Страницаобщество

1899 год. Акционерное общество Мальцовского портландцемента Брянщина

14 февраля 1899 г. в ответ на его прошение, чрезвычайное общее собрание акционеров общества «Мальцовских заводов» приняло решение: «Продать земельные участки, намеченные под устройство цементного завода близ деревни Боровка, учреждаемому Л. К. Шешминцевым АО «Мальцовского портландцемента» за 200 тыс. руб. и в уплату за продаваемую землю получить акции этого Общества на ту же сумму. Разрешить Л.К. Шешминцеву учреждаемое им Общество наименовать «Акционерное общество Мальцовского портландцемента» [2, ф. 23, оп. 24, д. 633, л. 22].

Основной капитал общества 1 млн 200 тыс. рублей был разделен на 4800 акций, по 250 рублей каждая. Все акции распределялись «между учредителем и приглашенными им к участию в предприятии лицами, по взаимному соглашению [2, ф. 23, оп. 24, д. 633, л. 30].

Цементный завод строился очень быстро. Необходимое оборудование заказывали в Москве, Петербурге и за границей. На его строительство и оснащение было затрачено 1 млн. 200 тыс. рублей [1, ф. 287, оп. 2, д. 126, л. 17 об.].

14 октября 1900 года при деревне Боровка состоялся пуск завода (с 1964 г. город Фокино) (рис. 5), рассчитанного на производство 300 тыс. бочек цемента в год (вместимостью по 10 пудов каждая) [49, с. 17]. С первых же дней работы продукция стала пользоваться широким спросом у покупателей. Успешному сбыту цемента в немалой степени способствовало то обстоятельство, что завод был сооружен на оживленном перекрестке железнодорожных и водных артерии в Европейской части России.

В 1901 г. заводом было произведено 220 тыс. бочек цемента. Правление АО «Мальцовских заводов», которому принадлежало больше половины акций Портландцемента, решило, что «крайне желательно вообще оказать поддержку цементному заводу, как крупному грузоотправителю, отправившему по Мальцовской железной дороге за первый год действия свыше 2 млн пудов груза, так как развитие действия означенного завода само собой должно отозваться на увеличении валового дохода и чистой прибыли общества Мальцовских заводов. Оказать означенную поддержку необходимо за первый год действия завода, ввиду происшедшего понижения продажных цен на цемент и первоначальной обычной дороговизны производства» [1, ф. 105, оп. 3, д. 31, л. 142]. Результаты этой поддержки не заставили себя ждать. В 1902 г. АО «Мальцовских заводов» получило от Портландцемента 58 077 руб. 34 коп. чистой прибыли.

Будучи дальновидным предпринимателем, руководитель цементного предприятия «Мальцовский портландцемент» Л. К. Шешминцев понимал, что социальная инфраструктура, которую необходимо организовать на предприятии, будет призвана создавать благоприятные условия для проживания людей, обеспечить удовлетворение материальных и духовных потребностей населения, а это, в свою очередь, станет определяющим моментом конкурентоспособности завода [93, с. 49].

Кроме того, недостаточная способность местных властей решать проблемы населенных пунктов, "вошедших в индустриальное общество" частично компенсировалась за счет того, что владельцы крупных предприятий начинали сами строить для рабочих объекты социального назначения.