СтраницаО праздниках

О праздниках

Двунадесятые

В богослужении Православ­ной Церкви двенадцать вели­ких праздников годового бого­служебного круга(кроме праз­дника Пасхи) подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородич­ные, посвященные Пресвятой Богородице.

По времени празднования двунадесятые праздники раз­деляются на неподвижные (не­переходящие) и подвижные (пе­реходящие). Первые постоянно празднуются в одни и те же чис­ла месяца, вторые каждый год попадают на разные числа, в за­висимости от даты празднова­ния Пасхи.

О трапезе в праздники

По церковному Уставу в праз­дники Рождества Христова и Бо­гоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет.

В Рождественский и Крещен­ский сочельники и в праздники

Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Пред­течи разрешается пища с расти­тельным маслом.

В праздники Сретения, Преоб­ражения Господня, Успения, Рож­дества и Покрова Пресвятой Бо­городицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рожде­ства Иоанна Предтечи, апосто­лов Петра и Павла, Иоанна Бо­гослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пас­хи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

 О постах

Пост — норма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения, добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост — огра­ничение в пище; душевный пост — ограничение внешних впечат­лений и удовольствий (уедине­ние, молчание, молитвенное со­средоточение); духовный пост — борьба со своими «телесными похотями», период особо напря­женной молитвы.

Самое главное — нужно осоз­навать, что пост телесный без поста духовного ничего не при­носит для спасения души. Даже, наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздер­живаясь от пищи, проникается сознанием собственного пре­восходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укро­щение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступ­ления». Пост — не цель, а сред­ство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без все­го этого он становится всего лишь диетой.

Великий пост, святая Четыре- десятница (греч. Tessarakoste, лат. Quadragesima) — период ли­тургического года, предшеству­ющий Страстной седмице и праз­днику Пасхи, важнейший из мно­годневных постов. В связи с тем, что Пасха может попадать на разные числа календаря, Вели­кий пост также каждый год начи­нается в разные дни. Он вклю­чает 6 седмиц, или 40 дней, по­этому называется также Четыре- десятницей.

 Когда под венец?

В Церкви существуют понятия: благоприятное время для венча­ния или период, когда венчаться нельзя. Естественно, даты зави­сят от церковного календаря и традиций, которые закрепились в церкви и народе на протяже­нии веков. Очевидно, что невоз­можно проводить таинство вен­чания в посты.

А также нельзя обвенчаться в те дни, которые предшеству­ют постным, т.е. во вторники и четверги, еще для венчания запрещены субботы, которые предшествуют воскресным праздничным дням. Священник не совершит этого таинства и во время Святок.

Традиционно благоприятным временем для венчания зимой считается период от Крещения до Масленицы, а также весной — Красная горка, первое вос­кресенье после Пасхи. Летом — промежуток от Петрова до Успен­ского поста, а также весь осен­ний период, исключая дни скор­би: 11 сентября (день Усекнове­ния главы Иоанна Крестителя) и 27 сентября (день Воздвижения Креста Господня).