Страницанового

Уезды и города Брянского края в начале нового столетия

Основной рост населения происходил за счёт увеличения числа жителей рабочих посёлков. Они стали появляться в уезде после строительства на его территории железных дорог, железнодорожных станций и новых промышлен­ных предприятий вблизи них. Наиболее крупным из таких посёлков стала Бе-жица, население которой к концу XIX века уже приблизилось к 20 тысячам, а в 1910-е годы превзошло число жителей города Брянска.

Территория уезда делилась на 14 волостей: Супоневскую, Елисеевскую, Гасомскую, Любохонскую, Овстугскую, Княвицкую, Акулицкую, Алешинскую, Салынскую, Фошнянскую, Дятьковскую, Бытошевскую, Вороновскую и Сно-потскую. В предреволюционные годы появилась ещё одна волость - Лутен-ская, выделившаяся из Акулицкой. Все центры волостей именовались сёлами, но некоторые (Дятьково, Любохна, Бытошь) были типичными рабочими по­сёлками, а Дятьково по числу жителей (около 4 тысяч в конце XIX века) пре­восходило некоторые уездные города.

Основную часть жителей уезда (более 85%) составляли крестьяне, мно­гие из которых в действительности работали на фабриках, заводах, железной дороге, лесоразработках и т. д. Так, даже в городе Брянске крестьяне составля­ли почти половину населения и количественно превосходили мещанство - основное городское сословие. Заметно больше по сравнению с другими уездами здесь было дворян - более 2,5 тысячи человек, в том числе в городе Брянске -1,5 тысячи.

С началом Первой мировой войны миграционные процессы усилились. Так, среди беженцев 1915-1917 годов, которые расселились в городе Брянске, пристанционных посёлках и близких к железной дороге селениях, кроме рус­ских, более 3 тысяч составляли поляки, более 1 тысячи латыши и литовцы.

Карачевский, Севский, Трубчевский уезды по размерам территории уступали Брянскому.

Большая часть территории Карачевского уезда в настоящее время от­носится к Орловской области и только 6 бывших волостей из 12 (Драгунская, Верхопольская, Бутерская, Руженская, Бошинская и Дроновская) составляют территорию современных Карачевского и частично Навлинского районов.

Население Карачевского уезда составляло в конце XIX века около 136 тысяч человек, в том числе в городе Карачеве - 15,5 тысячи. Основная часть жителей уезда по-прежнему была связана с сельским хозяйством и проживала в селениях, размеры которых были невелики (в среднем - 30-60 дворов и до 500 жителей). На этом фоне значительно выделялось село Бутры (Бутрё), на­селение которого в начале XX века достигло 3 тысяч человек. Благодаря стро­ительству в 1897 году железной дороги Брянск - Льгов, проходившей по тер­ритории Карачевского уезда, появились пристанционные посёлки Синезёрки и Навля, число жителей которых быстро увеличивалось. Так, в 1902 году на­селение Навли насчитывало уже более 1 тысячи человек.

В Карачевском уезде больше, чем в других уездах восточной Брянщины, проживало купцов (свыше 500 человек). В самом Карачеве в конце XIX века их было столько же, сколько в Брянске и Севске вместе взятых и почти в 4 раза больше, чем в Трубчевске.

Национальный состав населения уезда был однородным, с абсолютным преобладанием русских. Небольшое количество белорусских, украинских, польских крестьян проживало здесь не постоянно, а находилось на времен­ных работах.

На территории Севского уезда располагалось 14 волостей: Литовенская, Апраксинская, Крупецкая, Шаровская, Радогощская, Литижская, Селечинская, Алешковская, Орлинская, Чемлыжская, Стрелецкая, Витичская, Подывотская и Мляновская.

Численность населения Севского уезда составляла 152 тысячи человек. Он был третьим по числу дворян, купцов и мещан среди восточных уездов Брянщины, а вот по численности духовенства (свыше 1,1 тысячи человек] опережал все остальные.

Среди селений Севского уезда преобладали довольно крупные (в сред­нем - от 500 до 1,5 тысячи жителей). От 2 до 4 тысяч жителей насчитывалось в сёлах Брасово, Чемлыж, Зёрново, Невдомек, Доброводье, а в Селечне и Новоям­ском (слободе Новоямской) - свыше 3 тысяч человек. В самом городе Севске в конце XIX - начале XX веков проживало более 9 тысяч человек, но дальнейше­го развития город не получил, так как железные дороги обошли его стороной. По национальному составу население уезда было преимущественно русским.

Наименьшее количество жителей среди восточных уездов Брянщины проживало в Трубчевском - немногим более 130 тысяч человек (в городе Трубчевске - 7 тысяч человек).

Трубчевский уезд делился на 9 волостей: Красносельскую, Уручьенскую, Семячковскую, Юровскую, Усохскую, Стрелецкую, Селецкую, Пролысовскую, Краснослободскую.

Наиболее крупными населенными пунктами с числом жителей от 2 до 2,5 тысячи человек были селения Усох, Глыбочки, Горожанка, Негино, Алешен-ка, Сельцы, Алтухово (Алтухова Слобода).

В конце XIX - начале XX веков по северу и востоку Трубчевского уезда прошли две железнодорожные линии: Брянск - Гомель и Навля - Конотоп. В результате селения, где возникли станции (Выгоничи, Алтухово, Кокоревка, Суземка), начали развиваться быстрее.

Западные уезды Брянского края были территориально меньше, чем со­седние Брянский или Трубчевский уезды. Суражский составлял 3,6 тысячи квадратных вёрст, Новозыбковский - 3,35 тысячи квадратных вёрст, Мглин-ский - 3,32 тысячи квадратных вёрст, Стародубский - около 2,9 тысяч ква­дратных вёрст.

О численности населения этих уездов можно говорить только приблизи­тельно, так как документы переписи 1897 года полностью не сохранились, а опубликованные данные часто противоречат друг другу.

Таким образом, предположительная численность жителей западных уездов Брянщины к концу XIX века составляла: в Суражском уезде - около 190 тысяч человек, в Новозыбковском - свыше 170 тысяч, Стародубском - около 145 тысяч, Мглинском - около 140 тысяч человек.

Суражский уезд состоял из 15 волостей (Лотаковской, Заборской, По-повогорской, Уношевской, Гордеевской, Буднянской, Душатинской, Ново-Дроковской, Ляличской, Кулачской, Голубовской, Тулуковской, Ущерпской, Петровобудской, Верещакской) и был среди западных уездов Брянщины наи­большим и по территории, и по числу жителей. Однако сам уездный город Су-раж оставался на протяжении второй половины XIX века и в начале XX века са­мым малым из уездных городов Брянского края по количеству населения - 4,5 тысячи человек. Для уезда он выступал лишь в качестве административного и отчасти культурного центра. Средоточием экономического развития здесь попрежнему являлся посад Клинцы, который насчитывал в конце XIX века около 12 тысяч жителей.

В целом среднее число жителей селений здесь было больше, чем в дру­гих уездах западной Брянщины. К концу XIX века заметно увеличилось насе­ление посада Святск, в сёлах Ущерпье и Перелазы, в появившейся в это время станции Унеча.

Рост населения уезда объяснялся наличием многочисленных текстиль­ных предприятий в Клинцах и соседней округе, прохождением здесь Полес­ской железной дороги, а также значительным развитием промышленности в сельской местности.

Мглинский уезд состоял из 15 волостей (Кульевской, Воробейнской, Алексеевской, Почепскои, Краснорогскои, Котляковской, Старосельской, Ивайтенской, Павловской, Невлянской, Костеничской, Мглинской, Шумаров-ской, Романовской и Балыкской).

Крупнейшим населённым пунктом уезда был город Мглин (7,7 тысячи человек). К концу XIX века Почеп, рядом с которым прошла Полесская желез­ная дорога, стал быстро развиваться и опередил Мглин по числу жителей.

Стародубский уезд состоял из 12 волостей (Лыщичской, Яцковской, Гар-цевской, Юдиновской, Погарской, Гриневской, Стародубской, Нижневской, Со-ловской, Понуровской, Кистёрской и Чаусовской) и до середины XIX века имел наибольшую плотность населения среди западных уездов. Это объяснялось более плодородными почвами, а также существовавшими здесь давними тра­дициями ремесленного производства.

Однако во второй половине XIX века темпы прироста населения здесь заметно замедлились. Первая и единственная до революции железная дорога (и то узкоколейная, с малой скоростью движения) была построена от Унечи до Стародуба только в 1900 году и существенной роли в экономическом раз­витии не играла. Поэтому численность населения в городах и посадах уезда росла медленно: в Стародубе в конце XIX века предположительно проживало 12,5 тысячи человек, в Воронке около 5,5-6 тысяч.

В состав Новозыбковского уезда входили два города (Новозыбков и Новое Место), 6 посадов (Злынка, Климов, Митьковка, Тилюшкин Перевоз, Чуровичи, Шеломы), 11 волостей (Старобобовичская, Белоколодицкая, Люд-ковская, Лакомобудская, Великотопальская, Брахловская, Новоропская, Кур-шановичская, Малощербиничская, Денисковская и Семёновская) и 3 стана. Сейчас к Украине относятся территории местечка Семёновка, части бывших Новоропской, Брахловской и Семёновской волостей.

Новозыбков, население которого выросло за последнюю треть XIX века с 9 до 15 тысяч жителей, был и административным, и экономическим, и куль­турным центром уезда, а прошедшая рядом Полесская железная дорога замет­но способствовала его развитию.

Благодаря росту промышленного производства и прохождения побли­зости железной дороги также бурно развивалась Злынка: число её жителей в 1890-е годы перевалило за 5 тысяч. Открытие в 1901 году движения по же­лезной дороге Новозыбков - Новгород-Северский, прошедшей через Климов, способствовало и здесь росту населения (до 5-7 тысяч человек).

Национальный состав населения западной части Брянского края был неоднородным. На протяжении веков на территории уезда происходило сме­шение русско-украинско-белорусских наречий, национальных традиций, бы­товых особенностей, поэтому ни одна из живших здесь групп славян не была этнически «чистой».

Еще одно отличие этой территории состояло в большем количестве еврейского населения, так как здесь проходила так называемая «черта оседлости» (полное название: черта постоянной еврейской оседлости), отве­дённая царским правительством еврейскому населению для проживания.

Из других национальных меньшинств, проживавших на западе Брянско­го края, можно назвать поляков и немцев, но их число не было значительным. В 1915-1917 годах количество поляков, белорусов, а также латышей и литов­цев выросло за счёт беженцев Первой мировой войны.