СтраницаОбразование

Образование Брянской губернии, 1920 год.

Брянская губерния образована 1-го апреля 1920 года из Жиздринского уезда, Калужской губернии; Севского, Трубчевского, Карачевского и Брян-ского уездов, Орловской губернии.
9-го мая 1923 года был включен Почепский уезд, Гомельской губернии. И, наконец, 6-го декабря 1926 года в Брянскую губернию были переданы Ста-родубский, Клинцовский и Новозыбковский уезды, Гомельской губернии. С присоединением этих трех уездов, территория губернии увеличилась на 28,9 проц. и имеет общую площадь 41.688 квадр. килом.
По переписи 1926 года, общая численность населения губернии состав-ляет 2.006.623 души обоего пола, в том числе сельского—1.709.024 чел. или 85,1 проц. и городского, фабрично-заводского и иристанционно-поселкового— 297.599 чел. или 11,9 проц.
Занятиями населения являются: сельское хозяйство, фабрично-заводская промышленность, лесная промышленность и развитые отхожие промыслы. Уезды Бежицкий, Жиздринский и Клннцовскпй, имеющие до 50 проц. всего населения губернии, являются по занятиям населения промышленными уездами. Значительно развитая промышленность губернии в свой состав включает крупную индустрию, в частности,наровозо-вагоно-строительныйзавод„Профин-терн", насчитывающий 13.000 чел. рабочих.
На всем протяжении губернии, с севера на юг, простирается лесной мас-сив, составляющий, примерно, 1/з всей площади, и представляющий главное богатство губернии.
Кроме того, губерния располагает значительными залежами фосфоритов, кварцевого песка, огнеупорных и фаянсовых глин, каменного угля, мела, же-лезной руды, высококачественных мергелей и колоссальными запасами торфа.
Губернию прорезывают во всех направлениях железно-дорожные пути, со средоточием в Брянске крупного железно-дорожного узла 3-х дорог.
Водные пути имеют, главным образом, сплавное значение.
Совокупность естественных условий, наличие малоземелья, удовлетвори-тельная обеспеченность путями сообщения и промысловые навыки населения благоприятствуют развитию в губернии промышленности.

Советское строительство.
Перевыборы Последняя кампания перевыборов в советы прошла при советов. росте активности рабоче-крестьянских масс, особенно рабочих в промцентрах и бедноты в деревне. Участие в выборах в городах и рабочих поселках организованного насе-ления (членов профсоюзов) увеличилось с 57,3% (26 г.) до 63,87 проц. (27 г.). В деревне имел место меньший рост участия—47,10 проц. (26 г.) и 48,39 проц. (27 г.).
В крупных предприятиях губернии (Брянск, Бежица и Клинцы) учас рабочих в выборах в горсоветы доходило от 95 до 99 проц.

МИЛИЦИЯ. Деятельность органов милиции и розыска характеризуется
повышением раскрываемости преступлений, особенно по банди-тизму, еще имеющему место в некоторых районах губернии, разбою, грабежам и поджогам. Рост хулиганства, благодаря принятым мероприятиям админи-стративного и судебного порядка, приостановился.
Суд. Работа нарсудов в качественном отношении заметно улуч-
шается, что видно из уменьшения числа отменяемых приго-воров и решений.
Карательная политика нарсудов губернии имела уклон в сторону увели-чения количества приговоров к принудработам, сокращения числа условных приговоров и одновременно к увеличению применения лишения свободы на сроки свыше 5 лет.
 карательная политика направлялась в сторону замены кратко-срочных лишений свободы принудительными работами и имущественными взысканиями.
Связь судебных органов с населением укрепляется, растет число юри си-ческих консультаций, усиливается юридическая помощь населению
Расширена практика выездных сессий.

Сельское хозяйство.
К. концу 1927 года сельское хозяйство губернии не только завершило свой восстановительный период, но и превысило довоенные размеры по основным отраслям хозяйства.
Рост посевной площади за последние три года выражается
щадь. следующими цифрами: в 1925 году на 3,3%, в 1926 г. на 0,9°/0, в 27 г. на 1,6%- Современная посевная площадь превышает довоен-ную на 6,5%.

И отношении дифференциации крестьянского хозяйства, дня деревни, отмечавший' я процесс понижения беспосевных, бескоровных и безлошадных в 24 и 25 г.г. (от 0,02 до 0,28%) за последнее время, как видно из предварительных данных весеннего опроса, несколько изменяется под влиянием особых условий экономики губернии.

Дальнейший DOCT сельского хозяйства и его ннгенсификация находится в тесной зависимости от правильной организации территории путем землеустройства. За истекшие десять лет землеустройством охвачено до 1.505.3 тыс. гект., при чем площадь, на которой сложились более или менее совершенные формы землепользования достигает 490 тыс. гект., что составляет около 15 проц. крестьянского землепользования. За истекший год площадь, охваченная землеустройством, достигла 343.4 тыс. гект. с превыше нием против прошлого года на 35 проц. Основными формами землепользования, кои слагаются в результате землеустройства, являются: широкополосная община, части селений, поселки и колхозы.

Число совхозов достигает 115 единиц с общей площадью
29.4 тыс. гект. (0,8 проц. общей площади губ.),

Число колхозов за год увеличилось на 16 проц. и достигло
125 единиц с общей площадью в 11.5 тыс. гект., об'единив 1246 крестьянских хозяйств.
В производственном отношении колхозы значительно окрепли: во всех колхозах введены многопольные севообороты, посевная площадь расширилась на 50 проц, количество рабочего скота увеличилось на 95 проц. Многие кол-хозы имеют тракторы, но последних недостаточно вследствие исключения губ. из плана снабжения тракторами.
В дальнейшем намечается более быстрый рост колхозов в связи с обра-зованием бедняцкого фонда в 26 г. в 260 тыс. руб. и в 27 г. намечается уве-личение фонда из местного бюджета на 140 тыс. руб., из аесигнонаний центра на ЮО тыс. руб. и весь фонд будет доведен до 500 тыс. руб., который будет направлен на помощь бедняцким хозяйствам, главным образом, по линии их обобществления.

Развитие в губернии лесных промыслов вызвало к жизни лесную кооперацию, имеющую целью производство лесных раз-работок химическую и механическую переработку древесины. За год существования лесная кооперация имеет 45 ячеек, об'единяюгцих 7262 хоз. Все кооперативы об'единены в лесной союз. Собственные капиталы лесной кооперации за 26 г. достигли 21.6 тыс. руб., обороты составили 1729 тыс. руб.

Лесной фонд в губернии состоит из государствен, лесов 968.8 тыс. гект. и лесов местного значения (крестьянских) 214.4 тыс. гект., а "всего 1.183.2 тыс. гект., что составляет 30 проп. всей территории губернии.
Из этого количества в течение трех лет лесоустроено государственных лесов 221.3 тыс. гект. и лесов местного значения 114 тыс. гект. Остальную площадь государственных лесов предположено лесоустроить в пятилетний срок, а леса местного значения в двухлетний срок.

В текущем 1927-28 операционном году валовая продукция цензовой про-мышленности губернии превысит на 3 проц. довоенный уровень, главным об-разом, за счет роста производственных програм предприятий, производящих средства производства. Таким образом, рост выпуска валовой продукции по промышленности гу-бернии несколько опережает за последние з года средний рост по Союзу, бла-годаря более позднему вступлению ее в реконструктивный период.
Удельный вес обобществленного сектора промышленности растет за счет уменьшения частного, составляющего 1,8 проц. валовой продукции цензовой пром ышленности.
Удельный вес валовой продукции местной промышленности, подведомст-венной ГСНХ; составлял в 26-27 г.—30,3 ироц. общей валовой продукции промышленности губернии, а в 27-28 г. он выразится в 27 проц, что указывает на более сильный темп роста в нашей губернии промышленности Республиканского и Союзною значения, как состоящей в большинстве из предприятий, производящих средства производства.
В 1925-26 г. стоимость всей валовой продукции местной промышленности, подведомственной ГСНХ, составляла 35.283 тыс. руб., а в 1926-27 г—43.557 тыс. руб., т. е. рост равняется 23,5 проц., на 27-28 г. намечено 16.854 тыс. руб., что даст прирост по отношению к 26-27 г.—7,5 проц.

Финансовое положение промышленности губернии напряженное, в особенности промышленности, подведомственной ГСНХ. Собственные средства явно недостаточны.
Для увеличения оборотных средств и покрытия капитальных затрат по промышленности, подведомственной ГСНХ, в 26-27 г. были выделены местные средства из разных источников 536 тысяч рублей, а на 27-28 г. намечено— 761 тыс. руб. Участие госбюджета в финансировании местной промышлен-ности совершенно не имело места ни в 25-26 г., ни в 26-27 г.

Вопрос о постройке Брянской Районной Электростанции явился вопросом жизни и смерти для промышленности губер-станция. нии, так как на большинстве предприятий паро-силовое обору-дование настолько изношено технически и морально, что даль-нейшее промедление с электрификацией угрожало существованию крупнейших предприятий губернии.
Строительство начато в июле месяце 1927 г. Число рабочих в строительный сезон — 2.200 человек.

Безработица по губернии имеет тенденцию к росту. Так, на I/X—27 года мы имели 19.771 безработных (из них 15.377 членов профсоюзов).
Рост безработицы связан с мероприятиями по сокращению администра-тивно-управленческого аппарата, а также с значительным аграрным перенасе-лением губернии, выделяющим большие кадры безработных.
Главную массу безработных составляют лица полуквалифицированного и неквалифицированного труда (около 80 проц.).

Города и фабрично-заводские поселки крайне неблагоустроены. Канализация в них совершенно отсутствует. Водопровод имеется только в губгороде Брянске, но и он
нуждается в капитальном переоборудовании. В 27—28 г. пред-полагается приступить к постройке водопровода в г. Бежице. Бани в рабочих районах почти отсутствуют. Улицы губгорода замощены в незначительной части, а в остальных городах и такого замощения нет.

В 1925/26 г. весь оборот по торговле составлял 135.500 тыс. р., из коего 73 проц. приходилось на долю обобществленного сек-рет. тора (госуд. 31,0 проц. и коопер. 42,0 проц.), в 1926/27 г. мы уже имеем оборот в 171.000 тыс. руб., из коего 76,4 проц. падает на обобществленный сектор (госуд. 31,4 проц. и коопер. 45,0 проц.». Общий при-рост оборота составляет 26 проц., при чем государственная торговля растет на 27 проц., а кооперативная на 35 проц. и частная на 11 ироц., по сравнению с 1925/26 год.

Доходная часть бюджета в 1926/27 году выросла на 38,6 проц., а на 1927/28 г. дает увеличение на 4,0 проц., вследствие присоединения к Брянской губернии 3-х уездов бывш. Гомельской губернии: Клинцовского, Новозыбковского и Старо-дубского с их дефицитными бюджетами.
Особенно ухудшилось финансовое положение губернии в 1927/28 г., когда, при определении суммы воспособлений из общегосударственных средств, Центром не был учтен целый ряд особенностей Брянской губернии в расши-ренных границах.
Губернский Исполнительный Комитет, в целях недопущения значитель-ного ухудшения в удовлетворении самых неотложных потребностей рабоче-крестьянских масс, принял самые решительные меры к повышению собствен-ных доходов, каковые на 1927/28 г. по сравнению с назначением на 1926/27 г. увеличены на 47 проц.
Даже при таком чрезвычайном напряжении собственных доходов, местные бюджеты Брянской губернии на 1927/28 г. не представилось возможным свести без дефицита и свод бюджетов губернии сверстан с общим дефицитом в сумме 300.000 рублей.

Из утвержденных ассигнований на 1927/28 г. видно резкое перераспре-деление расходов по основным их группам. По сравнению с 1926/27 г. адми-нистративно-судебные расходы на одну душу населения с 1 руб. 72 коп.: понижаются до 1 руб. 46 коп.; прочие с 72 коп. понижаются до 52 коп.
Хозяйственно-производственные—с 2 руб. 56 коп. понижаются до 2 руб. 46 коп. (вследствие передачи муниципализированного фонда ЖАКТ'ам, благо-даря чему ассигнования на ремонтные работы муниципализированного фонда в 1927/28 г. снижаются).
Рост же социально-культурных расходов на одну душу населения в 1927/28 г. по сравнению с 1926/27 г. повышается всего лишь на 13 проц.
Такой рост ассигнований на культурно-социальные нужды не может удовлетворить минимальных потребностей рабочего и крестьянского населения губернии.
Указанные цифры говорят за то, что прирост расходов на 1927/28 г. по сравнению с 1926/27 г., главным образом, идет на прирост населения, совер-шенно не увеличивая расхода на одну душу.
Поэтому необходимо сделать вывод, что бюджет Брянской губернии на 1927/28 г. не в состоянии удовлетворить целый ряд возросших потребностей рабоче-крестьянских масс по той причине, что основной доход от лесного хо-зяйства иссякает, коммунального хозяйства в губернии нет, его нужно строить, а развитие тяжелой индустрии, не давая никаких доходов, требует максималь-ного увеличения расходов на жилища и культурное обслуживание рабочих.

Народное образование.
Культурные запросы растут. Ассигнования на народное образование неуклонно увеличиваются. Доля народного образования в губернском бюджете с 29,1 проц. в 1923/24 г. поднялась до 34,7 проц. в 1927/28 г.

В 1926/27 г. на выдачу пенсий и пособий было израсходовано 256.222 р , из них 117.697 руб. по местному бюджету и 138.525 руб. по госбюджету (дота-ция НКСО).
В 1927,28 г. в местный бюджет включено 218.456 руб, что даст повыше-ние расходов по сравнению с прошлым годом на 73 проц. Между тем, как дотация намечена лишь в сумме 72.819 руб., т. е. почти на половину меньше, чем в истекшем году.
В связи с этим, общий рост средств,

В заключение необходимо отметить, что некоторые неувязки в работе, имевшиеся в результате формирования губернии—ныне можно считать окон-чательно изжитыми. Аппарат почти в полной мере освоил всю территорию губернии и дальнейшее плановое развитие хозяйства и культурных начинаний обеспечено. Подтверждением этого может служить, в частности, ныне разра-батываемый пятилетний план хозяйственного строительства губернии. Однако, наши дальнейшие плановые начинания упираются в неоформленность и не-определенность до сих пор областного районирования Западного района, цен-тром которого, но нашему мнению, является крупно-промышленный Брянский район, но поводу чего мы и просим соответствующих указаний Правительства.
Работа советского аппарата за последние годы, направленная на развитие хозяйства и особенно промышленности, дала свои положительные результаты, свидетельством чего являются: рост и укрепление промышлености как цен-трального подчинения, гак и местного значения; усиление промышленного сектора за счет крупных капитальных вложений и улучшение качества его работы. В сельском хозяйстве, хотя и имеются недостатки, об'ясняемые его отсталостью и бедностью, тем не менее наметился и продолжает последние годы укрепляться сдвиг в сторону общего под'ема сельского хозяйства на базе его интенсификации, а также к развитию обобществленного сектора. Положе-ние рабочего класса из года в год улучшается и по линии роста зарплаты, и по линии улучшепия его культурно-бытовых условий. Однако, тяжелое жи-лищное положение в ряде рабочих районов сейчас особенно волнует рабочих, что мы вынуждены подчеркнуть в докладе Правительству.
Материальное благосостояние крестьянства, на ряду с общим ростом кре-стьянских доходных источников, бесспорно характеризуется улучшающимся из года в год положением бедноты и укреплением средних слоев деревни, чему способствовали мероприятия по оказанию помощи бедноте и середняку через кредиты, налоги и т. п.
Па фоне хозяйственного роста губернии и улучшающегося материального положения рабочих и крестьян растут, увеличиваясь из года в год, культурные запросы масс и их общественно-политическая активность.
Удовлетворение культурных запросов населения является одной из важ-нейших забот Губисполкома и советского аппарата в целом. Однако, более менее достаточно мы этой культурной потребности удовлетворить не можем за слабостью местного бюджета, отличающегося своей сравнительной слабо-стью от ряда бюджетов промышленных губерний, аналогичных с нашей.
Последние перевыборы советов, бесспорно, улучшающаяся работа советов, 'успешно проведенная кампания но реализации займа индустриализации, уси-ление кооперативной общественности, участие рабочих в развитии производ-ства и ряд других явлений—все это свидетельствует о том, что растущая активность трудящихся направляется в советское социалистическое русло. Советы в своей массе все более и более становятся авторитетными органами власти.
К числу вопросов, волнующих сейчас рабочих и крестьянство, надо от-нести—слабое снабжение губернии промышленными и хлебными товарами, остроту жилищного вопроса в ряде крупных рабочих районов; частичное не-довольство в отношении неудовлетворенности, в безлесных районах, топливом; имеют место частичные ясалобн на бюрократизм, волокиту, бесхозяйственность и нечуткость в отдельных звеньях нашего аппарата. Кроме того следует от-метить, что наличие значительных кадров безработных также оказывает свое влияние на настроение рабочих.
Несмотря, однако, на указанные и еще ряд второстепенных наших недо-четов и недохватков все-же, в общем, мы смело можем характеризовать поли-тическое состояние нашей губернии, безусловно, удовлетворительным.

 

Электронная библиотека БОНУБ им. Ф.И. Тютчева