Страницаобряды

КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ И ОБРЯДЫ БРЯНЩИНЫ

Исследова­ние календарных песен и обрядов Брянщины. Календарные пес­ни и обряды составляют годовой цикл, определяемый солнечным календарём, чем и объясняется их условное название — кален­дарные. Цикличность песен вызвана цикличностью календарных праздников и обрядов. 

Календарные обряды и песни - по преимуществу земледель­ческие, с аграрно-магической функцией. Чтобы понять, например, календарную песню, надо иметь разностороннее представление о праздниках и обрядах этого цикла.

Говоря о календарных обрядах и песнях, мы имеем в виду об­ряды и песни традиционные, по преимуществу крестьянские.

Народный календарь, как и любой другой, представляет собой исторически сложившуюся систему членения, счёта и регламен­тации годового времени. 

В структуре народного календаря органично переплетается мно­жество относительно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных календарей: солнечный и лунный; вегетативный и земледельче­ский; скотоводческий, ткаческий, пчеловодческий; брачный и по­минальный и др. Каждый из них образует внутри календаря особый цикл и соотносится с особым кругом верований о природе и че­ловеческой жизни.

Ключевые календарно-обрядовые комплексы включают в себя:

1)  встречу и проводы мифологических персонажей,

2)  запреты и предписания, касающиеся поведения людей,

3)  поминальные мотивы, в которых воплощен культ предков,

4)   прогностические (гадания),

5)  продуцирующие и

6)   апотропеические (защитные, обереговые) практики. 

Народное песнетворчество Брянщины разделяется на два пласта: песни, возникшие в глубокой древно­сти, и песни более позднего происхождения. К древним относятся календарные песни — предмет нашего исследования.

Население здесь в основном русское, но от самих жителей ча­сто приходится слышать, что «говор наш не русской», «мы ж не всегда брянсками были и украинцами тоже назывались». Одна­ко тут же утверждают: «Мы-то русскаи, и с фамилией тоже рус­ской». Действительно, большинство исполнителей, от которых мы заптсывали песни, имеют русские фамилии и говорят на русском языке, но местный диалект отражает близость соседних респу­блик.

Самый распространённый жанр песен на Брянщине - это ка­лендарные песни.

Песни зимние очень разнообразны. Они включают в себя и сохранившиеся древние магические песни, и игровые, и более поздние - лирические. В основном, два типа: песни лирические, протяжные, звучащие на посиделках; и песни игровые.

Игровые больше звучали на святочных игрищах. Принято было на святки обходить дворы и. поздравляя хозяев, петь им коляд­ки и щедровки - песни, в которых величали хозяина, его семью; желали всем долголетия, семейного благополучия. Колядовщики рядились козой, быком или медведем. В святочных песнях всегда звучал припев-возглас: «коляда» или «щедрый вечер». Эти песни, воспевающие сытость и довольство, должны были способствовать хорошему урожаю, богатству, счастливому браку.

Нередко колядующие являлись с полным лукошком зерна и, войдя в дом, «рассеивали» жито по избе, напевая: «Сею-вею, по- севаю, С новым годом поздравляю!» и т.д.

Посевание зерна и песни призваны были, по мысли земле­дельца, принести в дом благополучие. В знак благодарности за внимание хозяин должен был одарить колядующих подарком или угощением. Наряду со взрослыми, святки праздновала и детвора. Она бегала по домам и пела щедровки.

На посиделках зимой пели не только протяжные и лирические песни, но иногда и сезонные.

Масленица - праздник, отличающийся безудержным весельем, доходящим порой до разгула. Катались на лошадях вокруг села, с гор на санях, а также возили «Масленицу» - чучело. Маслени­ца считалась праздником молодожёнов. Пелись, в основном, ли­рические песни и песни-дразнилки.

Весной (встреча 9 марта) пели (кликали) веснянки и водили весенние хороводы. В отличие от летних, им были свойственны более размеренные движения, спокойная и плавная мелодическая линия. Формы этих хороводов различны (стрела, вутица). Были игровые хороводы (Махоня, Кострома). Пелись лирические песни, приуроченные к весне.

Пелись на Брянщине и русальные песни, под эти песни зави­вали венки, гадали на них, водили русалок, водили также коня. Пели песни на захоронение кукушкии на захоронение дуги. Эти обряды, как полагали, способствовали росту хлебов. Качались на качелях, пели рельные (качельные) песни.

Наступали праздники «Купало» (24 июня по ст. стилю) и «Пе­тровки» (29 июня по ст. стилю). Пелись соответствующие песни. «Купало» распространён в основном на западе Брянщины. В вос­точных и особенно в северных районах Брянщины такого празд­ника не знают. У кого бы я ни спрашивал об этом празднике, никто из них не мог понять вопроса. Хотя через средства массовой информации этот обряд начинают пропагандировать, устраивать конкурсы самодеятельности, праздник «Купало», которого наши жители практически не знают. Вот так и появляются «традицион­ные» праздники, ничего близкого с традицией не имеющие. Здесь нужен специалист, досконально знающий традиционное народное творчество. А заниматься популяризацией здесь ни к чему, это должно идти естественным путём. Да и традиционные праздники надо поддерживать осторожно, «показуха» здесь не нужна.

В календарных песнях на Брянщине бытуют три типа интони­рования. Перед исполнением календарной песни обычно говорят: «Наговори-ка щедровку» (или веснянку, или русальскую), «скричите купальскую» (или жнивную), «спеем картофельную» (сия­ем). Термин «спеём» применяется певцами и к лирическим, и к протяжным. Каждому способу интонирования календарных песен («наговорить», «скричать» и «спеть в сезон») соответствовала определенная композиционная и исполнительская черта. В первой исполнительской группе преобладает речевое интонирование над музыкальным, во второй - музыка и речь принципиально равно­ценны, а в третьей их соотношение колеблется больше в сторо­ну музыкального интонирования. Иногда все типы интонирования переходят друг в друга. Песня «Сею, вею, посеваю» «интониру­ется» нараспев, звуковысотность трудно определима. Щедровки интонируются так же, как и посевальные, но есть и мужские, и женские, и детские. Мужские исполняются грубым тембром нео­пределённой высоты, детские исполняются аналогично. Женские исполняются кричащим тембром, горловым звуком; в них как бы сочетаются музыкальные и речевые интонации. Все эти песни от­носятся к типу «наговорить». «Наговаривались» и песни «Ряжение козы» («Го-го-го коза»), но здесь уже есть элемент перехода к типу «скричать», т.к. поются они и типом «наговорить», а ино­гда — «скричать».

Сезонные посиделочные песни относятся, в основном, к ка­лендарным, т.к. в них появляются «гукания».

Характер масленичных песен определяется содержанием об­ряда. В большинстве своем — это песни-дразнилки, незатейливые по мелодике и ритму, живые по темпу (например, «Горшок на колу», «Як пойдем мы к Василю»  всем им свойственно кричащее интонирование. Припевы этих песен (в них преобладает бурдонное многоголосие) обычно включают в себя и речевые интонации.

Весенние песни и заклички и «наговариваются», и «кричатся». В них присутствуют квартовые зовы и расцвечивание лада игрой терций.