Уезды и города Брянского края в начале нового столетия
Основной рост населения происходил за счёт увеличения числа жителей рабочих посёлков. Они стали появляться в уезде после строительства на его территории железных дорог, железнодорожных станций и новых промышленных предприятий вблизи них. Наиболее крупным из таких посёлков стала Бе-жица, население которой к концу XIX века уже приблизилось к 20 тысячам, а в 1910-е годы превзошло число жителей города Брянска.
Территория уезда делилась на 14 волостей: Супоневскую, Елисеевскую, Гасомскую, Любохонскую, Овстугскую, Княвицкую, Акулицкую, Алешинскую, Салынскую, Фошнянскую, Дятьковскую, Бытошевскую, Вороновскую и Сно-потскую. В предреволюционные годы появилась ещё одна волость - Лутен-ская, выделившаяся из Акулицкой. Все центры волостей именовались сёлами, но некоторые (Дятьково, Любохна, Бытошь) были типичными рабочими посёлками, а Дятьково по числу жителей (около 4 тысяч в конце XIX века) превосходило некоторые уездные города.
Основную часть жителей уезда (более 85%) составляли крестьяне, многие из которых в действительности работали на фабриках, заводах, железной дороге, лесоразработках и т. д. Так, даже в городе Брянске крестьяне составляли почти половину населения и количественно превосходили мещанство - основное городское сословие. Заметно больше по сравнению с другими уездами здесь было дворян - более 2,5 тысячи человек, в том числе в городе Брянске -1,5 тысячи.
С началом Первой мировой войны миграционные процессы усилились. Так, среди беженцев 1915-1917 годов, которые расселились в городе Брянске, пристанционных посёлках и близких к железной дороге селениях, кроме русских, более 3 тысяч составляли поляки, более 1 тысячи латыши и литовцы.
Карачевский, Севский, Трубчевский уезды по размерам территории уступали Брянскому.
Большая часть территории Карачевского уезда в настоящее время относится к Орловской области и только 6 бывших волостей из 12 (Драгунская, Верхопольская, Бутерская, Руженская, Бошинская и Дроновская) составляют территорию современных Карачевского и частично Навлинского районов.
Население Карачевского уезда составляло в конце XIX века около 136 тысяч человек, в том числе в городе Карачеве - 15,5 тысячи. Основная часть жителей уезда по-прежнему была связана с сельским хозяйством и проживала в селениях, размеры которых были невелики (в среднем - 30-60 дворов и до 500 жителей). На этом фоне значительно выделялось село Бутры (Бутрё), население которого в начале XX века достигло 3 тысяч человек. Благодаря строительству в 1897 году железной дороги Брянск - Льгов, проходившей по территории Карачевского уезда, появились пристанционные посёлки Синезёрки и Навля, число жителей которых быстро увеличивалось. Так, в 1902 году население Навли насчитывало уже более 1 тысячи человек.
В Карачевском уезде больше, чем в других уездах восточной Брянщины, проживало купцов (свыше 500 человек). В самом Карачеве в конце XIX века их было столько же, сколько в Брянске и Севске вместе взятых и почти в 4 раза больше, чем в Трубчевске.
Национальный состав населения уезда был однородным, с абсолютным преобладанием русских. Небольшое количество белорусских, украинских, польских крестьян проживало здесь не постоянно, а находилось на временных работах.
На территории Севского уезда располагалось 14 волостей: Литовенская, Апраксинская, Крупецкая, Шаровская, Радогощская, Литижская, Селечинская, Алешковская, Орлинская, Чемлыжская, Стрелецкая, Витичская, Подывотская и Мляновская.
Численность населения Севского уезда составляла 152 тысячи человек. Он был третьим по числу дворян, купцов и мещан среди восточных уездов Брянщины, а вот по численности духовенства (свыше 1,1 тысячи человек] опережал все остальные.
Среди селений Севского уезда преобладали довольно крупные (в среднем - от 500 до 1,5 тысячи жителей). От 2 до 4 тысяч жителей насчитывалось в сёлах Брасово, Чемлыж, Зёрново, Невдомек, Доброводье, а в Селечне и Новоямском (слободе Новоямской) - свыше 3 тысяч человек. В самом городе Севске в конце XIX - начале XX веков проживало более 9 тысяч человек, но дальнейшего развития город не получил, так как железные дороги обошли его стороной. По национальному составу население уезда было преимущественно русским.
Наименьшее количество жителей среди восточных уездов Брянщины проживало в Трубчевском - немногим более 130 тысяч человек (в городе Трубчевске - 7 тысяч человек).
Трубчевский уезд делился на 9 волостей: Красносельскую, Уручьенскую, Семячковскую, Юровскую, Усохскую, Стрелецкую, Селецкую, Пролысовскую, Краснослободскую.
Наиболее крупными населенными пунктами с числом жителей от 2 до 2,5 тысячи человек были селения Усох, Глыбочки, Горожанка, Негино, Алешен-ка, Сельцы, Алтухово (Алтухова Слобода).
В конце XIX - начале XX веков по северу и востоку Трубчевского уезда прошли две железнодорожные линии: Брянск - Гомель и Навля - Конотоп. В результате селения, где возникли станции (Выгоничи, Алтухово, Кокоревка, Суземка), начали развиваться быстрее.
Западные уезды Брянского края были территориально меньше, чем соседние Брянский или Трубчевский уезды. Суражский составлял 3,6 тысячи квадратных вёрст, Новозыбковский - 3,35 тысячи квадратных вёрст, Мглин-ский - 3,32 тысячи квадратных вёрст, Стародубский - около 2,9 тысяч квадратных вёрст.
О численности населения этих уездов можно говорить только приблизительно, так как документы переписи 1897 года полностью не сохранились, а опубликованные данные часто противоречат друг другу.
Таким образом, предположительная численность жителей западных уездов Брянщины к концу XIX века составляла: в Суражском уезде - около 190 тысяч человек, в Новозыбковском - свыше 170 тысяч, Стародубском - около 145 тысяч, Мглинском - около 140 тысяч человек.
Суражский уезд состоял из 15 волостей (Лотаковской, Заборской, По-повогорской, Уношевской, Гордеевской, Буднянской, Душатинской, Ново-Дроковской, Ляличской, Кулачской, Голубовской, Тулуковской, Ущерпской, Петровобудской, Верещакской) и был среди западных уездов Брянщины наибольшим и по территории, и по числу жителей. Однако сам уездный город Су-раж оставался на протяжении второй половины XIX века и в начале XX века самым малым из уездных городов Брянского края по количеству населения - 4,5 тысячи человек. Для уезда он выступал лишь в качестве административного и отчасти культурного центра. Средоточием экономического развития здесь попрежнему являлся посад Клинцы, который насчитывал в конце XIX века около 12 тысяч жителей.
В целом среднее число жителей селений здесь было больше, чем в других уездах западной Брянщины. К концу XIX века заметно увеличилось население посада Святск, в сёлах Ущерпье и Перелазы, в появившейся в это время станции Унеча.
Рост населения уезда объяснялся наличием многочисленных текстильных предприятий в Клинцах и соседней округе, прохождением здесь Полесской железной дороги, а также значительным развитием промышленности в сельской местности.
Мглинский уезд состоял из 15 волостей (Кульевской, Воробейнской, Алексеевской, Почепскои, Краснорогскои, Котляковской, Старосельской, Ивайтенской, Павловской, Невлянской, Костеничской, Мглинской, Шумаров-ской, Романовской и Балыкской).
Крупнейшим населённым пунктом уезда был город Мглин (7,7 тысячи человек). К концу XIX века Почеп, рядом с которым прошла Полесская железная дорога, стал быстро развиваться и опередил Мглин по числу жителей.
Стародубский уезд состоял из 12 волостей (Лыщичской, Яцковской, Гар-цевской, Юдиновской, Погарской, Гриневской, Стародубской, Нижневской, Со-ловской, Понуровской, Кистёрской и Чаусовской) и до середины XIX века имел наибольшую плотность населения среди западных уездов. Это объяснялось более плодородными почвами, а также существовавшими здесь давними традициями ремесленного производства.
Однако во второй половине XIX века темпы прироста населения здесь заметно замедлились. Первая и единственная до революции железная дорога (и то узкоколейная, с малой скоростью движения) была построена от Унечи до Стародуба только в 1900 году и существенной роли в экономическом развитии не играла. Поэтому численность населения в городах и посадах уезда росла медленно: в Стародубе в конце XIX века предположительно проживало 12,5 тысячи человек, в Воронке около 5,5-6 тысяч.
В состав Новозыбковского уезда входили два города (Новозыбков и Новое Место), 6 посадов (Злынка, Климов, Митьковка, Тилюшкин Перевоз, Чуровичи, Шеломы), 11 волостей (Старобобовичская, Белоколодицкая, Люд-ковская, Лакомобудская, Великотопальская, Брахловская, Новоропская, Кур-шановичская, Малощербиничская, Денисковская и Семёновская) и 3 стана. Сейчас к Украине относятся территории местечка Семёновка, части бывших Новоропской, Брахловской и Семёновской волостей.
Новозыбков, население которого выросло за последнюю треть XIX века с 9 до 15 тысяч жителей, был и административным, и экономическим, и культурным центром уезда, а прошедшая рядом Полесская железная дорога заметно способствовала его развитию.
Благодаря росту промышленного производства и прохождения поблизости железной дороги также бурно развивалась Злынка: число её жителей в 1890-е годы перевалило за 5 тысяч. Открытие в 1901 году движения по железной дороге Новозыбков - Новгород-Северский, прошедшей через Климов, способствовало и здесь росту населения (до 5-7 тысяч человек).
Национальный состав населения западной части Брянского края был неоднородным. На протяжении веков на территории уезда происходило смешение русско-украинско-белорусских наречий, национальных традиций, бытовых особенностей, поэтому ни одна из живших здесь групп славян не была этнически «чистой».
Еще одно отличие этой территории состояло в большем количестве еврейского населения, так как здесь проходила так называемая «черта оседлости» (полное название: черта постоянной еврейской оседлости), отведённая царским правительством еврейскому населению для проживания.
Из других национальных меньшинств, проживавших на западе Брянского края, можно назвать поляков и немцев, но их число не было значительным. В 1915-1917 годах количество поляков, белорусов, а также латышей и литовцев выросло за счёт беженцев Первой мировой войны.