Новые горизонты - архитектура города Брянска
В 1960-х годах продолжается застройка площади Ленина. Нельзя сказать, что это было лучшее время для создания главной площади высокого идейно-художественного звучания. Просто появилась возможность поставить на ней здания, подходящие своей тематикой для этого важного места. И поспешили, боясь, что новой возможности не представится. Торопливость застройки ее началась с нарушения установленной ранее длины площади (ширина ее диктовалась фронтом фасада Дома Советов, выходящего на нее). Надо было «втиснуть» типовое здание гостиницы «Десна», хотя архитектура ее не явилась подарком главной площади. Затем также пришлось «втискивать» и следующее здание — Дом политпросвещения — уже между гостиницей и улицей Советской. Принятый к строительству проект повторного применения не мог быть полностью использован. Поэтому архитектором Р.В. Рейшером проект был полностью переработан снаружи, а архитектором Ю.И. Тарабриным внутри.
Проектирование застройки Петровской горы несколько осложнялось необходимостью сохранения ряда существующих зданий, включения в застройку памятников архитектуры — Воскресенской, Спасо-Гробовской и Петропавловской церквей. В соответствии с генпланом города на повороте проспекта Ленина предусматривалось размещение районной площади. Впоследствии в более развитом виде в центре Петровской горы начала складываться площадь Октябрьской революции, одной стороной открытая на проспект Ленина. Начало этой площади положило строительство здания цирка. Оно стало главным архитектурным акцентом новой площади.
Проект цирка разработан в 1966 году в московском «Гипротеатре» авторским коллективом под руководством архитектора Наприенко как проект для повторного многократного применения. «Братьев» Брянского цирка можно встретить в других городах Союза и почувствовать себя там как дома.
Здание цирка лишено привычного, годами сложившегося образа. С внешней стороны на нем не видно традиционного купола. Овальный в плане объем здания имеет седловидное покрытие, образованное стальными тросами, натянутыми между противоположно наклоненными железобетонными арками. По этим тросам, они называются вантами, положены сборные железобетонные плиты, несущие кровлю. Объем здания напоминает положенную козырьком к Лесным сараям колоссальную форменную фуражку. Тыльная сторона ее гигантским витражом — остеклением между колонн — открывает интерьер цирка, его фойе и вестибюль, в сторону проспекта, объединяя внутреннее пространство здания с простором площади. Вместо «козырька фуражки» расположены гостиница для артистов и обслуживающие, подсобные помещения большого хозяйства цирка (мастерские, фуражные, конюшни, зверинец).
Своеобразное объемное построение цирка вызвано многоцелевым использованием здания. Оно может работать не только по своему прямому призванию — показу цирковых программ. В нем можно посмотреть широкоформатный кинофильм, послушать концерт, «поболеть» на спортивных состязаниях, увидеть балет на льду.
В связи с разнообразным использованием здания внутренняя планировка его тоже отошла от цирковых традиций. Манеж смещен в сторону артистического выхода, что позволило зрителям иметь возможность прямого видения. Но какой же цирк без купола? Этой важной традиции отдана дань уважения: над ареной сделан небольшой купол, и выражение «под куполом цирка» сохраняется в силе. Цирк в Брянске начал свою жизнь в 1975 году.
Творческий подход к решению сложных задач и специфика здания, имеющего большой зал, помогли создать запоминающийся образ здания цирка, который оттеняется маловыразительным фоном типовых пятиэтажек.
Свободное пространство несколько преувеличенной размерами площади сдерживают два крупных здания — Дом быта и десятиэтажное здание проектного института «Брянскгражданпроект».
Проблемой остается завершение застройки площади Партизан. Оштукатуривание фасадов типовых жилых домов, специально предпринятое для улучшения архитектуры их мало украсило площадь. Предстоящая застройка правой стороны площади не должна повторять градостроительной ошибки, ошибки трудноисправимой сегодня, допущенной в спешной застройке ее левой стороны.
Так происходит формирование двух районных площадей общегородского центра. Подобные площади других районов города создавались в это же время более или менее удачно, насколько позволяло применение одинаково скучных типовых домов. Появились даже такие, устройство которых не предусматривалось генпланом города, как площадь, в 1985 году получившая имя Комсомольской. О застройке ее никогда никто не думал, что печально отразилось на ее облике, если таковой есть вообще у нее.
История повторяется. Развитие города намного опередило Наметки генерального плана и потребовало новой разработки его.
Последний, ныне еще действующий генплан утвержден правительством республики в 1969 году. Он разработан снова в «Гипрогоре» под руководством архитектораФ. И. Лисой и З.Д. Тихоновой.
Новым генпланом поставлена задача создания индивидуального лица центра города и его районов; создание на месте старых кварталов новых микрорайонов с применением домов повышенной этажности. Допускалось применение индивидуальных проектов общественных зданий по специальному разрешению. Ограничивалось строительство новых промышленных предприятий, упор сделан на реконструкцию и расширение существующих, действующих; предусматривался вынос некоторых предприятий в промышленные зоны города; намечалось строительство жилых домов по новым, улучшенным типовым проектам. Планировался рост населения города к 1970 году до 450 тысяч жителей. Проектировались большие работы по благоустройству всех районов города.
Здание Дворца пионеров, как и несколько других зданий постройки второй половины 1970-х - начала 1980-х годов, сооружено в соответствии с проектом застройки исторического центра.
Проект застройки центра возник в результате заказного конкурса на его составление между градостроительными институтами Москвы, Ленинграда и Брянска в 1973-1974 годах. Иногородние участники представили эффектные проекты, богатые благими архитектурными пожеланиями. Они мало сочетались с реальной застройкой города, не обращали внимания на большой снос капитальных построек послевоенных лет, отличались академичностью. Госгражданстрой — высший орган по руководству строительством республики, выступавший в роли организатора и жюри конкурса, признал наиболее жизненным вариант застройки центра, предложенный архитекторами «Брянскгражданпроекта» (Ю.И. Тарабриным , Т.В. Крыловой).
Кроме отдельных зданий, расположенных на ключевых местах города, в соответствии с проектом центра и генпланом города, были разработаны проекты застройки микрорайонов в разных частях Брянска. На их территориях производится массовая застройка жилых и общественных зданий. К середине 1980-х годов в центре города закончены строительством вторая областная больница (архитектор А.А. Зеленов), здание междугородной телефонной станции на проспекте Ленина (архитекторы В.А. Довбня и С. Д. Кушнерук) с крупной мозаичной композицией на фасаде работы художника В.П. Кочет-кова, четырнадцатиэтажное здание гостиницы «Брянск» на замыкании главной части проспекта Ленина (архитектор Желдаков).
В 1985 году — в год тысячелетия Брянска — центральная часть обогатилась постановкой скульптурно-архитектурной композиции «Тысячелетие Брянска» на стрелке Покровской горы, выполненной по проекту и моделям скульптора Е. Орехова, архитекторов В.А. Петербуржцева и А.В. Степанова и монументальным цветомузыкальным фонтаном на площади Дружбы (бывшей Соборной), сооруженным по проекту архитектора В.Д. Ющука .
В это время разработаны проекты крупных микрорайонов: на въезде в город со стороны Орла — «Орловский», на въезде в Бежицкий район со стороны Советского — микрорайон «Московский» (архитекторы Т. В. Крылова и Е. Гуго-ров), атакже ряддругих микрорайонов, застройка которыхдолжна осуществиться до конца XX века. Застройка этих микрорайонов создаст крупные градостроительные панорамы, которые улучшат облики жилых районов свободным сочетанием высотных и пятиэтажных жилых домов с низкими зданиями обслуживания, своеобразным обликом общественных зданий с озеленением, спортивными сооружениями, тактично расположенными в пойме реки и на опушках Брянского леса и органично сочетающими старый город с природой.
Наши предложения: - создание культурной и архитектурной зоны «Древний Брянск». В основе ее должна быть центральная часть бывшей главной улицы Большой Московской (улица Калинина), связанной с Покровской и Петровской горами, с небольшим кварталом между улицей Энергетической и Калинина, с застройкой XVIII — начала XX веков обеих сторон этих улиц и фрагментом прибрежной полосы с сохранением памятников архитектуры, вехами веков стоящих далее по улице Калинина. Названный квартал старинной застройки может быть превращен в квартал старого города. Его зданиям следует возвратить первоначальный облик путем реставрации и устранения позднейших искажений. В этих зданиях, а также в домах других сторон улиц Энергетической и Калинина после реставрации и реконструкции можно разместить наиболее подходящие учреждения культурного обслуживания «исторического назначения»: антикварные, сувенирные, старокнижные магазины, мастерские ремесел и прикладного искусства, небольшие выставочные и музыкальные залы, клубы по интересам, кафе, кондитерские, чайные и тому подобное. Некоторые здания противоположной стороны улицы Калинина, бывшие некогда городскими усадьбами со спускающимися к Десне садами, могли бы быть воссозданы для отдыха людей на природе. Пока город не имеет свободного открытого выхода к реке, на которой стоит. Он отделен от своего зеркала непродуманной застройкой, складскими и прочими малоценными сооружениями. Былая красота его речного фасада должна быть возвращена городу умноженной и светлой. Будем надеяться, что в новом генеральном плане Брянска не исчезнут черты тысячелетнего города.