Новозыбков Брянщина
Примерно на середине пути между Клинцами и Новозыбковым, в четырех километрах от шоссе, расположено село Каташин, в котором находился известный в свое время Каташинский монастырь, построенный в XVII—ХУШ веках. В 1699 году стародуб-скнн полковник Миклашевский построил в монастыре каменный храм. Если судить по остаткам его фундамента, ое был шестистолпный, трехнефный. От здания монастыря ничего не дошло, лишь кое-где высятся остатки стен.
Новозыбков также основан раскольниками — старообрядцами, бежавшими из Москвы в начале ХУШ века. Как и в Клинцах, уже с первых лет существования слободы, первоначально именовавшейся Зыбкой, начали развиваться промышленность и торговля. Отсюда родом П. Е. Дыбенко, герой Октября и выдающийся военачальник Красной Армии. Как и в Клинцах, здесь в годы резолюции действовали войска, руководимые Н. Щорсом. В сквере напротив пединститута воздвигнут памятник П. Е. Дыбенко. Есть здесь и памятники старины и искусства, также наделенные своеобразными чертами.
Как мы видели, на Брянской земле сохранилось немало прекрасных памятников деревянной архитектуры. Наиболее значительными по своим художественным качествам являются культовые здания. Они разбросаны по небольшим городам и селам, их изысканные, стройные силуэты украшают и оживляют окружающие равнинные места. Глядя на них, думается: церкви — это отживший вид строительства, но проблема вертикалей как элемента художественной выразительности в градостроительстве была и есть, и она, эта проблема, возникает также и при застройке сел. Далеко на горизонте равнинной местности виден красивый, энергичный силуэт церкви, который прямо-таки манит глаз! Чем его заменить?
Глядя на творения народных мастеров, содеянные топором, изобретенным еще в каменном веке, диву даешься, с каким умением одна архитектурная форма переходит в другую, четверик — в восьмерик, а последний — в шатер, да еще украшенный выгнутыми криволинейными кокошниками, люкарнами, разной формы куполами. Все это сравнительно легко выполнимо из кирпича, скрепленного вяжущим раствором, но сделать все это из бревна далеко не просто, тут нужен тысячелетний опыт. Особенно поражаешься неистощимому мастерству народных зодчих, когда осматриваешь интерьер деревянных ба-шеннообразных сооружений, — он поразителен.
Технических расчетов тогда не было, все эти порой сложные конструкции угадывались интуитивно. Это необыкновенное мастерство древодельцев можно объяснить только тем, что жили и развивались почти до наших дней тысячелетние традиции этого самого распространенного и самого древнего вида строительства на Руси.
А какая изощренная резьба по дереву, какое богатство рисунка многослойных резных карнизов, наличников оконных проемов, порталов и других частей зданий!
Деревянное зодчество, прекрасные образцы которого так или иначе уцелели до наших дней, вызывают чувство изумления и восхищения. Эти постройки надо всячески оберегать, невзирая на то, что порою они не такие уж и древние — XIX, а то и начала XX века. Если народные традиции в каменном зодчестве по ходу времени претерпевали большие изменения, то в деревянном — эта эволюция совершалась гораздо медленнее. Порою деревянные постройки XIX века были такими же, как и лет триста назад.
Одним из таких удивительных творений народных древодельцев является деревянная Николаевская церковь в Новозыбкове, построенная старообрядцами в 1782 году и хорошо сохранившаяся до наших дней. В принципе это тот же тип храма, что и в Клинцах, однако некоторые отличия имеются, главным образом за счет более обильного применения элементов ордера. Как и Троицкая церковь в Клинцах, это здание поражает своими размерами, особенно в сравнении с окружающей мелкой застройкой. Хотя в основных своих чертах план и наследует общепринятую схему культовых зданий, но созданные на его основе объемы во многом отличаются от обычных. Видимо, старообрядцы, находясь в оппозиции к официальному православию, не хотели создавать храм, который ничем бы не отливался от утвердившихся канонов церковного строительства. Они хотели создать свой тип храма и этого достигли (они его даже называли не храмом или церковью, а «моленной»).
В то же время старообрядцы были людьми практическими и не зря преуспевали в торговле и промышленности. И поэтому дух времени — а это была эпоха классицизма — им также порою был не чужд. Огромная четырехъярусная деревянная колокольня, сооруженная, по-видимому, одновременно с основным объемом, явно повторяет форму каменной классической архитектуры — те же пучки колонн по углам, те же фронтоны на каждом ярусе, та же соразмерность.
Кроме главного входа в храм с запада подкулоль-ный объем с севера и юга оформлен упрощенными портиками со спаренными колоннами. Точно такими же деревянными колоннами украшена восточная часть храма, хотя портика здесь иет. Таким образом, приемы ордерной архитектуры, исполненные в дереве, применены в этом здании в изобилии и весьма последовательно (памятник облицован более поздней вертикальной дощатой обшивкой).
В общем силуэте и композиции доминирует мощный куб главного объема, увенчанный столь же внушительным куполом. По углам его построены четыре небольшие главки, что еще больше подчеркивает значение главного купола.
В городе есть еще один памятник деревянной архитектуры, который нельзя не заметить ввиду его мощных объемов. Это — старообрядческая Спасо-Преображен-ская церковь, построенная в 1911 году. По плану и объему она наследует описанный нами тип. Но силуэт этого здания, пожалуй, более живописен, благодаря тому что с чисто народной выдумкой здесь соединены приемы русского и украинского зодчества. Расположенные по московскому образцу — то есть по углам — дополнительные купола, как и главный, напоминают грушевидные «бани» более ранних памятников украинского зодчества.
Кроме названных есть в Новозыбкове и другие памятники старинного зодчества, заслуживающие внимания. Особенно интересны те из них, срубы которых оставлены без дощатой обшивки, что придает стенам приятную, как бы скульптурную форму, ясную масштабность; толщина венцов сруба и их количество являются наглядной мерой всего сооружения.
В Новозыбкове, на улице Нижней, сохранился жилой дом одного из первых поселенцев-старообрядцев, бежав-zrzx сюда от царского гнева в начале XVIII века. Дом трублен из бревен диаметром до сорока сантиметров и гредставляет собой одну квадратную в плане клеть без дерегородок, с размером стороны около пяти метров. 06-хгк здания прост и суров. По нему можно себе представить вид населенных мест того времени. Контраст между ар-хзтектурой жилья и культовой архитектурой был тогда особенно разительным.