СтраницаНовозыбков

Новозыбков Брянщина

Примерно на середине пути между Клинцами и Новозыбковым, в четырех километрах от шоссе, расположено село Каташин, в котором находился известный в свое время Каташинский монастырь, по­строенный в XVII—ХУШ веках. В 1699 году стародуб-скнн полковник Миклашевский построил в монастыре ка­менный храм. Если судить по остаткам его фундамента, ое был шестистолпный, трехнефный. От здания монасты­ря ничего не дошло, лишь кое-где высятся остатки стен.

Новозыбков также основан раскольниками — старо­обрядцами, бежавшими из Москвы в начале ХУШ века. Как и в Клинцах, уже с первых лет существования сло­боды, первоначально именовавшейся Зыбкой, начали развиваться промышленность и торговля. Отсюда родом П. Е. Дыбенко, герой Октября и выдающийся военачаль­ник Красной Армии. Как и в Клинцах, здесь в годы ре­золюции действовали войска, руководимые Н. Щорсом. В сквере напротив пединститута воздвигнут памятник П. Е. Дыбенко. Есть здесь и памятники старины и ис­кусства, также наделенные своеобразными чертами.

Как мы видели, на Брянской земле сохранилось нема­ло прекрасных памятников деревянной архитектуры. Наиболее   значительными по своим художественным   качествам являются культовые здания. Они разбросаны по небольшим городам и селам, их изысканные, стройные силуэты украшают и оживляют окружающие равнинные места. Глядя на них, думается: церкви — это отживший вид строительства, но проблема вертикалей как элемента художественной выразительности в градостроительстве была и есть, и она, эта проблема, возникает также и при застройке сел. Далеко на горизонте равнинной местности виден красивый, энергичный силуэт церкви, который прямо-таки манит глаз! Чем его заменить?

Глядя на творения народных мастеров, содеянные то­пором, изобретенным еще в каменном веке, диву даешь­ся, с каким умением одна архитектурная форма перехо­дит в другую, четверик — в восьмерик, а последний — в шатер, да еще украшенный выгнутыми криволинейными кокошниками, люкарнами, разной формы куполами. Все это сравнительно легко выполнимо из кирпича, скреплен­ного  вяжущим раствором, но сделать все это  из  бревна далеко не просто, тут нужен тысячелетний опыт. Осо­бенно поражаешься неистощимому мастерству народных зодчих, когда осматриваешь интерьер деревянных ба-шеннообразных сооружений, — он поразителен.

Технических расчетов тогда не было, все эти порой сложные конструкции угадывались интуитивно. Это не­обыкновенное мастерство древодельцев можно объяснить только тем, что жили и развивались почти до наших дней тысячелетние традиции этого самого распространен­ного и самого древнего вида строительства на Руси.

А какая изощренная резьба по дереву, какое богатство рисунка многослойных резных карнизов, наличников оконных проемов, порталов и других частей зданий!

Деревянное зодчество, прекрасные образцы которого так или иначе уцелели до наших дней, вызывают чувство изумления и восхищения. Эти постройки надо всячески оберегать, невзирая на то, что порою они не такие уж и древние — XIX, а то и начала XX века. Если народные традиции в каменном зодчестве по ходу времени претер­певали большие изменения, то в деревянном — эта эво­люция совершалась гораздо медленнее. Порою деревян­ные постройки XIX века были такими же, как и лет три­ста назад.

Одним из таких удивительных творений народных дре­водельцев является деревянная Николаевская церковь в Новозыбкове, построенная старообрядцами в 1782 году и хорошо сохранившаяся до наших дней. В принципе это тот же тип храма, что и в Клинцах, однако некоторые отличия имеются, главным образом за счет более обиль­ного применения элементов ордера. Как и Троицкая цер­ковь в Клинцах, это здание поражает своими размерами, особенно в сравнении с окружающей мелкой застройкой. Хотя в основных своих чертах план и наследует обще­принятую схему культовых зданий, но созданные на его основе объемы во многом отличаются от обычных. Види­мо, старообрядцы, находясь в оппозиции к официаль­ному православию, не хотели создавать храм, который ничем бы не отливался от утвердившихся канонов цер­ковного строительства. Они хотели создать свой тип хра­ма и этого достигли (они его даже называли не храмом или церковью, а «моленной»).

В то же время старообрядцы были людьми практиче­скими и не зря преуспевали в торговле и промышлен­ности. И поэтому дух времени — а это была эпоха клас­сицизма — им также порою был не чужд. Огромная че­тырехъярусная   деревянная   колокольня,     сооруженная, по-видимому, одновременно с основным объемом, явно повторяет форму каменной классической архитектуры — те же пучки колонн по углам, те же фронтоны на каж­дом ярусе, та же соразмерность.

Кроме главного входа в храм с запада подкулоль-ный объем с севера и юга оформлен упрощенными пор­тиками со спаренными колоннами. Точно такими же де­ревянными колоннами украшена восточная часть храма, хотя портика здесь иет. Таким образом, приемы ордер­ной архитектуры, исполненные в дереве, применены в этом здании в изобилии и весьма последовательно (па­мятник облицован более поздней вертикальной дощатой обшивкой).

В общем силуэте и композиции доминирует мощный куб главного объема, увенчанный столь же внушитель­ным куполом. По углам его построены четыре небольшие главки, что еще больше подчеркивает значение главного купола.

В городе есть еще один памятник деревянной архи­тектуры, который нельзя не заметить ввиду его мощных объемов. Это — старообрядческая Спасо-Преображен-ская церковь, построенная в 1911 году. По плану и объ­ему она наследует описанный нами тип. Но силуэт этого здания, пожалуй, более живописен, благодаря тому что с чисто народной выдумкой здесь соединены приемы рус­ского и украинского зодчества. Расположенные по мос­ковскому образцу — то есть по углам — дополнительные купола, как и главный, напоминают грушевидные «ба­ни»  более ранних памятников украинского зодчества.

Кроме названных есть в Новозыбкове и другие памят­ники старинного зодчества, заслуживающие внимания. Особенно интересны те из них, срубы которых оставле­ны без дощатой обшивки, что придает стенам приятную, как бы скульптурную форму, ясную масштабность; тол­щина венцов сруба и их количество являются наглядной мерой всего сооружения.

В Новозыбкове, на улице Нижней, сохранился жилой дом одного из первых поселенцев-старообрядцев, бежав-zrzx сюда от царского гнева в начале XVIII века. Дом трублен из бревен диаметром до сорока сантиметров и гредставляет собой одну квадратную в плане клеть без дерегородок, с размером стороны около пяти метров. 06-хгк здания прост и суров. По нему можно себе представить вид населенных мест того времени. Контраст между ар-хзтектурой жилья и культовой архитектурой был тогда особенно разительным.