Страницановой

Первые шаги «новой культуры» на Брянщине

Занятие по ликвидации неграмотности

Большевики, пришедшие к власти в октябре 1917 года, полагались не только на репрессивные меры. С первых дней своего правления они всяче­ски способствовали распространению и утверждению коммунистической идеологии, которая должна была стать основой мировоззрения для жителей государства. Более того, объявив себя властью трудящихся, большевистское правительство в центре и на местах стало реализовывать мероприятия, спо­собствовавшие повышению общей культуры рабочих и крестьян.

Главной задачей культурного строительства стала борьба с неграмот­ностью. Согласно переписи 1920 года, грамотное население в крае составля­ло около 25%: среди мужчин грамотных было 40%, среди женщин заметно меньше - 12%.

Искалеченный остов Успенского храма в Карачеве до сих пор является своеобразным «памятни­ком» буйства разрушения 1920-х - 1930-х гг. и даже более позднего времени

В Брянске были открыты единые трудовые школы первой и второй сту­пени, обучение в которых начиналось с 8 лет. Делались первые шаги по созданию органов самоуправления в школах - избирались старо-статы и школьные советы.

Они занимались не только устройством школь­ной жизни (решением во­просов дисциплины, измене­нием перечня и содержания преподаваемых предметов), но и учреждением клубов, театров, самообразователь­ных кружков, организацией митингов, вечеров и т. п. Для  дошкольников и школьников начали организовывать дет­ские сады, летние площадки. В отдельных городских особняках открылись дома матери и ребенка.

При местных советах создавались отделы социального (общественного] воспитания. В Климовской волости в 1919 году была создана одна из первых в Советской России трудовая колония для беспризорников (в неё было помеще­но 160 детей и подростков]. На её базе позже появилась детская политическая организация «Кухаркины дети».

Специальное образование можно было получить в Народном универси­тете, который открылся в Бежице в январе 1918 года и имел два отделения -историческое и естественное, позже вместо исторического было открыто сло­весное отделение. Основными предметами стали «Философское обоснование марксизма» и другие подобные дисциплины, главной задачей которых было формирование нового коммунистического мировоззрения у учащихся.

В сентябре 1918 года в Бежице при Рабочем клубе была открыта школа ис­кусств, в рисовальном классе Брянского технического училища - художествен­ная студия, в посёлке Урицком при железнодорожном клубе - художественные курсы; в Брянске появилось художественно-историческое общество, а в 1919 году - музыкальный техникум.

Организовывались самодеятельные театральные, музыкальные, художественные коллективы, а также свод­ные агитколлективы, совмещавшие агитационно-пропа­гандистскую, просветительскую и культурно-массовую работу. На гастроли в Брянск приезжала московская опе­ра. Брянский зритель впервые увидел постановки «Трави­аты», «Русалки» и «Демона».

К середине 1919 года на территории Брян­ского края насчитывалось 12 комсомольских ячеек. Среди активных членов комсомола, сы­гравших большую роль в создании молодежных организаций, можно назвать Николая Чаплина, который прошёл путь от председателя Смолен­ского уездно-городского комитета РКСМ до ге­нерального секретаря ЦК ВЛКСМ (стал им в 22 года).

В то же время общественные организации, созданные до октября 1917 года, ликвидиро­вались. Так, были объявлены антисоветскими местные кооперативные организации, запреще­на деятельность отделения Всероссийской лиги равноправия женщин.

Принципиальным для власти большевиков был вопрос отношения к религии. Коммунисти­ческая идеология, которую насаждали большеви­ки, была атеистической.

Атеизм (с древне-греческого - «отрицание богов», «безбожие») - в широком смысле - простое отсутствие веры в суще­ствование любого из богов.

Одним из первых декретов новой власти церковь отделялась от го­сударства, а школы от церкви. Однако большая часть населения Брянского края продолжала оставаться религиозной и не желала отказываться от своих убеждений.

Так, попытки использовать церковные здания для хозяйственных и культурных нужд встречали осуждение со стороны верующих. Тем более что подобные эксперименты часто заканчивались разорением или уничтожением церквей и монастырей.

Подобное произошло с комплексам Белобережской пустыни, Свенского, Николо-Одринского, Спасо-Чолнского, Спасо-Преображенского и некоторых других монастырей, на территории которых были размещены колонии для беспризорных детей и подростков.

Жители Брянского края отказывались принимать советские обряды вместо церковных, особенно если они касались значимых событий в жизни. Например, молодожены не доверяли гражданской регистрации брака и про­должали венчаться в церкви. Также обстояло дело и с регистрацией новорож­денных, к которой родители относились с подозрением и предпочитали кре­стить детей в церкви.

Н.П. Чаплин