СтраницаОбразование

Образование на Брянщине. 1920 год.

ЗАДАЧА ПЕРВОСТЕПЕННАЯ
Важнейшей задачей молодого Советского государства была прежде всего ликвидация неграмотности. Уже в первые годы со-циалистического строительства предстояло научить миллионы лю-дей читать и писать, ибо без этого невозможно было решить зада-чи политического просвещения трудящихся. «Безграмотный чело-век стоит вне политики, его сначала надо научить азбуке».
(В. И. Ленин. Поли. собр. соч. т. 44. с. 174)
ЗА ДВАДЦАТЬ довоенных лет (1921—1940 гг.) обучено примерно 60 млн. неграмотных. Перепись населения 1959 г. показала, что уже тогда неграмотность у нас практиче-ски была ликвидирована.
За годы Советской власти в стране расширилась сеть обще-образовательных школ, увеличилась численность учащихся в -них.
В «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы», принятых XXV съездом КПСС, подчеркивается необходимость развивать и совершенствовать всеобщее среднее образование, повышать уровень учебно-воспи-тательной работы в средней школе, больше уделять внимания трудовому воспитанию учащихся, профессиональной ориентации молодежи, ее этическому и эстетическому воспитанию. Перед высшей школой ставится задача поднять уровень профессиональ-ной, идейно-политической подготовки специалистов в соответст-вии с требованиями научно-технического прогресса, интересами коммунистического строительства.
Советская система народного образования вступила в новый этап развития, который определяется потребностями зрелого со-циализма. В соответствии с* указаниями В. И. Ленина основой 100
этой системы является советская единая, трудовая, политехни-ческая школа.
Крупными успехами в народном просвещении ознаменовалась девятая пятилетка. Был завершен в основном переход ко всеоб-щему среднему образованию. Выступая на XXV съезде КПСС, министр просвещения СССР М. А. Прокофьев сказал: «Ныне русский и азербайджанец, казах и украинец, киргиз и белорус, латыш и туркмен — все нации и народности нашей Родины по-лучают высокий и примерно одинаковый уровень образования. Молодые люди, проживающие в городе и на селе, дети рабочих, колхозников и интеллигенции в преобладающем большинстве входят в жизнь вооруженные основами наук в объеме полной средней школы».
В 1976 году восьмилетнюю школу окончили 5,2 миллиона че-ловек, из них свыше 97 процентов продолжают обучение в сред-ней школе, а также в других учебных заведениях, дающих сред-нее образование. За девятую пятилетку аттестат зрелости полу-чили 19 МИЛЛИОНОВ'человек. Это больше, чем за весь довоенный период Советской власти. Среднее образование становится неотъемлемой чертой советского образа жизни.
А НАЧИНАЛОСЬ ВОТ ТАК
НЕСМОТРЯ на огромные трудности, испытывае.мые совет-скими людьми, уже в годы гражданской войны по всей стране, в том числе и на Брянщине, развернулась титани-ческая работа по ликвидации неграмотности. В 1920 году ассиг-нования на народное образование в два раза превысили сум-му, выделявшуюся на эти цели в 1914 году. С 21,7 процента от общего губернского бюджета в 1923—1924 учебном году ассиг-нования на народное образование выросли до 34,7 в 1927—1928 учебном году.
Большая работа была проведена в связи с введением в стра-не начального всеобуча. Уже осенью 1930 года число учащихся в начальных школах Брянщины возросло по сравнению с 1929 го-дом почти на треть, охват детей 8—11-летнего возраста школой составил около 97 процентов.
Бурны.ми темпами развивалось народное образование в го-ды предвоенных пятилеток. С 1929 по 1940 год на Брянщине было построено за счет государственных капитальных вложений 165 школьных зданий на 28840 ученических мест.
в 1940—1941 учебном году в нашем крае работало 1811 школ, в том числе 486 семилетних и 149 средних. В них обучалось 380 тысяч детей. В школах работало 11700 учителей.
В канун Великой Отечественной войны на Брянщине в основ-ном была ликвидирована неграмотность населения, было осуще-ствлено всеобщее начальное образование и начался переход ко всеобщему семилетнему. Расширилось среднее.
Фашистские оккупанты разрушили и сожгли большинство школ. Уже в 1945 году была открыта 1701 школа, в детских до-мах воспитывалось более 15 тысяч детей-сирот, родители кото-рых погибли на фронтах и в партизанских отрядах.
Приступили к занятиям все три вуза и 22 средних специаль-ных учебных заведения, два ремесленных училища и 12 школ ФЗО.
В первый год послевоенной пятилетки школьная сеть области была в основном восстановлена в пределах, необходимых для осуществления всеобуча. Появилась возможность ввести, начи-ная уже с сентября 1949 года, всеобщее обязательное семилет-нее обучение. Большое внимание уделялось укреплению учеб-но-материальной базы школ и учебных заведений в годы четвер-той пятилетки. За годы пятилетки было построено 384 школьных здания более чем на 47 тысяч ученических мест.
В декабре 1958 года сессия Верховного Совета СССР приня-ла Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальней-шем развитии системы народного образования СССР». По ново-му Закону вместо семилетнего было введено всеобщее обязатель-ное восьмилетнее образование.
В 1960—1961 учебном году в области работало 1915 школ, в которых обучалось 275400 учащихся. С ними работало 16600 учителей.
В ноябре 1966 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР при-няли постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы», в котором в соответст-вии с Программой партии и решениями ХХП1 съезда КПСС бы-ли четко определены очередные задачи советской системы народ-ного образования.
Учитывая, что восьмилетний всеобуч является базой для получения общего среднего образования, его осуществление на-ходилось в центре внимания. Если в 1965 году от числа учащих-ся, поступивших в первый класс, окончило восемь классов 86,5 процента, то в 1976 году уже 99,2 процента.
Изменилась и сеть школ. Росло число средних школ и сокра-щались начальные и малокомплектные восьмилетние школы, в
которых трудно было обеспечить осуществление современных требований к образованию и воспитанию учащихся. В 1976 году в • области работало 357 средних общеобразовательных школ, в том числе 217 на селе.
Возросло число выпускников средних школ. Если в 1965 году средние общеобразовательные школы окончило 5192 юношей н девушек, то в 1976 году уже 20 555 человек, а всего среднее об-разование получили 33 146 человек, или в полтора раза больше, чем в 1971 году.
В 1976—1977 учебном году в школах и учебных заведениях, дающих среднее образование, продолжало учебу 98,8 процента юношей н девушек от числа окончивших восемь классов.
За годы восьмой и девятой пятилеток в школах области про-ведена большая работа по организации групп с продленным днем. Так, если в 1955 году в них насчитывался 7821 учащий-ся, то в 1976 году более 50 тысяч учащихся, до 12504 человек воз-росло число учащихся, проживающих в пришкольных интерна-тах, в 1970 году в них проживало 7600 учащихся.
Широкое развитие получило школьное строительство. Толь-ко за годы девятой пятилетки (1971—1975 годы) в области введе-но в эксплуатацию новых школьных зданий на 45745 учениче-ских мест.
В 36 профтехучилищах обучаются более 21 тысячи учащихся, в том числе более 10 тысяч в средних профтехучилищах.
До революции на Брянщине не было ни одного высшего учеб-ного заведения.
В январе 1930 года партия и правительство приняли поста-новление «О подготовке технических кадров для народного хо-зяйства Союза ССР». Госплану СССР и правительствам респуб-лик предлагалось провести в жизнь ряд мероприятий, направ-ленных на ускоренную подготовку специалистов высшей и сред-ней квалификации.
В 1930—1931 годах на Брянщине открываются Бежицкий ма-шиностроительный, Брянский лесохозяйственный и Новозыбков-ский педагогический институты.
Если в 1940 году специалистов с высшим образованием было выпущено 638 человек, то в 1968 году их число составило более 1200 человек. За десять лет (1966—1975 годы) брянские инсти-туты подготовили и выпустили для народного хозяйства 17 ты-сяч высококвалифицированных специалистов.
Сейчас в областном центре Брянска работают пять высших учебных заведений: институт транспортного машиностроения,
технологический институт, педагогический институт имени акаде-мика Петровского. С сентября 1976 года начал свои первые за-нятия Брянский филиал Московского гидромелиоративного ин-ститута. Работает также филиал Всесоюзного заочного финансо-во-экономического института.
Более 17 тысяч студентов обучаются по 28 специальностям.
В Брянской области работают три опытные сельскохозяйст-венные станции.
На кафедрах институтов, в опытных научных станциях успеш-но трудятся 1 академик, 20 докторов наук и профессоров, 465 кандидатов наук и доцентов, ряд старших научных сотруд-ников.
В 1975 году во всех отраслях народного хозяйства области работало 116729 специалистов, в том числе с высшим образова-нием 39337 человек. В колхозах и совхозах области насчитыва-лось 7266 специалистов с высшим и средним специальным образованием.
По данным Всесоюзной переписи населения 1939 года, в об-ласти в основном была ликвидирована неграмотность как город-ского, так и сельского населения. А с 1939 по 1959 год (когда проводилась очередная Всесоюзная перепись населения) числен-ность населения со средним и неполным средним образовандех! увеличилась в городах в 3,2 раза и в сельской местности — в 3,1 раза.
Более разительные перемены произошли между переписями 1959 и 1970 годов. За 11 лет, прошедших между переписями, число лиц, имеющих высшее и среднее образование, в городской местности увеличилось на 30 процентов, а в сельской — на 60 процентов.
Как и предвидел В. И. Ленин, подъем общего культурного уровня масс создал ту здоровую почву, из которой растут мощ-ные, неисчерпаемые силы искусства, науки, техники.

ЦИФРЫ и ФАКТЫ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ
Советские люди не платят за обучение, но из общест-венных фондов потребления ежегодно расходуется: на обу-чение одного студента в вузе около 1000 рублей, на одно-го учащегося техникума — до 600 рублей, на одного школь-ника около 150 рублей.
Для сравнения укажем, что в США бесплатно только началь-ное образование, стоимость высшего и среднего специального образования очень высока. За один год обучения в государст-венных колледжах в 1947 году приходилось платить 960 долла-ров, а через десять лет, в 1957 году, уже 1260 долларов. В настоя-щее время стоимость за обучение в колледже составляет око-ло 4000 долларов.
Сегодня каждый третий житель нашей страны учится, 126,1 миллиона человек имеют высшее и среднее (полное и не-полное) образование. У нас 162 тысячи общеобразовательных школ и cpeflHifx профессионально-технических училищ, в кото-рых обучается 48 миллионов человек, преподавание ведут почти три миллиона учителей. В стране 4,3 тысячи техникумов и дру-гих средних специальных учебных заведений. За 1918—1976 го-ды они подготовили 21,5 миллиона специалистов. В вузах стра-ны учится студентов больше, чем в вузах всех капиталистиче-ских стран Европы, вместе взятых. В 1976 году по сравнению с 1914 годом выпуск специалистов с высшим образованием увели-чился в шестьдесят раз.

Электронная библиотека БОНУБ им. Ф.И. Тютчева