СтраницаО формировании

О формировании Орджоникидзеградского пехотного училища в 1940 году. Брянщина.

В связи с «чисткой» Красной Армии в 1937 – 1938 годах и воз-никшим в связи с этой чисткой дефицитом командных кадров увели-чивалось количество военно-учебных заведений в СССР. Способ-ствовал этому увеличению и рост общей численности РККА, связан-ный с началом Второй мировой войны.

По этим причинам в 1939-1940 гг. в СССР был сформирован це-лый ряд новых военно-учебных заведений. На основании документов, хранящихся в Российском Государственном Военном Архиве (РГВА), представляется уместным описать процесс формирования одного из таких заведений – Орджоникидзеградского пехотного училища.

В связи с тем, что впоследствии данное училище было преобра-зовано в автомобильно-мотоциклетное училище, а затем в Рязанское высшее военное автомобильное училище и функционировало до 2010 года, выпускники училища, интересовавшиеся историей его создания, часто обращались к данной теме и называли датой создания училища январь 1940 года.

Однако здесь необходимо сделать уточнение: 31 декабря 1939 года в директиве Наркома обороны СССР №4/2/103007 Военному Совету Орловского военного округа (ОрВО) было предписано «рас-формировать 120 и 180 сд, а на базе этих дивизий и свободных жи-лищных фондов округа сформировать... Елецкое пехотное училище на фонде частей 180 сд по штату 19/10 численностью 1600», хотя в историческом формуляре училища датой данной директивы указано 2 января 1940 года [1].

И лишь только после этого было принято решение о формиро-вании этого училища в городе Орджоникидзеграде Орловской обла-сти (ныне – Бежицкий район города Брянска). При этом в первона-чальный период (до начала реального формирования училища) в до-кументах округа оно продолжало именоваться Елецким пехотным. Так, временно исполнявший должность начальника штаба округа полковник Рясик (БС1) отмечал в своем приказе о передислокации учебных заведений округа, что «Елецкое пехотное училище – жела-тельно именовать Орджоникидзеградское пехотное училище» [2]. И 25 февраля 1940 года начальник штаба округа комбриг Корнеев (БС2) и военком штаба округа полковой комиссар Михайлов подписали, а командующий ОрВО командарм 2 ранга Ефремов (БС3) и член Воен-ного Совета округа корпусной комиссар Семеновский (БС4) утверди-ли дислокацию войск ОрВО на летний период 1940 года, где опреде-лили летним лагерем Орджоникидзеградского пехотного училища район Курска [3].

Этот документ был подписан еще до официальной директивы Военного Совета ОрВО №007523 от 4 марта 1940 года, в которой предписывалось сформировать училище [4].

А 11 марта 1940 года в официальную дислокацию военных учи-лищ округа официально было добавлено Орджоникидзеградское пе-хотное училище [5].

Самым ценным и подробным источником о начальном этапе формирования Орджоникидзеградского пехотного училища является донесение «О предварительных итогах комплектования и о состоянии Орджоникидзеградского пехотного училища», которое 5 апреля 1940 года направил временно исполняющий должность комиссара учили-ща начальник политотдела батальонный комиссар Игнатов в адрес начальника Политуправления РККА армейского комиссара 1 ранга Мехлиса (БС5), начальника политуправления ОрВО бригадного ко-миссара Пигурнова (БС6) и начальника отдела инспекции ВУЗов комкора Смирнова (БС7).

Именно в этом донесении четко зафиксирована дата начала формирования училища – 15 марта 1940 года. Здесь же мы обнаружи-ваем дату и документ, которые, очевидно, предопределили передис-локацию училища из Ельца в Орджоникидзеград: «По постановлению Совнаркома СССР от 29 февраля 1940 г. для размещения училища передано 3 здания: школа №12 (3 этажная), здание охраны завода «Красный Профинтерн» (3 этажное) и клуб Сталелитейного завода, представляющий из себя барак на подпорках» [6].

Проблемы с формированием училища начались уже в момент передачи помещений училищу: «Несмотря на то, что кандидаты в училище начали прибывать с 15 марта, здание заводской охраны бы-ло передано только 25 марта. Это создало тяжелую обстановку в смысле размещения поступающих курсантов и своевременной подго-товки пищевого блока» [7].

И связано это было, по мнению батальонного комиссара Игна-това, еще и с позицией городских властей: «Первый период времени происходили очень длительные переговоры с местными органами. Секретарь ГК ВКП(б) тов. Котельников и Председатель Горсовета тов. Батуров, несмотря на Постановление Совнаркома СССР, о кото-ром их известил Орловский облисполком, пытались пересмотреть во-прос о возможности размещения училища. Первый вопрос, заданный секретарем Горкома тов. Котельниковым, был: «Почему в Орджони-кидзеграде размещать военное училище, почему не в каком-либо дру-гом городе?» Мотивируя тем, что Орджоникидзеград имеет исключи-тельно рабочее население, что никаких особняков «бывших людей» город не имеет и помещений для училища не имеется» [8].

Затем к трудностям размещения училища, с которыми столк-нулся формировавший училище полковник Щеднов (БС8), добави-лись проблемы, которые стали возникать с прибытием курсантов на новое место: «В ходе комплектования училища целый ряд военкома-тов и частей подошли недобросовестно к подбору кандидатов. Осо-бенно формально, по казенному подошли к этому вопросу военкома-ты ПриВО, такие как ...Чкаловский ...Сталинский и Сормовские воен-коматы, направлявшие кандидатов без всякой разъяснительной рабо-ты на месте и без всякого отбора лучших, в результате чего многие кандидаты не подходили по возрасту, по грамотности, по состоянию здоровья. Часть кандидатов не желали учиться в военном училище и требовали отправления обратно. Из Хвалынского РВК Саратовской области ПриВО 8 чел. были присланы не желающие учиться. Причем они были направлены в гор. Орджоникидзе. Приехав в город Вольск, в местном военкомате разобрались, что они должны ехать не в город Орджоникидзе, а в Орджоникидзеград, в результате чего эта группа ехала 7 суток вместо 3-х» [9].

Также военкоматы не извещали направлявшихся курсантов о том, что они едут в военное училище, информируя о том, что они бу-дут проходить 3-х месячный сбор. Возникали проблемы и с курсан-тами, направлявшимися на учебу из воинских соединений: «824 сп Новохоперск направлял большинство кандидатов с явно недостаточ-ной грамотностью». 5 прибывших кандидатов из 855 сп (гор. Мор-шанск ОрВО) были откомандированы: 1 по нежеланию, 1 по судимо-сти, трое по справке НКВД [10].

С другой стороны, в училище были направлены красноармейцы, участвовавшие в только что закончившейся советско-финской войне: «...к 1 мая ...выступало на собраниях рабочих 58 курсантов. Из них 21 человек – участники боев с белофиннами» [11].

И, тем не менее, несмотря на трудности, к 3 апреля 1940 года в училище был принят 1431 курсант. Из командно-начальствующего состава прибыло старшего и среднего 113 человек, младшего 84 че-ловека, обслуживающие подразделения красноармейцев – 167 чело-век. Всего в училище числилось – 1795 человек [12].

4 курсантских батальона размещались: 2 батальона в здании бывшей охраны завода и 2 батальона в здании школы № 12. «При двухъярусном размещении коек и то и другое помещение заняты полностью под общежитие курсантов» [13]. Данные сведения до-кладной записки подтверждаются свидетельством бывшего курсанта училища Лебедева Е.П. [14].

Безусловно, размещение такого большого количества людей в столь ограниченный промежуток времени в неприспособленных для этого помещениях предопределило проблемы, с которыми столкну-лось училище с самого начала своей деятельности.

Эти вопросы ставил в своем донесении батальонный комиссар Игнатов.

В первую очередь он доносил о затруднениях в организации пи-тания как курсантов, красноармейцев, так и командного состава учи-лища: «До сих пор отсутствует свой пищевой блок. Все питание кур-сантов происходит в городской столовой Фабрики-Кухни. Пропуск-ная способность совершенно неудовлетворительна. Чтобы всю массу курсантов пропустить три раза в день, приходится начинать завтрак с 7 часов утра и беспрерывно в течение всего дня до часу ночи идет пи-тание курсантов очередями по 200 человек. Командованием училища ускоренным темпом готовится пищеблок в здании бывш. заводской охраны, который может пропустить до 1000 чел. Этот пищевой блок сможет начать свою работу 7-го апреля. Это несколько разрядит со-здавшуюся обстановку. В то же время нами предпринято строитель-ство второго пищевого блока для второй половины курсантов, раз-мещенных в бывш. школе №12...

Питание начсостава до сих пор не организовано. Единственная столовая в городе при Фабрике-Кухне не имеет достаточных фондов на продукты и готовит для начсостава безвкусные и непитательные блюда и очень часто второе блюдо совершенно не подается. Начсо-став, не имея других возможностей, часто буквально голодает... Только 3 апреля было заседание Президиума Горсовета, на котором было решено передать одно помещение под магазин, а для подыска-ния помещения под столовую Горсовет ограни-чился выделением особой комиссии» [15].

Нужно отметить, что планы по строительству второго пищевого блока так и не были реализова-ны, так как, согласно воспоминаний курсанта Ле-бедева Е.П., который обучался в училище в 1941 году и участвовал в эвакуации учебного заведе-ния: «Каждый день мы ходили питаться в Фабри-ку-Кухню в центр Бежицы» [16].

Размещение и организация проживания тако-го большого количества курсантов, красноармей-цев и лиц командно-начальствующего состава также не могло быть решено беспроблемно в условиях того времени. Автор донесения фиксирует: «Кроватей име-ется только 1000 штук. Остальные курсанты спят на полу. Вследствие скученности людей, несмотря на мытье в бане и пропуск через сан-пропускник, все же имеются отдельные случаи вшивости. Постельное белье еще полностью не получено. Имеется по 2 простыни на курсан-та. Бачков для кипяченой воды не имеется. Курсанты пьют сырую и к тому же недоброкачественную воду... Особенно тяжелым остается положение с размещением командно-начальствующего состава и его питанием. Прибывший и прибывающий начсостав размещается в од-ной комнате-классе. Горсовет отказывает что-либо сделать в отноше-нии предоставления квартир, мотивируя отсутствием свободной жи-лой площади. Командиры одиночки и семейные ходят по городу и ищут сами квартиры» [17].

Помимо бытовых вопросов справедливое недоумение батальон-ного комиссара Игнатова вызывали проблемы, связанные с невоз-можностью организовать учебный процесс в училище: «Наряды на оружие и артимущество имеются, но ничего не получено, так как не-где размещать. Конским составом училище не обеспечено из-за от-сутствия конюшен. До сих пор не сделаны пирамиды для винтовок... Учебного корпуса нет. Не создано ни одного кабинета. Учебный год начинаем с 15 апреля, но помещения для занятий отсутствуют» [18].

Такие условия, конечно, сказались впоследствии на качестве обучения и проверка огневой подготовки показала плохие результа-ты. И в конце 1940 года помощник командующего войсками по вузам генерал-майор Кругляков (БС9) по результатам инспекторской про-верки отмечал: «Программа пройдена полностью и за учебный год усвоена курсантами на посредственно... Недостатком в обучении ...является плохая отработка техники приемов из всех видов поло-женного оружия. Учебные пункты не оборудованы. Отмечаю низкую требовательность начальствующего состава всех степеней ...Учебная дисциплина и требовательность низкие... Занятия материально не обеспечены» [19].

Тем не менее, даже при таких условиях училище заняло второе место среди трех пехотных училищ ОрВО, опередив Орловское и уступив Тамбовскому Краснознаменному имени Ашенбреннера учи-лищу [20].

И, конечно, исполняющий должность комиссара училища не мог в своем донесении не затронуть вопросов политической подготовки курсантов: «Клуба, ленинской комнаты ни в одной роте нет. В насто-ящее время проводим организационное оформление партийных и комсомольских организаций, но все собрания приходится проводить в самих общежитиях. Часть политпросветимущества уже поступило, но типография, присланная из округа еще не работает, так как печат-ная машина «Американка» требует большого ремонта, а на месте ни-каких условий к этому не имеется. Художественной литературы со-вершенно нет. Лимиты на газеты и журналы крайне ограничены. Учебников по истории ВКП(б) не имеется. Уставы и наставления вы-сланы тоже в ограниченном количестве» [21].

Также интересной представляется характеристика, данная ко-миссаром настроениям среди набранных: «Настроение курсантов в основном хорошее, вся курсантская масса со всей серьезностьювключилась в учебу, которая проходит по предварительно составлен-ному плану до начала общей плановой учебы по программе училища. Отрицательным в настроении курсантов является законное недоволь-ство неорганизованностью питания и среди некоторой части курсан-тов имеется желание уйти из училища. Последнее вызвано тем обсто-ятельством, что часть курсантов принималась в училище с одного-дичным сроком обучения, а впоследствии согласно полученных ука-заний эти курсанты будут обучаться также 2 года как и остальные, поэтому поступают ряд заявлений об отчислении. Среди этой части курсантов проведено необходимое разъяснение и ряд заявлений эти-ми курсантами отбираются обратно изъявивши желание остаться учиться» [22].

Заканчивается донесение Игнатова просьбой к Политуправле-нию ОрВО оказать содействие в решении вопросов, затруднявших жизнедеятельность училища.

Необходимо отметить, что донесение комиссара датировано 5 апреля 1940 года, а в историческом формуляре училища зафиксиро-вано, что его «формирование было закончено 11.4.1940 г. и с 15.4.1940 училище приступило к нормальным занятиям» [23].

Итак, с апреля 1940 года начались трудовые будни Орджоникидзе-градского пехотного училища. Как военным нужно было привыкнуть к городу, так и городу нужно было привыкнуть к военным.

Недаром, как отмечалось ранее, руководство города без опти-мизма отнеслось к идее размещения училища в Орджоникидзеграде. Несколько ситуаций, возникших уже вскоре отразили изменившуюся обстановку в городе.

Так, 5 апреля 1940 года погиб под колесами грузового автомо-биля курсант Трестьян: «Грузовая машина врезалась в строй прохо-дивший мостовую и направлявшийся в казарму колонной по два 5 ро-ты 2 батальона. Меры приняты. Шофер милицией арестован. Ведется следствие. Направляющий переходившего мостовую подразделения предупредил шофера поднятием руки. Машина не остановилась и шла левой стороной дороги... Предупреждены местные органы власти и милиция о необходимости проведения разъяснительной работы с шоферами и о решительной борьбе с лихачеством» [24]. Очевидно, что необходимость перемещаться для приема пищи 3 раза в день че-рез весь город курсантам двух батальонов создала огромный новый военный траффик на улицах Орджоникидзеграда и к этим новым об-стоятельствам нужно было привыкнуть местным шоферам. К сожа-лению, как видим, не обошлось без человеческих жертв. Пара следующих примеров иллюстрирует дополнительные сложности, которые возникали у вновь созданного училища с мест-ным населением.

В ноябре 1940 года «в результате преступно-халатного отноше-ния со стороны командного состава руководившими занятиями неис-пользованные и неразорвавшиеся гранаты, после занятий не были по-дорваны, а брошены в реку в районе занятий, откуда были выловлены детями граждан, что привело к несчастным случаям среди граждан-ского населения» [25].

До этого, в сентябре 1940 года начальник отдела политической пропаганды училища полковой комиссар Волик сообщал об инциден-те с красноармейцем хозяйственной роты Бородавко, который «сде-лал самовольную отлучку с вольнонаемными и в момент когда Боро-давко шел в кино сапожником Тарасовым красноармейцу Бородавко была нанесена ножевая глубокая рана после чего Бородавко был направлен в Курский госпиталь, вольнонаемный сапожник Тарасов который нанес ранение взят под стражу органами НКВД» [26].

Дисциплина в хозяйственной роте вообще оставляла желать лучшего, и в конце концов ее постоянные нарушения привели к тра-гическому результату: «17 ноября 1940 года красноармеец хозроты Тишин будучи уволенным в городской отпуск в 23-30 был обнаружен лежащим на линии железной дороги ст. Орджоникидзеград с отре-занным поездом ногами. Тишин был доставлен скорой помощью в больницу, где он после произведенной операции умер. Произведен-ным расследованием и вскрытием трупа установлено, что тов. Тишин был в нетрезвом состоянии и шел по путям линии жел. дороги, в ре-зультате чего и попал под поезд. ...грубое нарушение элементарных правил, хождения через линию железной дороги плюс к тому выпив-ка – привели бойца Тишина к нелепой смерти...» [27].

Нарушения в среде красноармейцев, конечно, негативно влияли и на курсантов. Тем более что в их среде тоже случались конфликты и спорные ситуации, результатом которых становилось неуставное выяснение отношений: «...в патроннике винтовки обнаружена ано-нимная записка с угрозой по адресу командира отделения. Содержа-ние ее следующее: «Если не уйдешь с должности командира отделе-ния – заколю штыком нечаянно, хотя и пойду за это куда следует, но другие освободятся от тебя. Второе предупреждение для ускорения в случае замедления. Третье предупреждение +». Подозрение написав-шего анонимку падает на курсанта Косцова. Материал направлен уполномоченному ОО» [28]. Конечно, трудно было ожидать требовательности от командиров по вопросам дисциплины по нескольким причинам. Во-первых, ко-мандиров элементарно не хватало. В том же самом донесении Игна-това отмечалось, что «из командного состава прибыли главным обра-зом лейтенанты – командиры взводов, недавно окончившие училища. Командиров рот, за исключением одного нет. Политруков рот – то же самое. Отсутствие этого звена создает трудности в деле укрепления воинской дисциплины и четкой организации внутренней жизни под-разделения» [29]. Во-вторых, само качество командного состава оставляло желать лучшего. Когда знакомишься с поступками некото-рых офицеров, становится понятно, что повышать дисциплину у под-чиненных им было сложно по той простой причине, что их собствен-ная дисциплина была не на высоте.

Так, в нескольких скандальных эпизодах был замешан лейте-нант училища Мардасов. Вначале он в городском Дворце Культуры «оскорблял зав. буфетом Блинова, разбил с буфета 4 пивных кружки и угрожал перебить всю посуду, вел себя вызывающе и никому не подчинялся» [30]. А затем в городском ресторане вместе с другим лейтенантом училища Иванчиковым Мардасов «устроил в ресторане скандал с вольными гражданами и как говорит постовой милиционер Иванчиков вынимал из кобуры пистолет грозил последним» [31].

Другой офицер, командир курсантской роты старший лейтенант Сергеев «с оружием уехал на квартиру к жене ст. Полужье, где и вы-пил со своими родственниками. Сергеев во время выпивки попросил родственника принести ему его пистолет, т.к. он был спрятан в дру-гой комнате. При передаче пистолета произошел выстрел, которым был ранен ст. лейтенант Сергеев (прострелил ухо и задел кожу вис-ка), а также ранил сидящую женщину» [32].

Таким образом, неудивительно, что к моменту выпуска из учи-лища, который из-за изменяющейся международной обстановки стал ускоренным (вместо 2 лет курсанты обучались 1 год) из 1431 набран-ного курсанта было выпущено 794 (по другим данным 800) лейтенан-та.

Известен полный список первого и единственного выпуска Ор-джоникидзеградского военного пехотного училища (весной 1941 года оно было преобразовано в автомобильно-мотоциклетное училище) [33]. Конечно, укороченный срок обучения (1 год вместо двух) и от-сутствие условий для качественной учебы (бытовые трудности, не-комплект офицерско-преподавательских кадров и др.) отразились на качестве выпуска. Однако большинство лейтенантов первого и един-ственного выпуска попали в войска Западных округов и приняли уча-стие в первых же битвах 1941 года. Многие из них погибли, многие выжили и сделали карьеру в Красной Армии. И, безусловно, полезно было бы изучить подробнее историю училища, в котором они стали офицерами – Орджоникидзеградского пехотного училища.

1. РГВА, Ф.35519, Оп.1, Д.1, Л.1.

2. РГВА, Ф.25887, Оп.2, Д.73, Л.105.

3. Там же, Л.33.

4. РГВА, Ф.35519, Оп.1, Д.1, Л.1.

5. РГВА, Ф.25887, Оп.2, Д.73, Л.28.

6. РГВА, Ф.35519, Оп.1, Д.7, Л.4.

7. Там же.

8. Там же, Л.4-5.

9. Там же, Л.5-6.

10. Там же, Л.6.

11. Там же, Л.25.

12. Там же, Л.6.

13. Там же, Л.6-7.

14. Штоппер С., Кукатов А. Нелегальный Брянск 1941-1943, Брянск, 2014, стр.38-39.

15. РГВА, Ф.35519, Оп.1, Д.7, Л.7-9.

16.ЛАА, Беседа с выпускником ОВАМУ 1941 года Воробьевым Е.П. 11.03.2013 года, Л.1.

17. РГВА, Ф.35519, Оп.1, Д.7, Л.7-8.

18. Там же.

19. Ф.25887, Оп.2, Д.2, Л.133, 186-188.

20. Там же, Л.133.

21. РГВА, Ф.35519, Оп.1, Д.7, Л.8.

22. Там же, Л.9.

23. РГВА, Ф.35519, Оп.1, Д.1, Л.1.

24. РГВА, Ф.35519, Оп.1, Д.7, Л.2.

25. РГВА, Ф.35519, Оп.1, Д.5, Л.10.

26. РГВА, Ф.35519, Оп.1, Д.12, Л.62.

27. РГВА, Ф.35519, Оп.1, Д.5, Л.19.

28. РГВА, Ф.35519, Оп.1, Д.12, Л.71.

29. РГВА, Ф.35519, Оп.1, Д.7, Л.6.

30. РГВА, Ф.35519, Оп.1, Д.5, Л.17.

31. Там же, Л.23.

32. РГВА, Ф.35519, Оп.1, Д.12, Л.81.

Биографические справки (БС):

БС1

Рясик Иван Тихонович (1901 (1903?)-1941), полковник, заместитель начальника штаба Орловского военного округа, с началом войны – начальник оперативного отдела, заместитель начальника штаба 20-й Армии. Пропал без вести 13 июля 1941 года под Оршей.

БС2

Корнеев Андрей Дмитриевич (1900-1941), генерал-майор, начальник штаба Орловского военного округа (1938-1941), с началом войны – начальник штаба 20 Армии. Согласно записи в Журнале боевых дей-ствий Резервного фронта, 28 июня 1941 года «в результате провока-ционной паники и стрельбы своей же охраной убит начштарм 20 ге-нерал-майор Корнеев».

БС3

Ефремов Михаил Григорьевич (1897-1942), генерал-лейтенант, ко-мандующий Орловским военным округом (1938-1940), с началом войны командующий 21-й Армией, войсками Центрального фронта, зам. командующего Брянским фронтом, командующий 10, 33 Армия-ми. Погиб в апреле 1942 года.

БС4

Семеновский Федор Алексеевич (1901-1941), корпусной комиссар, член Военного Совета Орловского военного округа (1939-1941), с началом войны член Военного Совета 20-й Армии. Попал в плен 24 октября 1941 года. Расстрелян как комиссар.

БС5

Мехлис Лев Захарович (1889-1953), генерал-полковник, начальник Главного Политуправления РККА (1937-1940, 1941), с началом вой-ны представитель Ставки на Крымском фронте, член военных сове-тов ряда армий и фронтов.

БС6

Пигурнов Афанасий Петрович (1903-1972), дивизионный комиссар, начальник Политуправления Орловского военного округа, с началом войны начальник политуправления Брянского фронта, затем в поли-туправлениях и военных советах ряда фронтов. Умер в 1972 году.

БС7

Смирнов Илья Корнилович (1887-1964), генерал-лейтенант, началь-ник управления ВУЗов РККА (1940-1941), во время войны замести-тель командующего по тылу, заместитель командующего, команду-ющий ряда армий и фронтов. Умер в 1964 году.

БС8

Щеднов Павел Александрович (1897-1950) Национальность: русский. Полковник, зам. командира 266-й стрелковой Артемовской Кр. диви-зии.

Партийность: член ВКП(б) с 1919 года. Участие в боевых действиях: гражданская война с 1917 по 1922 г. На фронтах ВОВ с 04.1944 г. Награды: «Медаль ХХ лет РККА», Орден Отечественной войны I степени.

Родился 16 февраля 1897 года в деревне Чабышево Миленковского района Ивановской области в семье рабочего винокуренного завода. Отец умер в 1905 году. Мать работала кухаркой, а два старших брата были рабочими. В связи с тяжелым положением семьи Павел про-учился в сельской школе всего 3 месяца. С 9 лет был вынужден пойти работать пастухом, а в 14 лет уехал на заработки в Москву. Вначале работал учеником, а впоследствии рабочим-обойщиком и полиров-щиком мебели у подрядчика Филипкова.

В мае 1916 года был призван в Российскую императорскую армию. До октября служил в 4-м Мариупольском гусарском полку.

После Октябрьской революции в декабре 1917 года добровольно вступил в кавалерийский отряд Красной гвардии при Воронежском Губернском военкомате. Как военнослужащий, имеющий опыт воен-ной службы, был назначен командиром взвода.

В 1918 году при формировании частей РККА в составе кавалерийско-го отряда добровольно вступил в отдельный Московский кавалерий-ский дивизион. С 1918 по 1922 год в должности командира взвода принимал участие в боях против войск Краснова, Деникина, Врангеля и Махно.

В 1919 году был принят в ряды РКП (б).

В 1923-1924 годах повторно окончил окружные командные курсы. В 1925-1926 годах – помощник командира эскадрона 59-го кавалерий-ского полка 10-й кавалерийской дивизии в городе Тамбове. В целях повышения квалификации в 1926 году был направлен на учебу в объ-единенную Киевскую кавалерийскую школу. После еѐ окончания в 1928 году назначен курсовым командиром (командиром учебного эс-кадрона) в Тамбовскую кавалерийскую школу, где в 1934 году был избран ответственным секретарем партийной организации школы. С 1935 года продолжил службу в должности помощника командира от-дельного разведывательного дивизиона 55-й стрелковой дивизии. В 1937-1938 годах – слушатель разведывательных курсов командного состава при разведывательном управлении Генерального штаба Красной Армии, после окончания которых был назначен помощни-ком командира 11-й кавалерийской дивизии с присвоением персо-нального воинского звания полковника.

В 1938 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Павел Александрович награжден орденом Красного Знамени и медалью «20 лет РККА».

В феврале 1940 года Приказом НКО СССР назначен помощником, а затем заместителем начальника Орджоникидзеградского пехотного училища. В период его формирования исполнял обязанности началь-ника училища до прибытия полковника А.Н. Нечаева.

В должности заместителя начальника училища находился до февраля 1944 года. В этот период он принимал самое активное и непосред-ственное участие в реорганизации училища из пехотного в автомо-бильно-мотоциклетное, в его становлении и развитии в нем учебно-воспитательной работы, в передислокации училища на восток из Ор-джоникидзеграда в Острогожск, далее – в Минусинск, а в последую-щем вновь на запад – в г. Рязань. Являлся одним из основных органи-заторов подготовки командных кадров автомобильной специализации по сокращенным программам в сложнейших условиях военного вре-мени.

В марте 1944 года добивается отправки на фронт и назначается заме-стителем командира 266-й стрелковой Артемовской краснознаменной ордена Суворова дивизии, которая вела активные наступательные действия в составе дивизии 3-го, а позднее 1-го Украинского фронта при освобождении Правобережной Украины от немецко-фашистских оккупантов.

В боевой характеристике, данной командиром дивизии Павлу Алек-сандровичу, говорится: «Товарищ Щеднов дисциплинированный, тактически подготовлен достаточно. В обстановке разбирается и ори-ентируется быстро. В решениях принципиален, принятые решения доводит до конца. Организовать неприступную оборону на участке дивизии умеет. Грамотно руководил наступательными операциями частей дивизии, а также организовывал взаимодействие с другими родами войск. Политически грамотен, идеологически выдержан, смел, решителен, энергичен, обладает высокими волевыми качества-ми. Методикой обучения и организаторскими способностями облада-ет».

За умелое исполнение обязанностей заместителя командира дивизии и боевые отличия полковник П.А. Щеднов был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени.

В связи с ухудшением здоровья в апреле 1945 года был назначен начальником отдела боевой подготовки 5-й ударной армии 1-го Бело-русского фронта. В мае 1945 года был награжден орденом Кутузова II степени.

После Победы в Великой Отечественной войне полковник П.А. Щед-нов находится в распоряжении командующего и Военного Совета ок-купационной группы войск и выполняет служебные задания в комен-датуре г. Берлина.

В июне 1945 года тяжелая болезнь уложила Павла Александровича на больничную койку, а 15 января 1946 года он был уволен из Воору-женных Сил в отставку по болезни.

В семье Павла Александровича родилось двое детей: сын Юрий в 1932 году и дочь Клара в 1937 году. Умер полковник Щеднов Павел Александрович 23 сентября 1950 года и похоронен в городе Рязани на Лазаревском кладбище. Немногочисленные родственники Павла Александровича проживают в Рязани.

Архивные реквизиты: ЦАМО, Ф.33, Оп. 690155, ед. хр. 1609, номер записи в базе данных: 32207911, Общедоступный электронный банк документов 'Подвиг народа', Рязанский военный автомобильный ин-ститут.

БС9

Кругляков Тимофей Петрович (1890-1966), генерал-майор, помощник командующего Орловского военного округа по ВУЗам (1940-1941), с началом войны занимал ряд должностей в управлении войсками ПВО, был заместителем командующего армиями, командиром корпу-сов. Умер в 1966 году.

Приложение:

Именной список командно-начальствующего состава Орджоникидзе-градского пехотного училища

10 декабря 1940 года

Начальник училища полковник Нечаев Алек. Николаевич

Зам. нач. училища полковник Щеднов Павел Александрович

Зам. нач. училища по полит части полковой комиссар Волик Ефим Илларионович

Зам. нач. по МТО интендант 2 ранга Галибин Иван Григорьевич

Нач. учебного отдела майор Смирнов Николай Васильевич

Зам. нач. уч. отд. майор Вихров Евгений Васильевич

Зам. нач. уч. отд. капитан Архипов Аркадий Афанасьевич

Преподаватель артиллерии полковник Дюков Павел Алексеевич

Нач. строевого отдела майор Трембицкий Алекс. Ив.

Командир 1 батальона полковник Лыков Иван Иванович

Зам. командира батальона по политчасти старший политрук Соло-менцев Сергей Васильевич

Командир 2 батальона майор Сушко Алексей Алекс.

Командир 3 батальона майор Буйнов Михаил Ник.

РГВА, Ф. 25887, Оп. 2, Д. 135, Л. 36

А. В. Кукатов,

историк-краевед (г. Брянск)