Страницаобраз

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБРАЗ ДРЕВНЕГО ТРУБЧЕВСКА Брянский край.

Соборная гора над Десной – заглавная страница мону-
ментальной летописи Трубчевска. Здесь на самом высоком мес-
те стоял укрепленный княжеский двор – острог. Он отделялся от
посада рвом. На вершине горы, «разглядывая» реку, и поныне
возвышается Троицкий собор – древнейший каменный старожил
города. Вдоль рва с посадской стороны расположены Преобра-
женская и Покровской церкви. В небольшом удалении от них
скрыто от глаз людей притаился небольшой, уцелевший в веках
посадский дом. Далее в центральной части города находится
Ильинская, на восточном въезде в Трубчевск – Сретенская цер-
ковь. Эти архитектурные «маяки» связаны между собой рядовой
застройкой 19-20 веков и зеленью парка. К XVII веку город раз-
вивался в трех направлениях: на север – вдоль дороги на Смо-
ленск, на северо-восток – в направлении дорог на Брянск и Орел
и на юго-запад – по дороге на Киев. Юго-восточным “углом”
города была древняя Жучина слобода, переулки которой откры-
вали виды на излучину Десну. Застройка обтекала овраги. Ее
улицы и переулки причудливым узором рисуют план города.
Как и в других древнерусских городах, они следуют извивам
поверхности земли и не придерживаются правильного геомет-
рического построения.
XVIII век, начатый крупными градостроительными свер-
шениями петровского времени, свой конец ознаменовал бес-
примерными в мировой практике достижениями в развитии рус-
ского планировочного искусства. По указу Екатерины II «О сде-
лании всем городам, их строению и улицам, специальных пла-
нов по каждой губернии особо» более четырехсот городов Рос-
сийской империи в последней трети XVIII века получили так
называемые “регулярные планы”. Эти планы, порой решительно
ломая сложившуюся веками “свободную” планировку, заменяли
ее геометрически правильными по форме кварталами застройки,
прямыми улицами, определяли места главных и других город-
ских площадей, сохраняли основные памятники архитектуры,
определяли технические правила и нормы застройки.
В 1780 году Трубчевск получил утвержденный «регуляр-
ный» план и герб города, изображающий «в золотом поле три
натурального цвета дули». В плане сохранились памятники Со-
борной горы и посада, назначались взамен кривых и ломаных
древних улиц новые прямые, предусматривались центральная
Торговая площадь (ныне стадион), Орловская площадь (ныне
им. Степана Разина) и Щепная на севере (не осуществлена). По
этому плану в течение 19 и начала 20 века велась застройка го-
рода, в результате которой сложилось историческое архитектур-
ное лицо Трубчевска.
Застройка города по регулярному плану, осуществляв-
шаяся в течение XIX – начала XX веков, закрепила в натуре ре-
гулярную систему. Были созданы новые архитектурные акценты
– Сретенская церковь, замкнувшая перспективу улицы Орлов-
ской (теперь улица Ленина), Ильинская церковь и пожарная ка-
ланча – в центральной части города.
Главный историко-архитектурный памятник Трубчевска
– Троицкий собор – это каменная книга, главы которой «написа-
ны» в разные времена. Археологические раскопки 1971 года вы-
явили у стен алтаря существующего собора остатки каменного
храма 12 века. Но была ли это первая глава строительной исто-
рии собора? Не заняла ли каменная церковь 12 века, как это
обычно бывало, место неизвестной нам деревянной предшест-
венницы в древней боярской усадьбе, расположенной здесь до
устройства острога? Следующая глава истории собора – это ко-
нец 15 века. Возможно, тогда была построена новая каменная
или смешанная церковь на месте храма 12 века. От нее сохрани-
лась родовая усыпальница князей Трубецких, наиболее ранеее
погребение в которой относится к 1520 году. О древности усы-
пальницы говорят не только украшенные древнерусским орна-
ментом и надписями плиты надгробий, но и сама архитектура:
низкий с простыми суровыми деталями круглый столб в центре
квадратного помещения, нависшие над ним тяжелые своды...
Новая глава каменной книги – это сам собор, воздвигну-
тый на месте древней постройки, усыпальница которой вошла в
его состав. Собор построен в 1784 году по традиционной схеме
«кораблем», высокий куб возведен над усыпальницей. Он несет
восьмерик – барабан купола, увенчанного световым восьми-
гранным фонариком с куполком и крестом. Пятигранная апсида
алтаря примыкает к кубу с востока, а с запада – двухэтажная
широкая двухстолпная трапезная. Архитектура собора несет пе-
чать влияния стиля русского барокко, хотя и не богата декора-
тивными элементами. Угловые лопатки с широкими раскрепо-
ванными антаблементами, фигурные с уширениями вверху на-
личники и лучковые сандрики окон, посаженных в нишах, – вот
и весь декор украшений фасадов собора. Четвертая глава строи-
тельной истории памятника – это 1824 год. Тогда была построе-
на четырехъярусная колокольня. Ее архитектура – классицизм.
Строгий и по-провинциальному несколько тяжеловесный. Сдво-
енные пилястры с простыми антаблементами и плоскими фрон-
тонами, арки и круглые окна украшают ярусы колокольни.
Последняя глава каменной книги добавлена в 1910 году
пристройкой Ниловского придела к северо-восточной части со-
борного куба. Архитектура придела отражает влияния новорус-
ского стиля, господствовавшего во второй половине 19 – начале
20 века. В 1970-1987 годах произведена реставрация внешнего
облика замечательного памятника архитектуры четырех эпох.
На посадской стороне, откуда «пошел город», находится
Преображенская церковь. В Трубчевске ее называют костелом.
Если верить местной легенде, что «прежде» существовала вы-
ложенная в кирпиче на фасаде дата постройки «1640», то можно
думать, что поляки, мечтавшие утвердить за собой «навечно»
захваченный ими город, начали строить костел. Но достроить
его до своего изгнания в 1643 г. не успели. При возобновлении
женского Спасо-Преображенского монастыря, сожженного по-
ляками в 1611 году, монахиней Марфой была построена в виде
русского пятиглавого храма церковь, видимо, деревянная. В
1692 году она была сожжена вновь. И исследования в наше вре-
мя установили, что ныне существующее здание каменной церк-
ви относится к 1693 году, уже после упразднения монастыря.
Поэтому говорить о польском костеле не приходится. Как общая
композиция, так и архитектурные формы памятника – исконно
русские. Расположение окон, декоративные элементы и их раз-
мещение – под карнизом фриз с закомарами, пучки полуколонок
по углам, пятиглавое завершение (не сохранилось) – говорят о
произведении русских зодчих.
В 1760 году к церкви пристроена колокольня, а в первой
половине 19 века трапезная соединила ее с церковью. Сохра-
нившиеся два четверика колокольни обнаруживают характер-
ную архитектуру эпохи русского барокко. Низкий и широкий
корпус трапезной получил внешнюю отделку в стиле провинци-
ального классицизма. Три архитектурных стиля – московское
барокко 18 века, русское барокко 18 века и поздний классицизм
19 века оставили свои следы на лице этого памятника.
Там же, за рвом, на месте древнего посада расположена
Покровская церковь – третий памятник исторического центра
города. Церковь построена в 1787 году трубчевским купцом В.
Савиным на месте древней деревянной церкви. Первоначально
церковь представляла собой одноалтарный храм с трапезной и
колокольней. В 1860-х годах к ней пристроены два придела, ко-
торые охватили трапезную и колокольню, в результате чего ком-
позиция памятника «расползлась» и утратила первозданную
стройность и собранность. Первоначальную его архитектуру
можно увидеть лишь на восьмерике церкви, на средней апсиде и
колокольне. Их скромный, хорошего рисунка декор типичен для
второй половины 18 века. Элементы классицизма – фронтоны,
карнизы, членения – сочетаются с барочными люкарнами на
шатре колокольни, «ушастыми» наличниками и лучковыми сан-
дриками над окнами.
На территории отживших свой век укреплений Соборной
горы и посада в 19 веке возник городской парк. Его площадь
свыше 10 гектаров. На ней произрастают около полусотни видов
деревьев, три десятка пород кустарников и множество цветов.
Первоначальная планировка изменена. Живая зеленая среда
парка окружила памятники, объединила их друг с другом, с го-
родской застройкой и ландшафтом в цельный архитектурный
комплекс. Первоначальная планировка парка изменена. Основ-
ная композиционная ось – продолжение оси главной Смолен-
ской улицы (ныне Урицкого) – частично сохранилась, но слабо
выявлена. Остальные дороги порождены случайным, сделанным
без учета и уважения древних памятников, размещением объек-
тов для «культурного отдыха».
В 1975 году, в связи с 1000-летием города, в парке со-
оружен первый в России памятник Бояну – гениальному певцу
единения Древней Руси. Этот патриотический акт значительно
усилил идейно-художественное значение историко-
архитектурной зоны “Древний Трубчевск”. На очереди – рекон-
струкция парка. Разнообразие и обилие растительности в соче-
тании с памятниками архитектуры, с пластикой рельефа – скло-
нами оврагов, откосами рва и береговыми обрывами, с волную-
щими воображение видами Десны и бескрайней панорамы за-
речных далей являются исключительно ценной основой для соз-
дания высокохудожественного исторического центра Трубчевска.
Отделенный от паркового комплекса стадионом, в древ-
ней части города притаился встроенный в современный дере-
вянный дом уникальный памятник 16-17 века – посадский дом –
образец жилого каменного строительства в древнем Трубчевске.
Один во всей области, редкий в России. Ценность его неопреде-
лима.
Это посадский дом. Вернее, часть его. Такие дома строи-
лись на Руси в XVI-XVII веках. Сохранилось прямоугольное ка-
менное помещение площадью семнадцать квадратных метров,
заключенное в толстые стены из крупноразмерного кирпича, с
двумя окнами и двумя дверями. Одна из них, внутренняя, вела в
соседнее помещение, фундаменты которого сохранились. На
них поставлен современный деревянный дом, включивший в се-
бя помещение посадского каменного дома. По словам владель-
ца, под вновь настеленным полом сохранился первоначальный
пол. Помещение перекрыто цилиндрическим сводом с распа-
лубками над проемами боковых стен. Фасады дома донесли до
нас скромный характерный декор. Снаружи – спаренные пиля-
стры с раскрепованным над ними профилированным карнизом,
самобытные наличники окон светелки и одного из окон первого
этажа, ныне спрятанного в пристройке крыльца. Все окна не-
большие, имеют живое “криволинейное” завершение. Наличник
окна первого этажа очень напоминает наличник апсиды Троиц-
кого собора. Внутри дома линии свода и распалубок придают
помещению первого этажа пространственную пластичность, ка-
кую-то особую интимность и уютность.
Посадский дом – единственный и ценнейший памятник
каменного жилого дома XVII века не только в Трубчевске, но и
во всей Брянской области. Их осталось мало во всей России. На-
до иметь в виду, что жилые дома XVI-XVII веков обычно строи-
лись деревянными. Каменные возводились очень редко. Поэто-
му сохранить дошедший до нас образец древнего жилого город-
ского дома надо обязательно. В настоящее время он является
личной собственностью домовладельца, который не знает под-
линного исторического значения дома для города. Отсюда –
опасность переделок – «реконструкций» памятника и его исчез-
новения. Этого допустить нельзя!
Здание должно принадлежать городу. Сохранившаяся
часть, а также аналогичные произведения архитектуры в других
русских городах помогут воссоздать недостающую половину
дома. Можно будет открыть в нем филиал музея с экспозицией,
посвященной истории города, например. Тогда уникальный по-
садский дом с полным правом и уже навсегда займет место в со-
звездии памятников архитектуры и истории древнего Трубчевска.
На въезде в Трубчевск из Брянска встречает гостей Сре-
тенская церковь. Она построена в конце 18 века. Ее композиция
представляет сложную игру объемов, вместе с отдельно стоящей
колокольней и оградой, составляющих живописную группу. Де-
кор ее фасада прост и деликатен, она – образец зрелого класси-
цизма в городе.
Интерьер памятника расчленен пилонами и подпружны-
ми арками, несущими световой барабан с восьмигранным сво-
дом. Подкупольный зал с трех сторон оформляют деревянные
хоры, устроенные в ризалитах. Росписи и убранство храма отно-
сятся к XIX веку. Единую композицию с церковью составляет
колокольня, отдельно стоящая перед ее западным фасадом. Ее
построение как бы вторит богатому объему церкви: нижняя
часть четверика развита в боковые стороны низкими служебны-
ми помещениями и продолжающими их арочными воротами с
прямоугольными калитками, прорезанными в стене. Два верх-
них четверика рисуют четкий монументальный силуэт коло-
кольни, увенчанной возвышенно-купольной крышей.
Сретенская церковь – это хороший образец стиля зрелого
классицизма в Трубчевске. Долгие годы она была единственным
украшением площади Степана Разина, в остальных частях архи-
тектурно неоформленной. В последние годы – с установкой ре-
ликвии воинской славы (танк на постаменте и Вечный огонь пе-
ред мемориалом) и разбивкой небольшого сквера на месте быв-
шей Гамовой лужи – сделан второй, не очень, надо сказать, ре-
шительный шаг в повышении художественных достоинств этой
важной окраинной городской площади.
Противоположную центру северную часть города укра-
шает Ильинская церковь – последний архитектурный акцент 19
века, господствующий в городском «интерьере». Это кирпичная
«песня» создана в 1890 году. Церковь построена в новорусском
стиле, отличается богатством и причудливостью объемного по-
строения. Ее силуэт вызывает воспоминания сказочных «пре-
дивных» русских построек конца 17 века с их многовершинием
и узорочьем. Центральный куб властно возвышается над ос-
тальными частями церкви. Он увенчан световым барабаном с
крупной главой. Вонзающийся в небо изящный шатер коло-
кольни уравновешивает его. Главки алтаря и приделов допол-
няют композицию. Основной темой декоративного убора па-
мятника служат древнерусские кокошники. По-разному группи-
руясь, они связывают объемы памятника единством форм, при-
дают ему легкость, нарядность и торжественность.
Ильинская церковь – хороший пример новорусского сти-
ля в городе. Этот архитектурный стиль находит много отзвуков
в облике гражданских, общественных, жилых и даже промыш-
ленных зданий, которыми застраивались основные магистрали
города во второй половине XIX и в начале XX веков.
После осмотра крупных и наиболее древних архитектур-
ных памятников, образующих силуэт и формирующих облик
города в главных чертах, следует проанализировать и его рядо-
вую застройку. Она придает лицу города индивидуальность,
причем не отдельными, ярко выделяющимися зданиями – тако-
вых здесь почти нет, а всей своей массой. Каменная застройка
размещена в центральной части города, по основным его ули-
цам: Урицкого (бывшая Смоленская), Ленина (бывшая Орлов-
ская) и Брянской.
Улица Урицкого – наиболее ценный участок сохранив-
шейся исторической застройки. Свыше двух десятков домов
придают ей особый колорит и образную мощность. Дома и не-
большие промышленные предприятия середины XIX века еще
несут в своем облике черты классицизма: окна с полукруглым
завершением, выделение из плоскости фасадов ризалитов, ор-
дерное членение фасадов.
В постройках конца прошлого века преобладают принци-
пы новорусского зодчества, а на рубеже веков и в первые годы
XX века проявляется эклектичность, то есть смешение стилей,
появляются элементы провинциального модерна. Все это делает
застройку как бы внестилевой, обобщает ее характер на основе
отсталого от широких путей развития русской архитектуры ме-
стного провинциализма.
Наиболее интересные дома по улице Урицкого – это зда-
ние казначейства (ныне Госбанк) и расположенный неподалеку
от него дом краснодеревщика Сухобокова (ныне кафе “Нерус-
са”). Последний любопытен самобытным сочетанием новорус-
ского стиля и стиля модерн, проявившегося в форме окон-
иллюминаторов, в узоре решеток балконов. Во множестве пред-
ставлены на этой улице купеческие дома и конторы.
На бывшей Орловской улице располагались обществен-
ные здания: почтовая контора, гимназия, женская приходская
школа, уездное училище, несколько магазинов, крупных особ-
няков и промышленных зданий. Колоритна архитектура середи-
ны XIX века дома № 68 – бывшей кондитерской Кравцова. К
концу века относятся постройки торгового дома “Курындин и
сыновья” (ныне улица Ленина, 91 и 93) – пример купеческой
усадьбы с мелким производством.
Исторический интерес представляет здание бывшей поч-
товой конторы (ныне музыкальная школа). Это здание связано с
памятью уроженки трубчевского края – знаменитой в начале XX
века певицы А.Д. Вяльцевой.
Пример городской архитектуры конца века – пожарная
каланча 1894 года. Ее декоративное убранство – эклектическое.
В нем соединены новорусские и псевдоготические элементы ар-
хитектуры. Дом №72, построенный для воинского начальника
Федорова в 1912 г., – хороший пример городской усадьбы нача-
ла XX века. Сегодня здание занимает краеведческий музей, ми-
новать который при знакомстве с городом немыслимо. Это один
из лучших музеев области.
На улице Брянской старая застройка представляет боль-
шой художественный интерес. Здесь расположены характерные
своим обликом купеческие дома второй половины XIX века. На
этой улице в 1902 году возведено одно из интереснейших зда-
ний города: бывшая земская управа (ныне в ней размещен гор-
исполком). В архитектуре фасадов здания “по-трубчевски” соче-
таются мотивы позднего классицизма и модерна. Такой “сли-
ток” из разных стилей образует яркий пример зданий “присутст-
венных мест” русской провинции конца XIX в.
Выше названы наиболее интересные здания и их ком-
плексы среди рядовой застройки. Таких зданий по городу на-
считывается до восьми десятков. Они держат высоту застройки
не более трех этажей, а в основном – двух – одноэтажную. На их
фоне весьма выигрышно смотрятся немногие сохранившиеся
памятники архитектуры. Они возвышаются над образно-
однородной средой своего обитания, рисуя облик города худо-
жественно цельным в исторической части. Новые современные
вкрапления в эту сложившуюся среду должны делаться чрезвы-
чайно осторожно и вдумчиво, чтобы ни в коей мере не нарушить
вековой гармонии уникальной архитектуры.
Неотразимо красив, целен и благороден облик тысяче-
летнего Трубчевска.

А.В. Городков, Брянская государственная инженерно-технологическая академия