Страницаодежда

Одежда крестьян Трубчевского уезда  в конце XIX - начале XX веков.

В конце XIX-начале XX вв. в состав Трубчевского уезда частично входили территории современных Выгоничского, Навлинского, Суземского, Брянского, Погарского, Почепского, Жирятинского, Брасовского районов. В этот период изучением старинной крестьянской одежды Трубчевского уезда занимались П.И.Якоби, Д.О.Святский, Н.И.Лебедева.

В этнографическом исследовании «Вятичи Орловской губернии» П.И.Якоби описал головной убор крестьянки северной части Трубчевского уезда, который бытовал там ещё в крепостное время. «Это своеобразная шапка: … род цилиндрической или слегка конической коробки, узкой и длинной, поставленной стоймя на голове, над которой она возвышалась на 6, 8 и даже более вершков. Обыкновенно она сделана из бересты, обшита и украшена более или менее дорогой тканью, с вышивками и галунами. Со времени освобождения крестьян такие шапки более не носятся и сохраняются в сундуках, а их заменила низенькая рогатая шапочка точно так же вышитая и изукрашенная. Головной убор называется сорока. Все называли его «срамной», «стыдной…». [4, с.151-152].

Прошло всего четыре десятилетия, и этот головной убор тоже ушёл в прошлое. Отказаться от него помогали даже священники. В некоторых сёлах крестьянок в рогатой кичке просто не пускали в церковь и не давали причащаться. «С рогами, а идёшь в церковь», – говорили они. Особенно радовались этому мужчины, так как в былые времена на женский головной убор приходилось «тратить по 100 рублей и более».

Святский отмечал, что «и в это время источники были настолько богаты, что можно воссоздать историю местного костюма; как сороки сменялись златоглавами и верхушами, шеломки – повойниками» [1]. И это естественно: ведь головные уборы собирались и формировались десятилетиями, бережно хранились и передавались по наследству из поколения в поколение.

Шеломок состоял из шапочки с пунцовым атласным верхом, сложенной пирожком, наподобие обыкновенной мужской шляпы a la Пушкин, но надеваемой не вдоль головы, а поперёк. Повязывался он особой расшитой повязкой с махрами. Шеломок был распространен от Суземки и Горожанки до Трубчевска и Новгород-Северского.

В начале XX в. в Суземке женщины уже носили «повойник». Он представлял собой круглую плоскую шапочку, надевавшуюся на обруч, из материи алого цвета, стёганой геометрическим простым узором. Поверх повойника повязывали фабричный платок. Праздничный повойник расшивали большими малиновыми узорами в виде махровых цветов, а также жёлтой и серебряной нитью, и иногда надевали его на будничный. Такие головные уборы шили в местечке Середина-Буда Новгород-Северского уезда. Встречались повойники, верхушка которых была вышита разноцветной шерстью, с крупным растительным орнаментом. Их приносили богомолки из Киева.

Не только женские головные уборы, но и другие элементы старинной одежды населения Трубчевского уезда, благополучно долежали в сундуках и погребах (где обычно хранилось от пожара всё самое ценное) до отыскавших их исследователей-этнографов.

Не только женские головные уборы, но и другие элементы старинной одежды населения Трубчевского уезда, благополучно долежали в сундуках и погребах (где обычно хранилось от пожара всё самое ценное) до отыскавших их исследователей-этнографов.

В 1925-26 гг. этнографическую экспедицию с посещением Трубчевска и части уезда, прилегающей к р.Десне, совершила Н.И.Лебедева. Она занималась исследовательской работой в населённых пунктах: д.Уты (Удельное), д.Якобское (Яковск), с.Рябчевск, д.Манцурово, д.Прутки, с.Меркульево-Уты, д.Лбы, д.Саврасово, д.Здеславка, с.Плюсково, с.Юрово, д.Литовка, д.Ивановка, д.Голубча, д.Ивановская, с.Любожичи, с.Фомчино, д.Верхние Новоселки, с.Орельск, с.Глинево (Гнилево), д.Нижние Новоселки, д.Кветунь, д.Вдолья, д.Селец, д.Колодезь, с.Филипповичи, д.Тёмная, д.Макорзня (Макарзно). Здесь жили крестьяне бывшего удельного ведомства. В некоторых сёлах, например, Орельске, жили однодворцы, но к середине 20-х гг. XX в. они так слились с местным населением, что в одежде ничем уже от него не отличались.

В этом регионе женские рубахи шили в 3,5 полотнища с прямыми поликами, пришитыми по основе. Рукав вшивался в угол, образованный внешним краем полика и станом (Рябчёвск, от Утов до Витемля по Десне, в районе Трубчевска). Эти рубахи были очень похожи на рубахи Киевской, Полтавской, Подольской губерний. Для Трубчевска были характерны пышные рукава, близкие украинским. Виды рукавов были разные: и без ластовиц (старые), и с ластовицами. Рукава кроили по-новому: из 1; 11/4; 11/2 полотнища, без сборок сверху, у запястья сборки шли под узкую обшивку или обшлаг. В Рябчевске и других местах этот вид называли «зарукавник». Рубахи были и без воротников (с узкой обшивой вокруг шеи), и с отложными воротниками, которые считались польско-литовским наследием ещё с XVI-XVII веков. Такие рубахи встречались у однодворцев Липецкой, Воронежской, Рязанской губерний. Застёгивали их на две тесьмы через прорези двух петель. В старых рубахах употребляли медную демидовскую пуговицу, в новых – покупную стеклянную или «кокосовую» и прорезную петлю. Отложной воротник раньше ничем не украшали, позднее его расшивали чёрно-красным бумажным крестом. Рубахи бытовали с подставами и без них, т.е. составные и цельные. В Рябчевске их называли чехликами. Составные рубахи были будничными и воскресными, но никогда  обрядовыми. Повсеместно украшали подол, полики, рукава. Древний способ украшения – затыкание красной бумагой «закладной» и «браной» техникой. Существовал и новый способ: вышивка крестом красными и чёрными бумажными нитками. Не украшали по подолу рубахи старушечьи, погребальные, траурные и обрядовые.

В этих населенных пунктах преобладали поневы-«колышки», которые состояли из двух полотнищ длиною 186-195 см домотканой шерстяной красной материи в клетку, размером 1х2 см, с узорами «цыганкой» и «бровкой». Полотнища сшивались по основе на длину 100-112 см при помощи цветной шлёнки и белой бумаги. Место сшива называлось «увозка» (Рябчёвск) или «растопырка» (Орельск), узор при шве  «петушки». Несшитые части понёвы называли «колышки». Сшитой частью понёвы прикрывали нижнюю часть тела сзади, ниже талии, а «колышки» закладывали углом спереди. Сзади нижнюю правую сторону поднимали к талии. Всю понёву привязывали поясом. Такой способ ношения назывался «кульком». Самой нарядной была духовская понёва, где для украшения использовали позумент, разноцветную шлёнку, кумач, шнурки «вилюшки» голубые и желтые. Понёвы ткались «браной» техникой.

Старинные и новые понёвы Трубчевского Подесенья были очень похожи на понёвы Севского уезда, районов р.Ипути и верховьев Днепра. Носили здесь и нагрудник – «саян», известный на западе с XV в. (влияние Смоленщины).

Передники в этом районе назывались «запанами». Их шили из одного полотнища холста, перегнутого по утку, с разрезом посередине для продевания головы. Боковые кромки сшивали вместе, оставляя проёмы для рук. Сзади, в центре полотнища вырезали полоску в ¾ длины запана, чтобы его можно было надеть. В более ранние времена запаны носили девочки с 7 лет, причем, с понёвой. В Рябчевске, Орельске передники украшались браными узорами «солдаты», «яблоки», «пальчики», «клинушки», «узорчики», «костыли». Как новый вид украшения в конце 19-начале 20 века использовали вышивку крестом.

Головной убор женщин здесь назывался «позявкин». В Рябчевске он состоял из одного полотенца. Полотенце складывали вчетверо по длине и клали на лоб так, чтобы его концы шли назад, где переплетались и вновь возвращались на лоб. Здесь концы закладывались так, что затканные части покрывали лоб и виски. Для головного убора использовали и покупные полотенца из миткаля с затканками и вырезами. Девушки носили платки, которые складывали углом и завязывали под подбородком.

Для этих мест были характерны лапти-«рачки» и московского типа с черными шерстяными, ткаными и ременными оборами. Перед первой мировой войной в моду вошли сарафаны с лифом, можно было увидеть и полосатые домотканые юбки. Мужчины носили рубахи с косыми воротами и перетыками, с вышитыми косяками на груди; белые валяные шляпы, порты. И женщины, и мужчины ходили в белых зипунах.

Бывшие апраксинские крестьянки сёл Глинное, Вздружное, Салтановка, Зеленухово, Пролысово, Сытенки шили рубахи с прямыми поликами и отложными воротниками, носили котелкообразные кички, кокошники, чепцы, понёвы-разнополки, лапти-«рачки» и московского типа, сарафаны из прямых полотнищ, мужские рубахи в качестве нагрудников, пушки на висках, которые уже редко можно было увидеть. Зипуны и мужские колпаки-валянки были такие же, как и в вышеперечисленных населенных пунктах.

В селениях Сосновое Болото, Уручье, Милечь, Рясное, Колодное, Павловка (Подлинева Слобода) женщины-крестьянки носили рубахи с косыми поликами, запаны, нагрудники, понёвы-разнополки, рогатые кички с бисерными позатыльниками, чепцы; девушки  сложенный платок, повязываемый по лбу; лапти-«рачки», «щербаки» и московского типа; оборы черные шерстяные, дёрганные на пальцах. В начале XX в. в моду вошли кофты и юбки.

Мужская одежда этих населённых пунктов  рубаха-косоворотка с вышитыми косяками на груди, с перетыками на подоле, на рукавах; пояса с бисером, белые клинастые зипуны, белые колпаки и кожаные мешочки «саке» на поясе.

Н.В.Печикина (Брянск)

Одежда крестьян Трубчевского уезда  в конце XIX - начале XX веков.

(по материалам этнографических исследований).

Одежда крестьян Трубчевского уезда 1909 год.