Страницаобщины

СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ОБЩИНЫ БРЯНСКОГО ПОГРАНИЧЬЯ, Брянская земля

Полевые этнографические исследования проводились среди старообрядцев разных согласий в г. Новозыбкове Брянской обл. РФ и г. Гомеле одноименной области Белоруссии, расположенных в непосредственной близости от государственной российско-бело-русской границы и друг от друга, расстояние между ними составля-ет всего 70 км. Вся эта местность с населенными пунктами – села-ми и небольшими городками (Клинцы, Унеча, Стародуб и др.) – издавна составляла очень важный в истории всего старообрядчест-ва регион, консолидирующий общины поповского направления и широко известные как Ветка и Стародубье.

До сих пор в религиозном отношении Новозыбков остается одним из известных старообрядческих центров, так из четырех действующих сегодня храмов, два являются старообрядческими.

Первоначально в Новозыбкове существовала и своеобраз-ная территориально-этническая и социальная стратификация. Как было сказано выше, город был основан и заселен преимущест-венно старообрядцами, основными занятиями которых были соб-ственное производства и торговля. Затем сюда стало прибывать еврейское население, так как город имел удобное географическое положение – за чертой оседлости и одновременно в непосредст-венной близости от социально-экономических центров. Евреи се-лились компактно в большом районе недалеко от центра города, называемом Молостовкой. Здесь располагались постоялые дома, имелись две синагоги, здания которых сохранились до сих пор. С прошлого года в одном из них было восстановлено богослуже-ние, иудейская община получила официальную регистрацию.
Крестьянское заселение города началось только в начале ХХ в., когда наиболее выгодные участки уже были заняты, поэто-му переселенцам оставались окраинные, заболоченные земли, этот район назывался Оторвиловкой. По местной этимологии, от того, что там поселились люди «оторвавшиеся» от села, но не во-шедшие в городскую жизнь. Собственно с этого времени и начи-нает складываться его особая полиэтничная культура, активное включение украинского и белорусского компонентов.
Вообще из анализа интервью с местными жителями, как ста-рообрядцами, так и представителями РПЦ, главным отличитель-ным признаком своей городской среды является смешанность, не-которая культурная маргинальность, пограничность: «Хоть и пи-шемся русскими, но традиция другая, это на уровне традиций ощущается, на уровне даже произношения русских слов, если, вот, человек говорит по-русски, но с мягким очень произношени-ем, ясно, что это украинское население, грубоватый мужицкий говор – это белорусское влияние. У нас вот свой регион, Старо-дубье называется»; «Здесь местность-то особая, это же бывшая Черниговская губерния, все перемешано здесь уже веками».

Для старообрядцев главным групповым признаком являет-ся конфессиональная принадлежность и приверженность стари-не: «Мы соблюдаем устав, тот, который дан нам еще от апо-столов Христовых. Старообрядцы служат именно по уставам тех времен, ничего нерушимо, никакие реформы, никакие пере-мены не коснулись этого». Традиционно используется известный прием мифологизации, удревнения истории старообрядчества для обоснования уникальности и отличности от других: «Наша вера она самая старая, еще от апостолов идет».
В настоящее время – смешанные браки давно не редкость, о них упоминают применительно к себе или своим родственникам практически все информаторы, взаимосвязь этнической и рели-гиозной принадлежности также утратила однозначность. В каче-стве декларируемой, но не всегда практикуемой нормы выступает обязательный переход в старообрядчество партнера-иноверца. Рассказов о таких случаях множество: «У меня муж от чистый украинец, а нашу веру принял»; «У моей дочки муж в Москве вообще татарин, перекрестился тоже» и т.д, впрочем, как и о случаях, когда супруги, оставались каждый в своей церкви: «Так и прожили. Он в свою церкву идеть, а она – в свою. И усю жизнь от так». В целом, конфессионально-смешанные браки расценива-ются не слишком позитивно, как свидетельство угасания старооб-рядческой традиции, однако не вызывают резкого отторжения. Это, скорее, сетование об изменившихся временах: «Да счас все так. Уже никого не различают. Ни веры, ни нации. Все забывают».

Несмотря на постепенное размывание традиционного пла-ста старообрядческой культуры, а также повышение степени от-крытости для различных взаимодействий и большей коммуника-тивности (рост числа смешанных браков, разнообразие производ-ственно-хозяйственных контактов, общая социальная сфера и т.д.), способствующих размыванию групповых границ, основные куль-турные маркеры продолжают сохраняться. Кроме того, старооб-рядческая культура, обладающая собственной спецификой, орга-нично включена в региональный культурный слой. Историко-культурная целостность приграничного региона России, частью которой являются и исследованные старообрядческие группы, выстраивается на основе определенного набора культурных па-раметров (язык, традиции, менталитет), которые оказываются значимыми и при поддержании групповой границы собственно старообрядческого сообщества. Однако изменяется их ценностная окрашенность, а различие актуализируется по линии «принадлеж-ность к истинной вере» и «соблюдение древней традиции». То есть для старообрядцев принцип отбора групповых маркеров полно-стью определяется степенью соответствия традиции, и именно тра-диция выступает, если не как единственный, то, как единственно правильный и предпочитаемый, способ отбора и упорядочивания социокультурного опыта.

Е.С. Данилко
СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ОБЩИНЫ БРЯНСКОГО ПОГРАНИЧЬЯ