СтраницаНовые горизонты

Новые горизонты - архитектура города Брянска

В 1960-х годах продолжается застройка площади Ленина. Нельзя ска­зать, что это было лучшее время для создания главной площади вы­сокого идейно-художественного звучания. Просто появилась воз­можность поставить на ней здания, подходящие своей тематикой для этого важного места. И поспешили, боясь, что новой возможности не представит­ся. Торопливость застройки ее началась с нарушения установленной ранее длины площади (ширина ее диктовалась фронтом фасада Дома Советов, выходящего на нее). Надо было «втиснуть» типовое здание гостиницы «Дес­на», хотя архитектура ее не явилась подарком главной площади. Затем так­же пришлось «втискивать» и следующее здание — Дом политпросвещения — уже между гостиницей и улицей Советской. Принятый к строительству проект повторного применения не мог быть полностью использован. Поэто­му архитектором Р.В. Рейшером проект был полностью переработан снару­жи, а архитектором Ю.И. Тарабриным внутри.

Проектирование застройки Петровской горы несколько осложнялось не­обходимостью сохранения ряда существующих зданий, включения в заст­ройку памятников архитектуры — Воскресенской, Спасо-Гробовской и Пет­ропавловской церквей. В соответствии с генпланом города на повороте про­спекта Ленина предусматривалось размещение районной площади. Впослед­ствии в более развитом виде в центре Петровской горы начала складываться площадь Октябрьской революции, одной стороной открытая на проспект Ле­нина. Начало этой площади положило строительство здания цирка. Оно стало главным архитектурным акцентом новой площади.

Проект цирка разработан в 1966 году в московском «Гипротеатре» авторским коллективом под руководством архитектора Наприенко как про­ект для повторного многократного применения. «Братьев» Брянского цирка можно встретить в других городах Союза и почувствовать себя там как дома.

Здание цирка лишено привычного, годами сложившегося образа. С внеш­ней стороны на нем не видно традиционного купола. Овальный в плане объем здания имеет седловидное покрытие, образованное стальными тросами, натя­нутыми между противоположно наклоненными железобетонными арками. По этим тросам, они называются вантами, положены сборные железобетонные плиты, несущие кровлю. Объем здания напоминает положенную козырьком к Лесным сараям колоссальную форменную фуражку. Тыльная сторона ее гигант­ским витражом — остеклением между колонн — открывает интерьер цирка, его фойе и вестибюль, в сторону проспекта, объединяя внутреннее простран­ство здания с простором площади. Вместо «козырька фуражки» расположены гостиница для артистов и обслуживающие, подсобные помещения большого хозяйства цирка (мастерские, фуражные, конюшни, зверинец).

Своеобразное объемное построение цирка вызвано многоцелевым использованием здания. Оно может работать не только по своему прямому призванию — показу цирковых программ. В нем можно посмотреть широко­форматный кинофильм, послушать концерт, «поболеть» на спортивных состязаниях, увидеть балет на льду.

В связи с разнообразным использованием здания внутренняя планиров­ка его тоже отошла от цирковых традиций. Манеж смещен в сторону артисти­ческого выхода, что позволило зрителям иметь возможность прямого виде­ния. Но какой же цирк без купола? Этой важной традиции отдана дань уваже­ния: над ареной сделан небольшой купол, и выражение «под куполом цирка» сохраняется в силе. Цирк в Брянске начал свою жизнь в 1975 году.

Творческий подход к решению сложных задач и специфика здания, име­ющего большой зал, помогли создать запоминающийся образ здания цир­ка, который оттеняется маловыразительным фоном типовых пятиэтажек.

Свободное пространство несколько преувеличенной размерами площа­ди сдерживают два крупных здания — Дом быта и десятиэтажное здание проектного института «Брянскгражданпроект».

Проблемой остается завершение застройки площади Партизан. Оштука­туривание фасадов типовых жилых домов, специально предпринятое для улучшения архитектуры их мало украсило площадь. Предстоящая застрой­ка правой стороны площади не должна повторять градостроительной ошиб­ки, ошибки трудноисправимой сегодня, допущенной в спешной застройке ее левой стороны.

Так происходит формирование двух районных площадей общегородского центра. Подобные площади других районов города создавались в это же время более или менее удачно, насколько позволяло применение одинаково скуч­ных типовых домов. Появились даже такие, устройство которых не предусмат­ривалось генпланом города, как площадь, в 1985 году получившая имя Комсо­мольской. О застройке ее никогда никто не думал, что печально отразилось на ее облике, если таковой есть вообще у нее.

История повторяется. Развитие города намного опередило Наметки ге­нерального плана и потребовало новой разработки его.

Последний, ныне еще действующий генплан утвержден правительством республики в 1969 году. Он разработан снова в «Гипрогоре» под руковод­ством архитектораФ. И. Лисой и З.Д. Тихоновой.

Новым генпланом поставлена задача создания индивидуального лица центра города и его районов; создание на месте старых кварталов новых микрорайонов с применением домов повышенной этажности. Допускалось применение индивидуальных проектов общественных зданий по специаль­ному разрешению. Ограничивалось строительство новых промышленных предприятий, упор сделан на реконструкцию и расширение существующих, действующих; предусматривался вынос некоторых предприятий в промыш­ленные зоны города; намечалось строительство жилых домов по новым, улучшенным типовым проектам. Планировался рост населения города к 1970 году до 450 тысяч жителей. Проектировались большие работы по благоуст­ройству всех районов города.

Здание Дворца пионеров, как и несколько других зданий постройки вто­рой половины 1970-х - начала 1980-х годов, сооружено в соответствии с проектом застройки исторического центра.

Проект застройки центра возник в результате заказного конкурса на его составление между градостроительными институтами Москвы, Ленинграда и Брянска в 1973-1974 годах. Иногородние участники представили эффект­ные проекты, богатые благими архитектурными пожеланиями. Они мало сочетались с реальной застройкой города, не обращали внимания на боль­шой снос капитальных построек послевоенных лет, отличались академич­ностью. Госгражданстрой — высший орган по руководству строительством республики, выступавший в роли организатора и жюри конкурса, признал наиболее жизненным вариант застройки центра, предложенный архитекто­рами «Брянскгражданпроекта» (Ю.И. Тарабриным , Т.В. Крыловой).

Кроме отдельных зданий, расположенных на ключевых местах города, в соответствии с проектом центра и генпланом города, были разработаны про­екты застройки микрорайонов в разных частях Брянска. На их территориях производится массовая застройка жилых и общественных зданий. К сере­дине 1980-х годов в центре города закончены строительством вторая обла­стная больница (архитектор А.А. Зеленов), здание междугородной телефон­ной станции на проспекте Ленина (архитекторы В.А. Довбня и С. Д. Кушнерук) с крупной мозаичной композицией на фасаде работы художника В.П. Кочет-кова, четырнадцатиэтажное здание гостиницы «Брянск» на замыкании глав­ной части проспекта Ленина (архитектор Желдаков).

В 1985 году — в год тысячелетия Брянска — центральная часть обогати­лась постановкой скульптурно-архитектурной композиции «Тысячелетие Брянска» на стрелке Покровской горы, выполненной по проекту и моделям скульптора Е. Орехова, архитекторов В.А. Петербуржцева и А.В. Степанова и монументальным цветомузыкальным фонтаном на площади Дружбы (быв­шей Соборной), сооруженным по проекту архитектора В.Д. Ющука .

В это время разработаны проекты крупных микрорайонов: на въезде в го­род со стороны Орла — «Орловский», на въезде в Бежицкий район со стороны Советского — микрорайон «Московский» (архитекторы Т. В. Крылова и Е. Гуго-ров), атакже ряддругих микрорайонов, застройка которыхдолжна осуществить­ся до конца XX века. Застройка этих микрорайонов создаст крупные градостро­ительные панорамы, которые улучшат облики жилых районов свободным со­четанием высотных и пятиэтажных жилых домов с низкими зданиями обслу­живания, своеобразным обликом общественных зданий с озеленением, спортивными сооружениями, тактично расположенными в пойме реки и на опушках Брянского леса и органично сочетающими старый город с природой.

Наши предложения: -  создание культурной и архитектурной зоны «Древний Брянск». В основе ее должна быть центральная часть бывшей главной улицы Большой Московской (ули­ца Калинина), связанной с Покровской и Петровской горами, с неболь­шим кварталом между улицей Энергетической и Калинина, с застройкой XVIII — начала XX веков обеих сторон этих улиц и фрагментом прибреж­ной полосы с сохранением памятников архитектуры, вехами веков сто­ящих далее по улице Калинина. Названный квартал старинной застройки может быть превращен в квартал старого города. Его зданиям следует возвратить первоначальный облик путем реставрации и устранения поз­днейших искажений. В этих зданиях, а также в домах других сторон улиц Энергетической и Калинина после реставрации и реконструкции можно разместить наиболее подходящие учреждения культурного обслужива­ния «исторического назначения»: антикварные, сувенирные, старокниж­ные магазины, мастерские ремесел и прикладного искусства, небольшие выставочные и музыкальные залы, клубы по интересам, кафе, кондитер­ские, чайные и тому подобное. Некоторые здания противоположной сто­роны улицы Калинина, бывшие некогда городскими усадьбами со спуска­ющимися к Десне садами, могли бы быть воссозданы для отдыха людей на природе. Пока город не имеет свободного открытого выхода к реке, на которой стоит. Он отделен от своего зеркала непродуманной застройкой, складскими и прочими малоценными сооружениями. Былая красота его речного фасада должна быть возвращена городу умноженной и светлой. Будем надеяться, что в новом генеральном плане Брянска не исчезнут черты тысячелетнего города.