СтраницаО сельской

О сельской библиотеке замолвите слово. Брянский край.

4 сентября состоялся Общероссийский онлайн-семииар «О развитии
сети учреждений культуры в регионах России: методические рекомендации
отраслевого министерства» с участием Светланы Николаевны
Горушкиной, эксперта Центра «Гражданское общество и социальные
коммуникации» ИГСУ РАНХиГС, члена Общественного совета по
проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями
культуры при Министерстве культуры РФ. Принятый правительством
документ кардинально влияет на нормативную базу обеспеченности
населения библиотеками.
Светлана Николаевна очень подробно познакомила с «историей»
принятия данного документа. Приводила обоснования, сколько и каких
библиотек должно быть в регионе, в городском поселении, в сельском
поселении, о работе и роли школьных библиотек, о необходимости
модернизации форм библиотечной работы, о том, как библиотеке стать
востребованной современными читателями в соответствии с требованиями
времени, какими должны быть современные библиотекари и какие мы
сейчас не умеющие в полной мере пользоваться информационно-
коммуникационными технологиями и теми широкими возможностями,
которые предоставляет информационное цифровое общество, о
необходимости "перезагрузки понимания" сущности библиотечного
обслуживания у библиотекарей, повышения их профессиональной
компетенции и многое другое...
Очень убедительное выступление, но учитывая то, что данные
нормативы не обсуждались библиотечным сообществом, не проводилась их
экспертная оценка, не была проведена опытная апробация, то в первую
очередь возникает вопрос, а какие же будут последствия внедрения новых
нормативов для конкретного каждого региона нашей бескрайней родины от
Камчатки до Калининграда?
Важно объективно оценить, как могут повлиять на состояние
библиотечных сетей новые нормативы, как изменится доступность
библиотечных услуг населению. Не хотим никого обижать, но сразу пришло
на ум высказывание Алексея Константиновича Толстого, 200-летний юбилей
которого отмечали в начале сентября: «Гладко было на бумаге, да забыли про
овраги». Новые социальные нормативы значительно ухудшили положение
библиотек в сельской местности по сравнению с предыдущими нормативами,
которые были чётко дифференцированы. В «старых» нормативах
учитывалась целая система факторов: 1) число жителей в административном
центре сельского поселения (более 1 тыс. человек), в сельском населённом
пункте (до 500 человек и более 500 человек); 2) удалённость сельского
населённого пункта от административного центра (более 5 км); 3) особые
природно-климатические, географические и иные условия разных регионов
страны, а именно: в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях учитывалась удалённость населённых пунктов сельских
поселений от административного центра (до 3 км и более 3 км.) То есть ранее
нормативы учитывали необходимость максимального приближения
библиотек к месту проживания людей.
В новых нормативах используется упрощенный (без учёта специфики
регионов и страны в целом) подход к размещению стационарных библиотек.
Предусмотрена одна общедоступная библиотека в административном центре
сельского поселения без учета численности населения. В сельских
населенных пунктах - только один сельский филиал общедоступной
библиотеки из расчёта на 1000 человек, проживающих в одном или
нескольких населенных пунктах (кроме административного центра). Такой
норматив будет с неизбежностью приводить к массовому закрытию сельских
библиотек, находящихся за пределами административного центра сельского
поселения. Приведем конкретные примеры нашей области.
В Брянской области на сегодняшний день 571 государственная и
массовая библиотека, из них на селе - 471. По предварительному прогнозу
закроется 108 библиотек в сельских поселениях, что составит 22,4 %
библиотек. Особенность Брянской области в том, что в сельской местности
преобладают населенные пункты с числом жителей до 500 человек, а это
72,4 %. Причем населенные пункты в сельских поселениях расположены на
значительном расстоянии друг от друга (от 5 до 17 км) и даже если
приступить к массовой организации пунктов выдачи, то и они не решат
проблему в силу того, что многие библиотеки открыты неполный рабочий
день. В нашей области 78 % библиотек на селе работают от 0,25 до 0,75
ставки. В методических рекомендациях МК РФ нигде не закреплена норма,
что библиотекарь стационарной библиотеки, учитывая количество
функциональных обязанностей и не менее 1 тысячи населения в зоне
обслуживания, должен работать на полную ставку. А как показывает
многолетняя практика оптимизации бюджетных расходов, сокращение
рабочего дня и штатных единиц оборачивается только повышением нагрузки
и увеличением требований к библиотекарю, работающему неполный рабочий
день.
Следующая проблема - это ситуация с общественным транспортом.
Большинство сел связано автобусным сообщением с районным центром
только 2 раза в неделю, а внутри сельского поселения транспортного
сообщения нет. Надо учитывать и высокую стоимость проезда, и низкую
платежеспособность населения. 50% центральных межпоселенческих
библиотек не имеют собственного транспорта и ограничены в
финансировании ГСМ.
Заявленные точки доступа в сельских населенных пунктах не решат
вопрос с предоставлением библиотечных услуг, так как в населенных
пунктах (40%) просто отсутствуют технические условия для доступа к
Интернет и закрытие стационарной библиотеки приведет к ликвидации
библиотечного обслуживания. Большая часть населения будет лишена
физической (реальной) возможности получать услугу, предусмотренную в
муниципальных заданиях. Опыт оптимизации предыдущих лет показал:
закрывается почта, фельдшерско-акушерский пункт, начальная школа и
библиотека, и село умирает.
Несмотря на это, Светлана Николаевна активно выступает за то, что
даже если сельские библиотеки и закроются, то в этом нет ничего страшного,
ведь есть еще библиотеки других ведомств, которые могут обслуживать
население. Особенный упор делается на школьные библиотеки. Очень
хочется возразить всем московским экспертам, которые наверняка кроме
благополучных сельских поселений Московской области вряд ли посещали
другие: школьные библиотеки в сельских школах Московской области и
школьные библиотеки в сельских школах Брянской области, это небо и
земля! Школьной библиотекой на селе, в лучшем случае ведает (по
совместительству) учитель русского языка и литературы, а также все, у кого
не хватает ставки. В фондах этих библиотек находится в основном учебная
литература (95%) да и то в недостаточном количестве, которая выдается
учащимся в начале года и в конце. В настоящее время в фондах школьных
библиотек нет даже «обязательной» для изучения классической литературы,
не говоря о современных авторах. И самый главный вопрос! Как при
отсутствии отраслевого фонда школьная библиотека может обслуживать
взрослое население, если школы работают только в первой половине дня и
посещение взрослого населения нарушает все санитарные нормы и
требования к безопасности нахождения детей в школе?
10 лет назад у нас был печальный опыт «замены» сельской библиотеки
на школьную. Целью, как её определяла власть, было рациональное
расходование средств на комплектование и содержание библиотек и
улучшение материально - технической базы. Опыт и последствия печальны.
Сельское население не восприняло школьную библиотеку как
самостоятельный досуговый и информационный центр, способный влиять на
социальную и культурную атмосферу села. Жители села отмечали, что
лишились даже той минимальной информации, которой располагала сельская
библиотека до объединения в силу своей специфики: особого режима работы
школы - в первой половине дня, санитарно-гигиенических норм,
ограничивающих посещение школы посторонними лицами.
На Брянщине существует исторический опыт создания общедоступных
библиотек в одном здании при школе. В официальных изданиях земств
начала прошлого столетия имеется много любопытных сведений о развитии
народного образования и библиотек. Вот некоторые из них.
" В селе Жабове (Брянского уезда) с населением 500 душ мужского пола и
столько же женского нет народной библиотеки-читальни, вследствие чего
грамотные подростки и взрослые лица не имеют возможности пользоваться
полезными книгами для чтения и пополнить свои знания, полученные в
начальной школе". В 1894 г. Черниговский губернатор, создавая особый
фонд для учреждения сельских библиотек-читален, оговаривал в правилах,
что пособие выдается только на устройство сельских, но не школьных
библиотек, а библиотека может быть помещена с народной школой, но при
условии изолированного помещения для неё. Именно по этому документу на
территории современной Брянской области было создано более 100
общедоступных библиотек. В то время не говорили о новом виде
социального неравенства - информационной бедности, но уже задумывались
о значении общедоступной библиотеки на селе и понимали, что развитие
личности не ограничивается только рамками школьной программы. Светлана
Николаевна часто упоминала 20-30 годы. Тогда библиотеки помогали
ликвидировать безграмотность, а сейчас они закрываются, чтобы
ликвидировать грамотность. Вот, оказывается, кто сдерживает
поступательное и неуклонное развитие - сельские библиотеки, на
содержание которых уходят «немыслимые» средства. И еще немного
истории. За всю историю существования советской власти (а это 70 лет)
только один раз глобально реформировались библиотеки в масштабах всей
страны. Это при организации централизованных библиотечных систем,
которые благополучно функционируют и в настоящее время. Поскольку мы
уже тогда работали и были молодыми специалистами, то сами активно
принимали участие в этом процессе. Насколько грамотно и продуманно
велась тогда работа. Сначала были определены базовые регионы в масштабах
страны. Изучен и обобщен опыт работы этих библиотек, выработаны
методические рекомендации, а потом уже все внедрялось повсеместно. За
всю современную историю России мы переживаем уже третью «реформу» в
библиотечном деле. И каждая такая «реформа» только ухудшает положение
библиотек, в первую очередь на селе.
Конечно, при ограниченном финансировании, если спросить сельских
жителей, что важнее - сохранить учреждение здравоохранения или
учреждения культуры. Они отдадут предпочтение первому. Но здоровым
должно быть не только тело, но и дух. Нас никто и ничто не переубедит в
том, что фактически идет уничтожение сельских библиотек.
Поддерживая и отстаивая права сельских библиотек на достойное
существование мы, тем самым поддерживаем конкретного селянина, решаем
проблемы нормального жизнеобеспечения, снижаем социальную
напряженность. Именно поэтому так важно сохранить это маленькое
учреждение культуры, которое осталось почти в единственном числе на селе,
куда обращается сельский житель независимо от возраста, образования и
социального статуса. Кто сегодня еще ставит перед собой такие благородные
цели - содействие развитию личности и приобщение ее к культурным
ценностям и как это измерить в денежном эквиваленте.
Справедливости ради следует сказать, что в выступлении Светланы
Николаевны Горушкиной было указано, что Методические рекомендации
отраслевого министерства носят «рекомендательный» характер, на основе
которых органы государственной власти субъектов РФ и органы местного
самоуправления разрабатывают и утверждают СОБСТВЕННЫЕ НОРМЫ,
опирающиеся на региональную специфику. Но как показывает наша
практика, документ федерального уровня для местных властей чаще всего
становится обязательным для исполнения, тем более, что он позволяет
уменьшить нагрузку на муниципальный бюджет. Убедить администратора в
том, что вложения в библиотеку дают отложенный во времени эффект,
очень сложно, когда он может уже сегодня за счет закрытия какой-то
маленькой библиотеки, получить «огромную сумму» - 120 тыс. рублей в
год! Это библиотекари привыкли думать, говорить о высоком, вечном - о
человеческих ценностях, о любви к малой родине, об ответственности
перед ней, а чиновнику важно думать в первую очередь о том, чтобы деньги
«работали» здесь и сейчас.
Не там экономите, господа! Если мы хотим создавать
цивилизованное общество не только в пределах одной кольцевой дороги, то
в российские библиотеки выгоднее вкладывать, создавать приличные
условия, а не закрывать, следуя принципу нет человека - нет проблемы.
Возвращаясь к нашему историческому опыту: в военные годы на
территории освобожденной Брянской области в 1943- 1945 гг. были заново
открыты 29 общедоступных библиотек, в том числе вновь созданная
областная библиотека. Это была стратегия на восстановление и
возрождение страны. Общедоступная библиотека была и остается
проводником государственной политики. Генерировать конструктивные
идеи способны только читающие люди, а не те, кто только потребляет
услуги, удобно предоставляемые современными гаджетами. Страна не
способна развиваться, если у ее жителей низкий образовательный и
культурный уровень, а библиотеки созданы для того, чтобы быть
помощником для государства, реально участвуя в формировании его
цивилизованного будущего.
Вице-президент РБА,
Председатель секции 01/17
Центральных библиотек субъектов РФ,
директор Брянской областной
научной библиотеки им.Ф.И.Тютчева С.С.Дедюля
Председатель секции 26 Сельских библиотек,
Заведующая научно-методическим отделом
Брянской областной научной библиотеки
им.Ф.И.Тютчева С.И.Бондарева