СтраницаО КРАСОТЕ

О КРАСОТЕ НАШЕГО ГОРОДА БРЯНСКА

В связи с переходом на индустриальное строительство по типовым проектам возникла принципиальная проблема преодоления бездуш­ного шаблона и монотонности, к которым приводит нетворческий подход к применению этих типовых проектов.

Посмотрите на наш Брянск. Он быстро застраивается новыми многоэтаж­ными зданиями, и это всех нас радует. Но разве уже не начинает бросаться в глаза, что крупные магистрали, даже кварталы занимают совершенно оди­наковые по внешнему облику дома? Мало того, что они похожи друг на друга, как близнецы, дома еще и располагаются одинаково — по периметру прямоугольных кварталов. В конечном счете эти кварталы, улицы, целые районы приобретают серый, унылый вид.

Это уж сегодня. А что же будет завтра, если так пойдет дальше? Мы начи­наем сейчас застраивать большие жилые комплексы — микрорайоны и укрупненные кварталы. В ближайшие годы будут применяться в основном две серии типовых проектов жилых домов: 447-я, которая и сейчас приме­няется, и 335-я — крупнопанельных домов, которые будет выпускать домо­строительный комбинат. Сохраним мы нынешние планировку застройки, размещение зданий, их отделку — и мы рискуем на долгое время испортить облик нашего города.

А наши города, как сказано в обращении участников Всесоюзного сове­щания по градостроительству, «должны быть не только удобными для жиз­ни, но и красивыми по своему архитектурному облику».

Есть много испытанных путей украшения и благоустройства города и при применении типовых проектов. Это разнообразное расположение домов, использование рельефа местности, продуманное озеленение территории и т. д. Но мне в этой статье хотелось бы затронуть лишь некоторые, также играющие важную роль в формировании облика города. Речь идет прежде

всего о введении различных цветовых решений и фактуры отделки наруж­ных стен зданий.

Пример из недавнего прошлого. На улицах Ленина и Фокина были пост­роены жилые дома и здание универмага, стены которых облицованы крас­ным и розовым силикатным кирпичом. Это обогатило вид магистралей. Сей­час ничего подобного не делается. Даже новый кинотеатр на улице Фокина не облицован. Почему же первый хороший опыт не нашел распростране­ния? Удорожается строительство? Незначительно. По приблизительным под­счетам, на облицовку 32-квартирного дома надо затратить дополнительно около 50 рублей. Это при том условии, если облицовочный кирпич будет производиться на нашем силикатном заводе прежним, далеко не лучшим способом. Если же усовершенствовать производство, кирпич будет намно­го дешевле. И, мне кажется, следует пойти на такие небольшие «лишние» затраты, имея в виду красоту города. Ведь строим мы его не только для себя, а и для будущих поколений.

В городе начали возводить наиболее прогрессивные крупнопанельные дома, один из них уже заселен. С их внешней отделкой дело обстоит совсем плохо. Нынешние стеновые панели выпускаются с расчетом на то, что после их монтажа весь дом красится. Может показаться, что это экономично. В действительности же как раз напротив — послемонтажная окраска влечет за собой частые ремонты и излишние затраты в эксплуатации домов. Куда разумнее, если уж красить панели, то только в заводских условиях и высоко­качественными, водостойкими силикатными, цементными или перхлорви-ниловыми красками.

В Брянске строится комбинат крупнопанельного домостроения. Думает­ся, в его технологическом процессе должно быть заложено обязательное офактуривание панелей. Следует предусмотреть организацию специальных постов отделочных работ, как это рекомендует институт новых строительных материалов Академии строительства и архитектуры СССР. Некоторые виды отделки наружных поверхностей панелей из тех, которые предлагает инсти­тут, явно могут найти применение в наших условиях. Это, скажем, фактур­ная обработка серого конструктивного бетона путем накатки валиком или нарезки абразивными дисками с рисунком (без нанесения декоративного слоя), отделка слоем дробленого камня, отделка цветным бетоном, окра­шенным природными пигментами, стекломозаика (использование цветно­го стекольного боя и других отходов; стекольного производства). Все эти способы дают долговечную, хорошего вида поверхность панелей. Конечно, следует помнить, что во всех случаях цвет панелей должен быть светлого, чистого тона.

Привлекательность и разнообразие жилым домам, как крупнопанельным, так и кирпичным, может придать также разнообразное оформление отдель­ных элементов фасадов — например, окраска в белый цвет снаружи оконных переплетов, яркоцветная окраска деталей входов, цоколей, балконных и кар­низных плит. У нас и в этом направлении есть первый опыт — посмотрите,

скажем, на новый дом на углу улиц Фокина (ныне проспект Ленина ) и Горького. Можно спорить о том, хорошо или плохо покрашены его балконы и стены, но ясно одно: если будет больше подобных попыток, то будет и достигнуто большее, не нужно лишь применять раздражающе яркие, крикливые тона, а стремиться к более гар­моничным и сдержанным цветовым сочетаниям.

Что касается плит оконных ограждений, то большой художественный эффект может быть получен при применении для них армированного стек­ла. Наладить производство такого стекла на заводах области — вполне ре­альная задача.

Вид здания и улицы зависит и от того, как выглядит кровля. Было бы разумно возобновить и расширить выпуск цветного шифера на комбинате асбоцементных изделий.

Но не от одних строителей и промышленности стройматериалов зависит облик нашего города. В первых этажах новых домов на главных улицах распо­ложены предприятия торговли и бытового обслуживания населения. Своим внешним оформлением они также вносят вклад в украшение зданий. Но ка­кой это вклад? Чаще всего отрицательный. Живописцы, оформляющие эти предприятия, меньше всего думают о том, как их работа сочетается с архитек­турой фасада здания. Наши вывески выполняются часто на художественном уровне провинции двадцатых годов. Огромные и нелепые, они нахально ле­зут в глаза, вызывая только досаду. Почти то же можно сказать и об оформле­нии витрин. За немногими исключениями (ЦУМ, книжный магазин), витрины магазинов являют собой образцы безвкусицы.

Несколько слов об оформлении и расцветке объектов так называемой архитектуры малых форм. До сих пор, например, почему-то принято окраши­вать скамьи, выставочные стенды, беседки и тому подобные элементы скве­ров, улиц и парков города в удручающий темно-серый иЛи синий цвет. Даже там, где специальным проектом благоустройства предусмотрена более яр­кая, нарядная окраска подобных элементов, как, например, в сквере имени Кирова, она с завидным упорством заменяется тем же серым цветом.

А скульптура? На улицах и особенно в парках ее очень много. Создается впечатление, что эти образцы массового «ваяния» приобретаются по прин­ципу: числом поболее — ценою подешевле. Есть все: цементные писатели, гуси, лебеди, львы в одиночку и группами. В Бежицком районе на одной из главных улиц установлен даже... слон! Не хватает только крокодила — с ви­лами.

Как правило, все эти скульптуры, установленные на случайных местах, на аляповатых постаментах, не претендуют на то, чтобы их осматривали, не вызывают никаких мыслей, кроме критических, в адрес тех, кто их делал и ставил. Зрители их не замечают, и их художественное воздействие равно нулю. А не лучше ли вместо десяти плохих скульптур приобрести одну хорошую,

выполненную из долговечного материала, со вкусом установить ее на проду­манном месте, где эта скульптура организовывала бы какой-то участок город­ского пейзажа, привлекала внимание и эмоционально воздействовала на зри­теля?

Откуда же эти непродуманность, случайность, дурной вкус в оформле­нии нашего города? Если вопросы застройки и основные архитектурные решения внешнего облика зданий согласовываются у главного архитекто­ра, то масса других элементов благоустройства и украшения города — киос­ки, ларьки, ограждения, фонтаны, скульптуры, озеленение общественных мест, установка досок почета и всякого рода наглядной агитации — проходит в большинстве случаев без квалифицированного надзора, без какого-либо участия общественного контроля. Эти вопросы часто решают некомпетент­ные работники коммунального хозяйства, предприятий и учреждений, от которых по долгу службы требуется срочно осуществить то или иное ме­роприятие.

Чтобы покончить с таким положением, навести порядок в оформлении города, необходимо подумать об организации общественного художествен­ного совета при горисполкоме с участием художников, архитекторов, инже­неров городского хозяйства, озеленителей и представителей обществен­ности, Целью работы этого совета являлась бы разработка основных вопро­сов архитектурно-художественного — постоянного, временного (празднич­ного) — оформления города, зеленого строительства, рассмотрение и со­гласование проектов конкретных объектов, наблюдение и контроль за их осуществлением в натуре.

Совместными усилиями широкой общественности и специалистов мож­но будет сделать наш город более нарядным и впечатляюще красочным.