Первые шаги «новой культуры» на Брянщине
Занятие по ликвидации неграмотности
Большевики, пришедшие к власти в октябре 1917 года, полагались не только на репрессивные меры. С первых дней своего правления они всячески способствовали распространению и утверждению коммунистической идеологии, которая должна была стать основой мировоззрения для жителей государства. Более того, объявив себя властью трудящихся, большевистское правительство в центре и на местах стало реализовывать мероприятия, способствовавшие повышению общей культуры рабочих и крестьян.
Главной задачей культурного строительства стала борьба с неграмотностью. Согласно переписи 1920 года, грамотное население в крае составляло около 25%: среди мужчин грамотных было 40%, среди женщин заметно меньше - 12%.
Искалеченный остов Успенского храма в Карачеве до сих пор является своеобразным «памятником» буйства разрушения 1920-х - 1930-х гг. и даже более позднего времени
В Брянске были открыты единые трудовые школы первой и второй ступени, обучение в которых начиналось с 8 лет. Делались первые шаги по созданию органов самоуправления в школах - избирались старо-статы и школьные советы.
Они занимались не только устройством школьной жизни (решением вопросов дисциплины, изменением перечня и содержания преподаваемых предметов), но и учреждением клубов, театров, самообразовательных кружков, организацией митингов, вечеров и т. п. Для дошкольников и школьников начали организовывать детские сады, летние площадки. В отдельных городских особняках открылись дома матери и ребенка.
При местных советах создавались отделы социального (общественного] воспитания. В Климовской волости в 1919 году была создана одна из первых в Советской России трудовая колония для беспризорников (в неё было помещено 160 детей и подростков]. На её базе позже появилась детская политическая организация «Кухаркины дети».
Специальное образование можно было получить в Народном университете, который открылся в Бежице в январе 1918 года и имел два отделения -историческое и естественное, позже вместо исторического было открыто словесное отделение. Основными предметами стали «Философское обоснование марксизма» и другие подобные дисциплины, главной задачей которых было формирование нового коммунистического мировоззрения у учащихся.
В сентябре 1918 года в Бежице при Рабочем клубе была открыта школа искусств, в рисовальном классе Брянского технического училища - художественная студия, в посёлке Урицком при железнодорожном клубе - художественные курсы; в Брянске появилось художественно-историческое общество, а в 1919 году - музыкальный техникум.
Организовывались самодеятельные театральные, музыкальные, художественные коллективы, а также сводные агитколлективы, совмещавшие агитационно-пропагандистскую, просветительскую и культурно-массовую работу. На гастроли в Брянск приезжала московская опера. Брянский зритель впервые увидел постановки «Травиаты», «Русалки» и «Демона».
К середине 1919 года на территории Брянского края насчитывалось 12 комсомольских ячеек. Среди активных членов комсомола, сыгравших большую роль в создании молодежных организаций, можно назвать Николая Чаплина, который прошёл путь от председателя Смоленского уездно-городского комитета РКСМ до генерального секретаря ЦК ВЛКСМ (стал им в 22 года).
В то же время общественные организации, созданные до октября 1917 года, ликвидировались. Так, были объявлены антисоветскими местные кооперативные организации, запрещена деятельность отделения Всероссийской лиги равноправия женщин.
Принципиальным для власти большевиков был вопрос отношения к религии. Коммунистическая идеология, которую насаждали большевики, была атеистической.
Атеизм (с древне-греческого - «отрицание богов», «безбожие») - в широком смысле - простое отсутствие веры в существование любого из богов.
Одним из первых декретов новой власти церковь отделялась от государства, а школы от церкви. Однако большая часть населения Брянского края продолжала оставаться религиозной и не желала отказываться от своих убеждений.
Так, попытки использовать церковные здания для хозяйственных и культурных нужд встречали осуждение со стороны верующих. Тем более что подобные эксперименты часто заканчивались разорением или уничтожением церквей и монастырей.
Подобное произошло с комплексам Белобережской пустыни, Свенского, Николо-Одринского, Спасо-Чолнского, Спасо-Преображенского и некоторых других монастырей, на территории которых были размещены колонии для беспризорных детей и подростков.
Жители Брянского края отказывались принимать советские обряды вместо церковных, особенно если они касались значимых событий в жизни. Например, молодожены не доверяли гражданской регистрации брака и продолжали венчаться в церкви. Также обстояло дело и с регистрацией новорожденных, к которой родители относились с подозрением и предпочитали крестить детей в церкви.
Н.П. Чаплин