Страницаокруг

Мальцовский заводской округ. 1899 год. Брянщина

Мальцовскiй заводскiй округъ

Мальцовскiй заводскiй округъ обнимаеть собою сев. часть Брянскаго у., Орловской губ., среднюю и южную часть Жиздринскаго, Калужской губ., и восточную часть Рославльскаго, Смоленской губ., со-средоточиваясь, главнымъ образомъ, по р. Болве (притоку р. Десны, впадающему въ нее близъ г. Брянска), затемъ по р. Жиздре съ прито-ками, и составляя полосу въ 120 в. дл.и 100 в. шир. Всей земли счита-лось во владенiи С.И. Мальцова 238000 дес., въ томъ числе около 150000 дес. леса; почти половина всехъ земель приходилась на Жизд-ринскiй у., 2/5на Брянскiй у. и около 1/10 на Рославльскiй. Въ пору наибольшаго развитая заводской деятельности здесь существовали 22 большихъ завода, которые давали работу 100000 чел. Развитие завод-ской промышленности началось около 200 летъ тому назадъ, подъ влiянiемъ неплодородной почвы, богатства ископаемыхъ и прекрас-ныхъ естественныхъ путей сообщения: pp. Болва и Десна давали сплавъ къ Кiеву, а Жиздра и Ока—къ Москве и Нижнему. Въ 1765 г. Ев-докимъ Демидовъ построилъ Людиновскiй заводъ (рабочiе выселены сюда съ Урала—«Люди Но-вы»). Въ 1788 г. Иваномъ Акимовичемъ Мальцовымъ были куплены при сел. Радицестеклянный и хрустальный заводы, а въ 1790 г. хрустальный заводъ перенесенъ въ с. Дятьково. Владенiя Маль-цова постоянно расширялись, число заводовъ увеличивалось. Съ 40-хъ годовъ заведыванiе заво-дами перешло къ сыну И.А. Мальцова, Сергею Ивановичу, настолько расширившему заводское де-ло, что оно въ 1886 г. было оценено въ 15760000 р. Для своихъ лесовъ С. И. Мальцовъ установилъ сорокалетний срокъ рубки, а по отношенiю къ некоторымъ лесамъ — еще более продолжительные сроки, до 100 леть; неустанно искалъ каменнаго угля, который действительно и нашелъ въ соб-ственныхъ владенiяхъ (у Буды); въ 1877 г. построилъ узкоколейную ж. дор., легкаго типа, съ 8 фун-товыми (въ 1 фут) рельсами (вагончики съ подъемной силой 500 пуд., локомотивъ безъ тендера, съ боковой нагрузкой воды и дровъ). Эта Мальцовская ж. дор. начинается у ст. Радица Вагонная Ор-ловско-Витебской линiи и проходитъ вдоль р. Болвы на северъ, чрезъ Любохну, Дятьково, Людино-во, Сукремлъ, на Песочню, всего протяженiемъ 104 вер. Кроме того изъ Людинова проведена ветвь на Шахту, близъ с. Усты, на бер. р. Жиздры, дл. 30 в., а изъ Дятькова ветвь на Ивоть, дл. 20 вер., и др. Общая длина всего железнодорожнаго пути - 204 вер. Ж. дор. обошлась Мальцову по 9500 р за версту, вместе съ подвижнымъ составомъ, что составляетъ сумму около 2 милл. р. Ж. дор.много облегчила доставку сырыхъ и полуобработанныхъ матерiаловъ съ одного зав. на другой. Подвижной составъ: 26 паровозовъ, 461 товарныхъ вагоновъ, 52 пассажир-скихъ вагона, 142 платформы. Шоссейныя дороги, протяженiемъ въ 130 в., соединяютъ все глав-ные заводы. Р. Болва была временно-судоходной до Сукремля, но среди лета мелела. Построен-ные Мальцовымъ шлюзы, бассейны, плотины для задержки воды и образованiя прудовъ создали возможность постояннаго судоходства по Болве отъ Сукремля до Брянска, на протяженiи до 100 верстъ, съ паденiемъ воды въ 5 саж. При Людиновскомъ чугунно-литейномъ заводе устроены ста-леварочныя печи и громадная механическая мастерская на 196 станковъ; это позволило принимать отъ казенныхъ и частныхъ железныхъ дорогь заказы на изготовленiе паровозовъ, вагоновъ, локо-мобилей, рельсъ и проч. Въ прошежутокъ времени съ 1870 до 1881 годъ сооружено 373 паровоза и 11 тыс. вагоновъ, всего на сумму въ 24 милл. рублей. Для подготовки населенiя къ подобной дея-тельности Мальцовъ устроилъ училища съ ремесленнымъ характеромъ, въ томъ числе техниче-ское, открытое въ 1876 г.; курсъ ученiя 5-летнiй; цель—выпускать хорошо подготовленныхъ масте-ровъ, особенно механиковъ и слесарей. Преподавались черченiе и рисованiе, простейшая механи-ка, краткiй курсъ химiи и минералогiи. Учителей было 7, учениковъ 60—66. Изъ начальныхъ учи-лищъ особенно хорошо было поставлено людиновское, съ библiотекой и гимнастическимъ заломъ. Въ 1876 г. было учреждено ссудо - сберегательное товарищество, уже въ 1880 г. имевшее 900 чле-новъ и капиталъ въ 75 т. руб. Когда казенные заказы, съ 1878 г., стали уменьшаться, это повлекло за собою соответственное уменьшенiе производства на Людиновскомъ заводе, упавшаго съ 5 милл. въ 1876 г. до 800 тыс. р. въ 1891 г. Мальцовское торгово-промышленное товарищество, ос-нованное въ 1875 г., имело складочный капиталъ въ 6 милл. руб.; рабочимъ и служащимъ предо-ставлено было участiе въ прибыляхъ. Рядъ неудачъ, болезнь Мальцова и отъездъ его за границу привели въ 1885 г. къ учрежденiю казеннаго управленiя (администрацiи). Все долги предпрiятiй со-ставляли въ это время до 10 милл., въ томъ числе казне 3 милл. Въ четыре года казеннаго управ-ленiя долгь казне возросъ до 7700 тыс. и все заводы пришли въ полный упадокъ. Въ 1889 году учреждено конкурсное управленiе, подъ председател. юрисконсул. мин. фин. Н.И. Беллюстина; за-ведыванiе деломъ перешло къ горному инженеру Норпе. Закрытые заводы понемногу открывают-ся, но населенiе, не смотря на наделенiе землею (1890), мало поправляется; заработная плата па-даетъ съ 170 р. въ годъ до 90 р., многiе уходятъ на сторону, смертность увеличивается, рождае-мость уменьшается. Съ 1893 г., благодаря крупнымъ правительственнымъ заказамъ и требо-ванiямъ соседняго Брянско-Бежецкаго завода, деятельность Мальцовскихъ заводовъ снова усили-вается. Въ 1892 г. добыто чугунной руды (бурый железнякъ) для всехъ 5 чугунно-литейныхъ заво-довъ 2176714 пд. Выплавлено чугуна: въ штыкахъ 347913 пд., чугуннаго литья въ деле въ виде посуды и др.—774049 пудовъ, на сумму приблизительно 1189198 р. Железа выработано въ 1892 г. въ с. Людинове: пудлинговыхъ кусковъ 197872 пд., полосоваго и сортоваго 66 т. пд., листоваго 7355 пд. Металлическихъ изделiй: чугунныхъ 124 т. пд. и эмалированной посуды 112420 пд. Стекла и хрусталю въ томъ же 1892 г. выработано на 5 заводахъ на сумму свыше 1 милл. руб. «…» Фаянсовая глина для Песочинскаго зав. добывается на месте, около самаго завода. Не ути-лизируются въ М. окр. фосфориты, которыхъ много около Славинки и Шибенца на Болве, серный колчеданъ (особенно много близъ Марьина по Болве), охры (на верховьяхъ Болвы), жерновые пес-чаники (близъ Шахты) и лигнитъ (въ Рославльскомъ у.). Всего въ М. округе числится: 15 крупныхъ заводовъ, 12 другихъ фабрикъ и заводовъ, 2 арендованныхъ чугунно-литей-ныхъ, 43 мельницы, 13 лесопиленъ, 12 кирпичныхъ заводовъ 13 хуторовъ, 26 угольныхъ печей…

Н. К. Кареевъ, Н.И., проф.