата деда по отцу.

В крещении Олег получил христианское имя Леонтий. По-видимому, он был назван в честь первого ростовского епископа Леонтия, погибше­го в 1071 году в ходе восстания, возглавляемого язычниками-волхвами. Леонтий был миссионером-чудотворцем. Он собирал вокруг себя детей язычников, лаской привлекая их к вере: «Оставль старци и учаше младен­цы». Святитель был погребен в церкви Богородицы. По восстановлении сгоревшего в 1161 году ростовского собора были открыты его мощи, и стали происходить чудеса, что послужило основанием для возведения Ле­онтия в ранг святых чудотворцев в 1194 году.

У Олега, как следует из Ипатьевской летописи 1264 года, были че­тыре старших сестры и брат Михаил. Летописец не упоминает его среди других детей Романа Михайловича, по всей видимости из-за того, что он был в то время еще ребенком. В первый и единственный раз Олег упомя­нут в летописи под 1274 годом, как один из участников похода на столицу Литвы г. Новогрудок: «Тако же из Новагородка приеха Олег во Володи-мерь (Волынский) ко своей сестре», - он был отпущен погостить его от­цом Романом Михайловичем к сестре Ольге и ее мужу князю Владимиру Волынскому.

Из данного контекста Ипатьевской летописи следует, что Олег к 1274 году уже был вполне взрослым человеком и состоявшимся военачальни­ком, по-видимому, в возрасте не менее 20 лет. Кроме этого летописно­го сообщения, мы располагаем еще одним подлинным, но, к сожалению, весьма кратким сообщением о нем в уникальном древнерусском «Помян-нике черниговских князей», включающем синодик (книга или список с перечислением имен умерших для поминовения во время богослужения молитве, иначе, поминальник) XIII века о Черниговских князьях Ольго-вичах. В тексте синодика монастыря города Любеча содержится просьба помянуть «великого князя Романа Старого Черниговского и княгиню его Анну и сына его князя Олега Романовича - Великого князя Черниговского Леонтия оставившего дванадесять темъ людей и приемшего анггалский образ. Во иноцех Василия».

Из данного подлинника XIII века следует, что: 1) Олег Романович, без сомнения, являлся великим кня­зем Черниговским; 2) после его смер­ти осталось двенадцать тем (от слова «тьма») подданных; 3) он принял мо­нашеский постриг и стал иноком мо­настыря, получив при пострижении имя Василий.

Если первый пункт в коммента­риях не нуждается, то для двух по­следующих они необходимы. Требует объяснения сам термин «тьма». Тра­диционно под ним понимается цифра в десять тысяч человек, но во второй половине XIII века этот термин имел несколько другое значение - десять тысяч воинов.

Дело в том, что главная цель монгольской администрации в завоеванных странах была двойственной: обеспечивать свою армию рекрутами и собирать налоги для поддержания государства и Чингизидов. Для этого в завоеванных ими землях монголы спешили определить платежеспособность населения, проводя его пере­пись. По-видимому, первую перепись в Черниговской земле монголы про­вели еще в 1245 году. Ее население было разделено на тьмы, тысячи, сот­ни и десятки. Эти термины обозначали не только группу людей, живших в определенном районе, но и сам район. Другими словами, каждое число­вое деление представляло военно-финансовый район, территориальную единицу, с которой взималось определенное число рекрутов (для тьмы - десять тысяч человек) и налогов.

Как установил профессор Е. Вернадский, население тьмы составля­ло примерно двести тысяч человек. Следовательно, великое княжество Черниговское при княжении Олега Романовича состояло из 12 тем, а чис­ленность его населения равнялась примерно 2,4-2,5 млн. человек.

Во-вторых, только монах и архиерей, порывая с миром, обретают новые имена, которые, разумеется, выбираются не случайно. Имя Васи­лий свидетельствует о том, что постриг состоялся, скорее всего, в день памяти одного из Отцов Церкви, вселенских учителей и святителей Василия Великого (IV века) - епископа города Кесарии Каппадокийской, ко­торый доказывал преимущество му­дрости духовной - христианской веры над светской мудростью, поддерживал монашество с его аскетизмом, либо Василия преподобномученика Печер-ского (XI века), друга священномуче-ника Феодора Печерского.

Постриг в христианской религии рассматривался как своего рода пере­рождение. На смену исчезнувшему великому князю Олегу в мир явился монах Василий. Этот торжественный обряд был как бы «вторым крещени­ем» и сопровождался облачением в монашеские одежды: мантию, клобук, пояс,  параманд,  каждая из которых        имела символическое значение.  От­ныне новопостриженный становился «воином Христовым», готовым всю жизнь сражаться с дьяволом.

Обстоятельства и время пострига князя Олега источниками не за­фиксированы. Первую по времени гипотезу в 1865 году приводит черни­говский архиепископ Филарет (Гумилевский): «Олег, видя непрочность земного счастья... предоставил брату и его сыну княжество Черниговское и Брянское, а сам начал строить Петропавловский монастырь. Князь-инок Василий скончался строгим подвижником. Мощи его почивают под спу­дом в Каменном храме обители его».

По мнению историка-исследователя XIX века Р. Зотова, «Олег был непосредственным преемником Романа Михайловича, хотя и был младше упоминаемого в Любечском синодике великого князя Черниговского Ми­хаила Дмитриевича. Он княжил, вероятно, очень короткое время». Зотов считал, что князь-инок скончался в 1290 году. У Филарета в «Указании к житиям русских святых» смерть Олега датируется 20 сентября 1307 года.

Историк-краевед П.Н. Тиханов в 1893 году утверждал: «К 1274-1275 годам надо отнести возникновение Петровской обители, начальником коей, без сомнения, был сам ее основатель - преподобный Олег-Василий. Что побудило его оставить мир - нам неизвестно». Архивист З.П. Коваленко не согласна с мнением П.Н. Тиханова об основании князем Олегом Петропавловского монастыря в 1274-1275 годы. Она утверждает: «...если Петропавловский монастырь был основан князем Олегом Брянским, то это не могло произойти раньше 1286 года», то есть связывает основание монастыря с актом пострига Олега Романовича.

Кандидат исторических наук В.В. Крашенинников придерживает­ся следующей версии: «Олег после смерти отца княжил недолго, затем «передал брату и сыну княжение Черниговское и Брянское», а сам по­стригся под именем Василия в построенный им Петропавловский мона­стырь, где и «скончался строгим подвижником» в 1307 году Позже был канонизирован».

Доктор исторических наук А.А. Горский связывает «уход с полити­ческой сцены Олега Романовича» и его пострижение «в качестве состав­ной части наступления Тохты (хана Волжской части Золотой Орды) на сферу влияния Ногая (хан юго-западной части Золотой Орды) в русских землях и, следовательно, относит к тому же времени - середине 1290-х годов XIII века».

Судя по данным родословных книг XIV века, жизнь князя Романа закончилась трагически: «...а убил его царь в Орде». Роман поставил на хана Ногая, но проиграл и был убит его противником ханом Тохтой. По­сле этого печального события Олег, без сомнения, не мог сразу унасле­довать отцовский престол как минимум по трем причинам: во-первых, в Чернигово-Брянском княжестве он передавался не старшему сыну, а следующему по старшинству брату умершего великого князя; во-вторых, кандидатуру должно было утвердить брянское вече и, в-третьих, его из­брание должен был санкционировать хан Золотой Орды, выдав ему ярлык на великое княжение.

Впрочем, три младших брата Романа Михайловича к этому време­ни, скорее всего, уже умерли, и в Брянске стал княжить сторонник хана Тохты и, по-видимому, старший двоюродный брат Олега. Он пробыл на брянском столе недолго - в битве на реке Прут Ногай разгромил Тохту, который бежал с поля боя.

По-видимому, только после этого события Олег Романович, как и его отец, союзник Ногая, стал великим князем Черниговским и Дебрян-ским, но всего лишь на два года. Судя по сведениям арабских источников, Тохта сформировал новое, хорошо обученное войско, и в битве у Каган-лыка (Полтавская область Украины) одержал победу над Ногаем, который был убит в битве русским дружинником.

Двоевластие в Золотой Орде закончилось, а князь Олег Романович был вынужден оставить великокняжеский престол и постричься в монахи. Впрочем, причина пострига вряд ли была одной-единственной. Отметим также, что Петропавловский монастырь, судя по «Сказанию о зачатии... Свенского монастыря», в котором уже упоминаются под 1288 годом брян­ский епископ, архимандрит и игумены, вполне мог быть основан князем Олегом гораздо раньше его пострига, то есть в 1270-е годы. Уже в сане на­стоятеля монастыря Василий вполне мог его перестроить и даже дать ему новое наименование - «Во имя святых апостолов Петра и Павла». Таким образом, дата кончины Олега-Василия в 1307 году наиболее вероятна.

Икона, изображающая святого князя Олега Брянского

ОЛЕГ БРЯНСКИЙ.

Романа Брянского на княжеском престоле сменил его сын Олег Романович, который был отважным воином, участвовал в сражениях с литовцами и смоленскими князьями. Однако был более склонен к монашеской жизни. Он основал Петропавловский монастырь, добровольно оставил княжеский трон и принял монашество. Князь-монах вел суровую жизнь, поселившись в подземной комнате монастыря. Сейчас он почитается как брянский Святой. А основанный им монастырь существует до сих пор.

"Год блаженной кончины святого Олега-Василя одни полагают 6740 (1231), что явно однако противоречит летописи; другие принимают год преставления Олега – 6798 (1289): последняя дата правдоподобнее и согласна с историческими данными, но точного времени кончины святого неизвестно.
Мощи Олега почивают под спудом в Брянском Петропавловском монастыре, который по благоговению к святому князю-подвижнику – патриарх Никон возводил на степень ставропигии. Но где, в каком месте покоятся святые останки – трудно сказать определительно. Зотов говорит, что мощи князя Олега покоются под спудом «в каменном храме, в построенной им обители». Верная вторая половина сего положение. Погребение Олега без сомнения произошло в монастыре, основанном самим князем, но точного места нахождения мощей теперь указать нельзя, ибо древней церкви не сохранилось. Вот впрочем несколько случайных местных указаний, быть может нелишенных интереса.
Когда десять лет тому назад для погребения игуменьи Викентии в паперти деревянного храма Петровского монастыря с западной стороны был приподнят пол, то обнаружился склеп; его не открывали однако, и кто там погребен – так и остается до сих пор неизвестно. Затем в 1891 году при исправлении паперти в том же старом храме, с северной стороны нашли ход под церковь. В том же году при подведении фундамента под столбы, на которых стоит часовня с резными Николаем Чудотворцем (Можайским или Ратным) и Пятницей-Прасковеей, находили куски старинной парчи, но обстоятельству сему не придали никакого значения, хотя простое любопытство прямо подсказывало и наводило на мысль произвести дальнейшие разыскания уже именно с целью определить находку. "