Система образования в Брянском крае в первой половине XIX века
Александр I в «Предварительных правилах об общественном образовании» от 24 января 1803 года объявил о реформе в этой важной сфере общественной жизни: начальную ступень составляли церковно-приходские школы, которые в обязательном порядке должны были быть в каждом церковном приходе или, в крайнем случае, - одна на два прихода. Далее следовали уездные двухклассные училища для представителей всех сословий. Среднюю ступень представляли губернские гимназии (формально в них принимались все, за исключением детей крепостных].
Высшую ступень представляли университеты и технические учебные заведения. Было заявлено о намерении учреждать школы не только в уездах, но и в деревнях. Правительство планировало установить связь всех уровней школ, чтобы дать возможность способным детям из низших слоев подняться до государственной службы.
Однако планы Александра по содержанию деревенских школ оказались чересчур оптимистичными: ни у казны, ни у местных властей не оказалось достаточно средств для такой крупномасштабной кампании. В результате сельские районы России довольствовались лишь скудной сетью церковно-при-ходских школ, которые были призваны готовить учащихся для уездных училищ.
В них преподавали чтение, письмо, простые арифметические действия, главные начала «Закона Божьего и нравоучения». Предусматривались краткие наставления о сельском домоводстве, средствам гигиены. Однако половина из обучавшихся крестьянских детей, едва научившись основам грамоты, оставляла школы.
На территории Брянского края в Трубчевском и Севском уездах находились удельные земли, принадлежавшие царской семье. Местное управление ими здесь осуществлялось сельскими удельными приказами, которых было пять в Трубчевском и четыре в Севском уездах. При каждом таком приказе находилось по одному сельскому училищу для обучения крестьянских детей мужского пола.
В этих учебных заведениях преподавались чтение, письмо, Закон Божий, Священная история, четыре арифметических действия и пение. Старшим ученикам давались краткие сведения о российской истории и географии. Учителями были окончившие курс студенты семинарии или приходские священники. Каждое такое училище было рассчитано на 40 детей, но к середине XIX века это число выросло в два раза.
В уездных училищах должно было быть по два учителя и более широкий круг изучаемых предметов: Закон Божий и Священная история, грамматика, чистописание, правописание, правила слога, география, всеобщая и российская история, арифметика, начальные основы геометрии, физики и естествознания, рисование и даже начальные правила технологии, имеющей отношение к местным типам производств.
В Черниговской губернии поветовые (уездные) училища были созданы в Погаре и Стародубе, в Орловской, где обучалось до 9 тысяч человек, т. е. приблизительно один на 170 жителей - в Брянске, Севске, Карачеве и Трубчевске. В середине века в брянских уездных и приходских училищах обучалось лишь 114 учащихся, в севских - 90, в трубчевских - 121, в карачевских - 154. Так же, как и в церковно-приходских школах, был значительный отсев учащихся до полного окончания курса. Попытка создать школу для девочек в Карачеве не удалась из-за отсутствия желавших учиться.
В.М. Васнецов. Книжная лавочка
А.И. Морозов. Сельская бесплатная школа
Таким образом, правительственная затея относительно непрерывности образования давала весьма незначительные результаты: из учащихся приходских школ очень немногие поступали в гимназии, в самой гимназии редко кто проходил весь курс обучения до конца, ещё меньшее количество поступало в университет. Однако в целом грамотность получила всё же заметно более широкое распространение по сравнению с XVIII веком. Поскольку России пришлось принять участие в различного масштаба европейских событиях первой половины нового столетия, у простых обывателей возрос интерес к тому, что происходило за пределами государства.
Среди взрослого населения провинции устойчивый интерес к грамотности проявляли мещане, купцы, дворовые люди, которые пользовались традиционными для того времени методами обучения на дому, у так называемых мастеров грамоты, по большей части из церковных служителей. Например, в Дятькове находилось училище под руководством приходского священника, в котором обучались дети мастеровых: 80 мальчиков и 10 девочек.
Дело в том, что после 1808 года была создана довольно стройная система духовных учебных заведений. Школьное образование для детей священнослужителей стало обязательным. Для мальчиков до семинарии включительно, для девочек - начальное. Учебные планы духовных школ почти не отличались от светских. В семинариях ученики изучали риторику и логику, основы философии, историю, географию, математику, физику, латинский и греческий языки, а также богословские предметы, но только в двух последних классах.
В противоположность казённым создавались школы для крестьян, организованные частными лицами. В Орловской губернии было 8 частных приходских училищ, содержавшихся помещиками. В них обучалось всего 192 крестьянина. При окружном правлении Черниговской губернии было всего 2 врача, у которых фельдшерскому искусству обучалось 13 крестьянских мальчиков. Из крестьян и казаков было обучено также 264 «оспопрививателей», т. е. людей, которые могли сделать прививки вакцины. Ещё на всю губернию было 22 опытных повивальных бабок, принимавших роды. Не лучше дело обстояло и с лечением домашнего скота. На всю Черниговскую губернию был один ветеринарный врач и при нём обучалось всего 2 ученика.
Таким образом, несмотря на новые положительные тенденции в сфере образования, не только сельскую местность, но и уездные, да и губернские города ещё длительное время настоящее просвещение не касалось. Как и в целом по стране, этот процесс шёл довольно медленно и противоречиво.
В воспоминаниях о жизни в Брянске, одном из самых больших городов края, констатировалось, что до 50-х годов XIX века здесь трудно было достать не только петербургские, но и московские газеты. Лишь один священник выписывал из Киева духовный журнал «Воскресное чтение». В городе не было ни одной библиотеки и книжной лавки. Из учебных заведений существовала только низшая городская школа и школа военных кантонистов при Арсенале.