Ночь музеев
Вчера, 19 мая 2023 года, в Брянском областном художественном музее в рамках акции «Ночь музеев», посвящённой Году педагога и наставника, прошла «Музейная продлёнка». Увлекательные занятия нашлись для взрослых и детей. Кто-то выучил славянскую азбуку, кто-то освоил танец, модный в 19 веке, кто-то «прошёл» фронтовыми дорожками с этюдником наперевес.
Пространство музея поделили на несколько арт-зон. Работали класс музыкального, хореографического и театрального искусства, класс декоративно-прикладного творчества, классы изо- и фотоискусства, историко-патриотический уголок и «учительская».
В России прошла «Ночь музеев». Впервые за последние 100 лет в усадьбе Ф.И. Тютчева в Овстуге гостей встречали на закате. Брянщина.
Тютчев, которого Александр Блок называл «самой ночной душой русской поэзии», наверняка одобрил бы инициативу служителей и хранителей его усадьбы, Тютчев любил ночь и считал ее временем ожественного откровения, когда человек остается один на один с вечностью, её пугающим и завораживающим дыханием.
Но меркнет день —настала ночь;
Пришла и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
Мнет преград меж ней и нами —
Вот отчего нам ночь страшна,— исал он о таинственной бездне, полой звезд.
Но в нынешней майской ночи не было ничего пугающего. Напротив — она была щедра на добрые сюрпризы. Дом поэта сиял огнями. Здесь царила особая атмосфера, позволявшая ощутить дух XIX века, когда умели неспешно жить и чувствовать. Экскурсоводы, сменившие современные костюмы на платья с кринолином и сюртуки, рассказывали об обитателях Овстуга и хитросплетениях их судеб. Гостей очаровывала поэтическая обстановка усадьбы, где Тютчевым были написаны самые лучшие лирические стихотворения. С балкона, впервые открытого для посещений, мы любовались на почти утонувший во мгле парк. Это был приятный и неожиданный подарок в волшебную музейную ночь.
Среди гостей были известные брянские поэты Людмила Ашеко, Виктор Володин, Галина Карташова, а также московская писательница Валентина Боровицкая, автор книги «Камергеръ Федор Иванович Тютчев (Взгляд через 200 лет)». Романистка буквально живет в любимом XIX веке — веке утонченных чувств и революционных борений. Классикам (тогда еще молодым звездам, восходившим на литературный небосклон) тоже не было чуждо ничто человеческое. Вот и Тютчев у нее не только гений, предугадавший многое в судьбах России и Европы, но и «человек, который подобно Фаусту, все время гнался за наслаждением».
Наслаждались теплым майскшй вечером, музыкой стихов и прогулками по парку и мы. Флигель превратился в летний кинотеатр, где демонстрировался фильм о Тютчеве. Где-то во тьме звенел колокольчик и девичий смех это веселые компании катались по усадьбе в конном экипаже.
Казалось, растворилась грань между прошлым и настоящим. Мы стали свидетелями удивительных метаморфоз. Кто-то из гостей усадьбы менялся лишь внешне, примерив вместе со шляпкой на себя фасоны, бывшие в моде в XIX веке. Кто-то преображался изнутри: манеры, интонации, душевный настрой. Даже гусиное перо стало... волшебной палочкой. Желающие, обмакнув его в чернильницу, могли адресовать знакомым послание в стилистике XIX века. «Милостивый государь (или государыня. — И.М.) — так начинали иные. — Отступая от общепринятого обыкновения говорить в подобных письмах комплименты, позволю следовать велению сердца и спешу сообщить вам...» — старательно выводили они на бумаге.
Погружение в век XIX было настолько приятным, что возвращаться в наш суетный XXI не хотелось. Жаль, эта ночь — единственная в году — быстро пролетела.
Ирина МАРЧЕНКОВА