СтраницаНИВНОЕ

НИВНОЕ БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ (посёлок, деревня, село, населённый пункт)

НИВНОЕ, с, Сураж. р-на, в 23 км к С.-В. от Су-ража, в 23 км к С.-З. от Мглина, у заболочен­ной правобережной поймы Ипути, против устья р.Воронусы (53°10'44" с.ш., 32°35' в.д.). 0,79 т.ж.; макс. 2,62 т.ж. (1897). Ц. Нивнянского с.п. (1,64 т.ж.; включает сёла Высокоселище, Кромово и Новый Дроков; деревни Красное, Старый Дро­ков и Федоровка; посёлки Александровский, Вьюнное, Гордый, Тёплый, Ковалевщина, Крас­ная Поляна и Ясная Поляна). Изв. с сер. XVII в. как деревня Нивная, владение мглин. ратуши; с 1730 отдано Лишням. Храм Рождества Богоро­дицы упом. с 1731; в 1898 построен каменным зданием (с 1936 закрыт, полуразрушен). До 1781 входило в Мглинскую сотню Стародуб. полка; с 1782 врем, относилось к Сураж. уезду; с нач. XIX в. до 1922 в Мглин. уезде (с 1861 - ц. Нивнянской вол.); в 1922-1929 в Клинц. уезде (волостной ц.). В кон. XIX в. была открыта земская школа. В годы Вел. Отеч. войны село освобождено от оккупации 24.09.1943. В сер. XX в. - колхоз "Коллективный труд", "Красная нива", "Луч социализма". В 2 км к Ю. от села - многочисл. археол. памятники раз­ных эпох (от неолита до XIII в.). Отд. связи (инд. 243523), больница, Дом культуры, библиотека, средняя школа, детский сад, дом-интернат для престарелых и инвалидов.

Нивное. Часовня Константина Великого.

На территории Нивнянского сельского поселения находятся: Церковь Рождества Богородицы (с. Нивное)

Воинское кладбище 300 советских воинов. Суражский район, с. Нивное

НИЖЕРОВКА (Нежировка), бывш. с, на терр. совр. Дубр. р-на, на левом берегу одноим. реки, в 3,5 км к Ю. от дер. Герасимовка (53°35'45" с.ш., 33°15' в.д.). С сер. XIX в. - владение В.А. Краин-ского (по сути, представляло собой господскую усадьбу с дворовыми постройками и храмом). Приход Знаменской церк. с 1856 (упом. до 1918, не сохр.). В XX в. - пос. в составе Федосеевского, Заустьенского с/с; макс. 0,08 т.ж. (1926). Исклю­чено из учётных данных в 1964.

НИВА, бывш. п., Дятьк. р-на, см. МОПР.

НИВКИ, бывш. п., Навл. р-на, Глинновского с/с, в 3 км к В. от села Глинное, на правом берегу р. Навли (52°41'35" с.ш., 34° 11'55" в.д.). 0,04 т.ж. (1926). Со 2 пол. XX в. не упоминается.

 

 Нивное

Cело Нивное расположено в 25 верстах от Мгли-

на, на правом берегу реки Ипути, слева в нее

впадает река Воронуса, справа – Нивлянка.

Основная часть села находится на возвышенности.

Восточная и северная часть граничит с заливным лу-

гом. На нем находится р. Нивлянка, множество канав,

болот, стариц. В этой местности гнездится огромное

разнообразие птиц и зверей. В весенние и летние

вечера село погружается в пение тысяч голосов...

На ней располагается большое количество пахотных

полей и смешанный лес.

Первые люди пришли в эти места еще до нашей

эры и на правом берегу Нивлянки основали посе-

ление, где жили в полуземлянках. Позднее жизнь

возродилась здесь в период Древней Руси, о чем

свидетельствуют курганный могильник и поселения

XI–XIII вв.

В период пребывания Поипутья в составе Вели-

кого княжества Литовского (XIV–XV вв.) сведения о

Нивном еще не встречаются.

Одно из наиболее ранних упоминаний о селе

относится к концу февраля 1664 г. В период рус-

ско-польской войны, начавшейся сразу после подпи-

сания в 1654 г. договора о воссоединении Украины с

Россией, рассматриваемая территория в очередной

раз оказалась в зоне военных действий.

Местность Нивного славилась фруктовыми сада-

ми. Жители Мглинского уезда отличались охотой к

садоводству, а земля и климат здесь столь благопри-

ятны, что почти без усилий вызревают груши лучших

сортов (bonchrйtien), бергамоты, яблоки (ранеты),

сливы и вишни, кустовые фруктовые и цветочные рас-

тения. Как правило, при садах везде имелся овощной

огород, иногда с парниками.

В первой четверти XVIII в. Нивное имело статус

поселения Мглинской сотни Стародубского полка.

Здесь было 24 казачьих двора, 7 дворов стрельцов,

бобровникам принадлежали 26 дворов и 31 хата.

Уже в те времена Нивное было большим селом.

Ведь кроме названных в Нивном находились еще 62

двора и 63 хаты крестьян Михаила, Ивана и Федора

Лишеней.

Соседство сотни с польской границей оказало

влияние и на формирование местного населения, со-

стоявшего в значительной степени из служилых людей

– казаков, стрельцов и бобровников. Казаки села со-

Центральный дом усадьбы Лишиных. Главный вход, 1899 г. (на балконе слева направо: Борис Николаевич, Николай Николаевич, Ольга Николаевна Лишины, Мария Карловна Лишина, урожд. Леммерман, жена Н.Н. Лишина)

ставляли наиболее высокий процент среди служилого

населения. В 1782 г. в Нивном существовал казацкий

курень, в состав которого входили казаки Нового и

Старого Дрокова, а также деревни Красной. Атаманом

куреня был избран Федор Семенов сын Лобач.

Однако в 1730 г. у нивлянских крестьян появились

свои владельцы. Ими стали сыновья казака села Вы-

сокого Василия Иосифовича Лишеня – атаман куреня

Высоцкого Тимофей, его братья Денис и мглинский

сотенный хорунжий Мартин.

Род Лишиных известен на Украине с 1313 года,

происходит он от княжеской польской фамилии

Дудицких. По семейным преданиям, родоначаль-

ником рода являлся один из сыновей Чингисхана,

бывший предводителем монголов, попавших в пери-

од татарского нашествия на Волынь, там осевших и

смешавшихся впоследствии с украинцами и отчасти

с литовцами и поляками. Княжеское достоинство

Дудицкие получили при польском короле. Они при-

нимали активное участие в войнах и за победу при

местечке Држевица получили одноименный герб.

Этот герб рода идет от монголов и представляет

собой щит, на котором изображен полумесяц и две

звезды. Над щитом корона, а в короне пять перьев

(раньше было семь). Однако на рубеже XVI–XVII вв.

род попал в опалу у польского короля. Потомки рода

перешли на службу русскому царю в состав запорож-

ского казачества.

Сведения о селе внесены в «Описание Черни-

говской епархии» за 1729 г., где сообщается, что на

деньги казаков, стрельцов, бобровников и поспо-

литых людей в 1731 г. в Нивном был возведен новый

деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Большую часть средств вложил владелец этого села

хорунжий сотник Мартын Лишень. Старый храм в селе

Нивном был уничтожен еще во времена польского

владычества в 1618 году.

За заслуги отца и деда Лишени получили от гет-

мана Апостола универсал «на купленные грунты

с поселенными людьми» в Нивном и других селах

Мглинской сотни. При разделе собственности между

братьями Нивное досталось Тимофею Васильевичу

Лишеню. В 1757 г. он составил завещание, по которо-

му село Нивное с мельницей отходило его сыну, бун-

чуковому товарищу (знаменосцу) Андрею Лишеню

за службу в Мглинской сотне Стародубского полка.

  

В усадебном доме (1904 г.): Ольга Николаевна Лишина, ее жених Федор Иванович Ростовцев (сидят) хозяин имения действительный статский советник Николай Андреевич Лишин с внучкой на руках, его жена Ольга Ивановна Лишина, урожд. Порохня, перед ними старший сын Н.Н. Лишина – Федор

РОД ЛИШИНЫХ

Андрей Тимофеевич родился в 1713 г. В 1736 г. на-

чал службу войсковым канцеляристом в генеральной

войсковой канцелярии, где несколько лет занимался

систематизацией и приведением в порядок войско-

вого архива. В дальнейшем его служба была отмечена

участием в различных архивных и следственных ко-

миссиях как при генеральной, так и при стародубской

полковой канцеляриях. В 1763 г. он вышел в отставку.

В браке с Анастасией Андреевной Рубец Андрей

Тимофеевич Лишень имел пятерых детей: Михаила,

Ивана, Федора, Марину и Татьяну.

Карьера всех его сыновей также была связана с

канцелярской и судебной деятельностью, в том числе

в уездных Суражском и Мглинском поветовых судах.

В 1770-х годах они унаследовали от отца более 60

крестьянских дворов в Нивном. Но к 1799 г. старший

сын Михаил Лишень умер, не оставив потомства,

что привело к разделу его владений между другими

родственниками. Часть крестьянских дворов в селе

Нивном отошла к родным братьям Ивану и Федору,

а часть – к двоюродному брату Ивану Прокофьевичу

Лишеню.

Иван Андреевич Лишин построил в Нивном

усадьбу, где жил со своей женой Евдокией Петровной

(урожденной Юркевич) и детьми: Лукой, Степаном и

Федором. В 1805 г. он отписал свое имение старшему

сыну Луке.

Федор Андреевич также имел в селе усадьбу,

хозяйкой в которой была его жена Прасковья Вла-

димировна, урожденная Губчиц. В семье Федора

родилось пятеро детей – Григорий, Николай, Петр,

Владимир и Андрей.

Григорий Федорович Лишин родился в 1787 г. в

селе Вельжичи Мглинского повета. Воспитывался,

как и многие Лишины, в Гродненском кадетском кор-

пусе. В службе с 20 ноября 1803 г.: прапорщик Смо-

ленского драгунского полка, подпоручик, поручик,

штабс-капитан за отличие в сражении, с 19 февраля

1821 г. – подполковник при отставке. За ним в селе

Вельжичи – 9 дворов, 96 крестьян (по состоянию на

1824 г.). Умер в 1826 г.

Николай Федорович Лишин родился в 1791 г. в

селе Вельжичи. Воспитывался в Гродненском кадет-

ском корпусе. С 1807 г. подпоручик 1-й конной роты

4-й артиллерийской бригады; с 1812 г. штабс-капитан

за отличие в сражении, полковник, генерал-майор,

командир Санкт-Петербургского артиллерийского

гарнизона, имел золотое оружие с надписью «За

храбрость», ордена Анны 4-й степени, Владимира 4-й

степени, Георгия 4-й степени.

Петр Федорович Лишин родился 6 июня 1793 г. в

селе Вельжичи, воспитывался в Московском универ-

ситете, который окончил в 1815 г. В службе с 5 июля

1815 г. юнкером Павлоградского гусарского полка,

адъютант начальника штаба 2-го пехотного корпуса

генерал-майора Г.М. Берга. С 27 января 1819 г. пе-

реведен во Владимирский пехотный полк, в 1820 г.

– штабс-капитан и плац-адъютант Выборгской крепо-

сти. Был в походе 1815 г. во Франции. С 1824 г. майор

при отставке, с 1827 г. – мглинский уездный судья, с

1834 г. – попечитель конторы для малороссийских

казаков. При объезде части округа Стародубовского

попечительства для освидетельствования очередных

казаков к отдаче на службу простудился и 29 января

1836 г. умер. За ним числились при деревне Придач

102 души и хутор Федоровский.

Владимир Федорович Лишин родился 15 июня

1795 г. в селе Вельжичи, после окончания Гроднен-

ского кадетского корпуса служил в Нейшлотском

егерском полку, командовал 4-м батальоном в 1834 г.,

в отставке по ранению, умер и похоронен у церкви в

селе Нивном 10 марта 1850 г.

Последний представитель этой ветви Андрей

Федорович Лишин родился 26 мая 1801 г. По наслед-

ству ему как младшему сыну, имеющему потомство,

в соответствии с существовавшим тогда законода-

тельством Черниговской губернии принадлежало

село Нивное в Мглинском уезде. В имении числились

господский дом с разными постройками, фруктовый

сад, огородные и усадебные земли. Дом, по воспоми-

наниям, был деревянный в 1,5 этажа, «нижний» этаж

являлся цокольным (с маленькими окошками почти

у земли, за которыми скрывались большие подва-

лы). Рядом были деревянная конюшня и подсобные

помещения (кухня, прачечная, комнаты, где жила

дворовая прислуга).

Андрей Федорович по наследству и по покупке

после смерти родного брата – подполковника Вла-

димира Федоровича Лишина – владел 22 дворами с

55 душами мужского и 66 женского пола, ветряной

и водяной мельницами, десятинами пахотной, се-

нокосной и лесной земли, а также близлежащими

хуторами. Всего же в приходе села Нивного числи-

лось 872 души мужского пола и 909 – женского пола.

Кроме крепостных крестьян там было много казаков.

Кроме Лишиных в селе были и другие собственники.

Предположительно в конце XVIII – нач. XIX в. в селе

обосновался отставной корнет Иван Моисеевич Жи-

леев (Жиляй). Он имел четырех сыновей: Афанасия,

Михаила, Никифора и Ирадиона.

В 1729 году жители села «вси единостайне казаки,

стрельцы, бобровники и посполитые люде умыслили

в своем селе Нивном, по благословению архиерей-

ском, построить церковь Божию». В 1731 году епископ

черниговский Ирадион Жураковский дал благослове-

ние на строительство церкви Рождества Пресвятой

Богородицы, и в скором времени деревянный храм__

Семья Лишиных на террасе в усадьбе (1904 г.)

был возведен. Первым священником стал Матвей

Васильевич Гутниченко. Впоследствии в церкви слу-

жил священник Свенцицкий.

В первой половине XIX века долгое время священ-

ником Нивного был Даниил Григорьевич Ромаскевич,

живший в селе с женой Анной Яковлевной и детьми.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

И УКЛАД ЖИЗНИ

Уникальное описание сельского усадебного

быта нивлян находим в изданном в 1892 г. «Журнале

ежедневных занятий подполковника Луки Иванова

Дудицкого-Лишня с 1820–1834 гг.». Журнал был издан

Черниговским губернским статистическим комите-

том. «В селе сеют и сажают картофель, сахарный и

простой горох, бобы и пшеничку, кукурузу, тыквы,

или гарбузы, бураки и капусту, мак, подсолнечник и

редьку, сельдерей – это в редких домах находится,

ибо большого присмотра требует. Также: хрен и репа,

пастернак и брюква, петрушка и морковь, укроп и

чабор, огурцы и горчица, цыбуля, или лук, чеснок. На

зиму заготовляют: капусту, бураки – их квасят, а

огурцы солят; лук и чеснок перекуривают дымом и

соблюдают через всю зиму в сухом месте.

Плодовые деревья с великим трудом разводят, а

ещё с большим трудом зимою и весною сохраняют,

но при всём смотрении деревья недолговечны и редкий

год плодородны; из них находятся: яблони, слива, виш-

ня, дули, или большая груша, бергамот и малая груша.

В огородах, находящихся тут, растут цветы и

душистые травы: пионы, колокольчики, стократ и

полный мак, бузок, или сирень, нарцизы и тюльпаны,

ромашка и роза, заря, или любиста, мята и перечная

мята, мелисса и розмарин, божье дерево, тархун,

или огуречный устой, и некоторые другие – худшего

сорта.

Садовые ягоды и полевые: крыжовник, или аргус, ко-

шлатый, зелёный и красный, смородина, или паричка

красная и чёрная, барбарис, шиповник, клубника: белая

и красная, земляника, малина, ежевика, или ажина,

брусника, черника и клюква. Сии ягоды в сухое лето и

жаркое (что здесь весьма редко) бывают в изобилии

и дозрелые. В обыкновенные годы мало их есть, и то

не настоящего вкуса, а с немалою кислотой. В лесу

много грибов, употребляемых в пищу.

Пчеловодство, при неусыпном старании и смотре-

нии за пчелами, весьма в жалком состоянии находит-

ся. Пчел держат в толстых колодах, в коих внутри

выделывают скважины, называемые бортами.

Сенокос начинается всегда с 30 июня и продол-

жается смотря по количеству сена и работников;

сена, если летом полой воды и паводков не бывает,

т.е. когда сенокосов около рек не оттопит, бывает

довольно; лугов же для сенокоса в поле и лесу мало.

В лесах растут: дуб и сосна, ель и береза, клен и

липа, ива и верба, ольха и рябина, калина и орешник,

лоза и берест, осина и черемуха и вяз; липа в редкий

год цветет порядочно; дубовые желуди редко когда до-

зревают, но всегда почти первый мороз их морозит.

Практически все держат много птицы. Гуси и

утки, индейки, куры и голуби; вывод всегда наполовину

бывает.

Дикие птицы: журавль и цапля, гусь и уток несколь-

ко родов, глухари и тетерева, рябчики и орлы, ястре-

бы несколько видов, дятлы и сойки, пугач и жовна, сова

и сорокопут, кукушка и зозуля, пистюльга и соловей,

чиж, шпак, или скворец, дрозд, перепел, снегирь, щиг-

лик, воробей, стрападка, синица, или плисица, ворон,

грач, галка, сивогран, ласточка, чренок, подорожник,

хлюст, бекасы, или кулики, слупа, дыркач, куропатки.

Есть ещё много родов маленьких птичек, по названию

мне неизвестных.

В богатейших крестьянских домах держат только

собак, кошки во всяком почти доме имеются.

Звери редко набегают: кабан и медведи, волков

немало, в небольшом количестве: лисицы и зайцы се-

рые и белые, рыси и куницы, белки, хори, ежи, ласочки,

кроты и мыши.

Рыбы: сом и щука, лещ и язь, белизна и головня,

вырезуб и плотва, окунь и линь, карась, раков много.

Охотятся в летнее время некоторые на овсах, в

лесу посеянных, на медведей. Также стреляют диких

уток, иногда гусей и зайцев, глухарей; весною: рябцев;

осенью: полевых тетеревов; зимою: на подоле – вол-

ков и лисиц. Иногда собираются казаки, казённые и

помещицкие крестьяне с ружьями и сетями или те-

нетами, обходят медведя, лося, кабана, рысь, лису и

зайца; обкидывают сетями, гонят ужасным криком и

наконец убивают из ружья, а раненых дубиною доби-

вают. Рыбу ловят помещики неводами, а прочие люди

весною сажами, жаками, а во всякое время года сетями

и бреднями; раков больше руками достают из печур.

Иногда помещики гоном гонят снизу вверх по реке

рыбу и, согнав на мелкое место, немало улавливают;

сие бывает только в сухое лето, когда вода низко сто-

ит. Карл XII, Шведский Король, в 1706 году из Польши

с армией этими местами шёл в Малороссию, но не

большой дорогой, а через непроходимые (бывшие) леса

и болота пробирался, иногда и теперь ещё некоторые

шведские, железные и медные вещи находят.

Строения в селе дворянские и крестьянские дома,

церковь и колокольня все деревянные, крытые дёрном,

казацкие и крестьянские все вообще курные. Во всём

селении, в котором до пятисот домов, у двух только

казаков имеются в домах по одной чистой избе. Из

счёта сего исключаются: помещицкие, дворянские,

священников и шинковые дома.

Одеваются мужчины и женщины довольно опрят-__

но и просто; одежда праздничная – новая, а будняя

старая. У мужчин: свита или кафтан – белые, серая

или чёрная шуба нагольная, летом – шляпа, у неко-

торых маргелка (валенная), зимой шапка, цветным

сукном или плисом крытая; штаны зимой суконные,

а летом полотняные, пояс редко домашний, но всег-

да почти купленный, рубаха льняная, в праздничные

дни платок на шее, а в будни шея голая. Некоторые

по праздникам сапоги носят, зимой в похлапнях, или

постолах, а летом в лаптях, или в каверзнях из коры

липовой или других каких лык, искусно сплетённых.

Головы прежде подгаливали, наподобие запорожских

казаков, только немного ниже, а теперь подрезывают

волосы кружком, чтобы глазам не мешали; бороды

бреют, некоторые носят усы, стариков с бородами

и усами мало. Женщины: свита всегда белой шерсти и

шуба нагольная с красным шитьём на плечах, корсет

и исподница или юбка, кофточка, саян на голове. На де-

вушках платок, редко домашний, у женщин замужних

намётка из домашнего холста – серпянка, искусно на

голове завязанная, иногда платок, пояс, на шее крали

или монист недорогих несколько родов довольно, ино-

гда с излишеством. В серьгах простых и серебряных,

перстнях и кольцах также недостатка нет; обувь

подобно, как у мужчин. В праздник некоторые девицы

носят чулки и башмаки; девицы все заплетают косы,

иногда в две косы и оборачивают кругом головы,

полагая между ними ленточку разных цветов. За-

мужние женщины никогда косы не носят, но с первого

дня свадьбы подбирают их вверх, накладывая на них

чепец, а поверху намётку. За великую неучтивость

полагают: замужней женщине показывать кому- либо

волосы.

С древности замечательны при этом селе, в

урочище Рекавичах и против них, за рекой Ипутью,

немалое число больших насыпей или курганов, или

могил; некоторые из них разрыты или распаханы.

При подошве их множество костей человеческих

находится; эти кости так гнилы, что хотя белеют,

но поднять руками невозможно, они становятся

порошком. Название – могилы, да и сами кости

человеческие означают, что здесь погребены умер-

шие; только, судя по количеству костей, не один

и не десять тел, а сотнями под всяким курганом

погребены. Тут же находится место, называемое

«Городок», длиною на 30, а шириною на 20 саженей;

вокруг его было два рва, шириною на шесть сажен

каждый, а между ними пространство вдвое; рвы

довольно ещё глубоки. Другой городок находится

на другой стороне селения – на север, в четырёх

верстах, равно, как и первый – на юге лежащий, от-

стоящий в полуверсте на север, вверх речки Нивлян-

ки, в урочище Селитре, имеется более ста насыпей

или курганов, по названию – могилы; да и по костям

видно, что здесь умершие погребены. Предания ни-

какого в людях на сей случай не остаётся. Видно это

ужасная древность, ибо известно, что с введением

христианской веры на Руси тела зарывают в землю.

Городки эти, кажется, к тому же времени, что и

насыпи относятся. В лесу находят много каменных

и деланных вещей... каменный молоток так искусно

выделан, как шлифованный, особо дыра, в которую

рукоятка вставляется. Ещё есть камень с куриное

яйцо величиною, также весьма гладко обделанный,

он, наверное, для пращи был сделан...».

ОСОБЕННОСТИ МЕНТАЛИТЕТА

И ТРАДИЦИИ

«…Народ от природы тих, скромен, учтив; ро-

дители любят детей, дети почитают родителей;

мужья с женами живут скромно и много излишнего

им делать позволяют, равно и дочерям своим. Нет

ни одного дома, который бы отказал проезжему или

прохожему в квартире или ночлеге, хоть это было сре-

ди ночи. Если прохожий беден, то что только лучшего

есть из пищи у хозяина, не преминет не из тщеславия,

а единственно из добродушия предложить своему го-

стю без всякого возмездия, потом постелет лучшую,

какая у него есть постель, а там при отходе проводит

за ворота рассказать дорогу и пожелать доброго

пути. От проезжающих, хотя и принимают деньги,

но делают это не настоятельно. Берут то, что им

дают, не обижаясь иногда весьма малой платой: курей,

яйца, молоко, сено и проч., что взято бывает.

Перед весной, как только от солнца снег таять

начнёт, что обыкновенно в апреле месяце бывает,

девицы собираются кучками, десять и более, в не-

скольких местах, по вечерам на улице, поют песни до

полуночи, после расходятся по зимним своим вечерни-

цам. Зимою никогда они в домах не ночуют, но, избрав

беднейшего хозяина или вдову, упрашиваются на всю

зиму в избе этой ночевать. Таких посидельниц бывает

по десять человек. Они вечером поздно зимой прядут:

лён, посконьи, или замашки, и вовну (овечья шерсть),

до света встают, продолжая эту работу. Холостые

мужчины с ними же присутствуют; плетут похламни,

лапти, вьют верёвки, говорят сказки, смешат их и по-

сле с ними ночуют. Скромность у девушек так велика,

что ни под каким видом одна о другой никому ничего

худого не скажет. В течение лета они собираются

на улице, в праздничные дни поют песни, за полночь

даже, а в будни сидят на колодках с холостыми людьми.

Говорят, шутят, смеются, а когда время расходиться

по домам, то всякий мужчина свою любовницу в клеть

или амбар, где она обыкновенно спит, отводит, без

всякого зазрения одной перед другой. Перед весною, как

выше писано, собираясь, поют песнь весне. Когда одна

другую зовёт на улицу, то говорят: «Ходим, моя милая,__

другой голосом отличается. Замечательнейшие песен

сих слова суть: «Весна недалечка, хлеба ни кусочка!

Люлюшки-люли».

Случается, один у другого что-нибудь ворует или

крадёт; этого вовсе не было бы, если б жиды не при-

нимали ворованного. Молодой хозяин или старый, но

пьяница, будучи должен жиду и не находя способа, чем

процент выплатить, укравши что-либо, несёт к нему,

что стоит 10 руб., то за пятьдесят копеек отдаёт.

Жиды так искусно умеют сбывать ворованное, что и

подозрения на себя и на вора не подают. Иногда про-

падают лошади, это мастерство делают цыгане и

великороссийские беглецы, которых немало в здешних

местах ходит. Редко, когда вовсе пропадают лошади,

а всегда почти отысканы бывают. Смертоубийства

здесь... ни одного не было. Ссорятся между собой кре-

стьяне не редко, но редко когда дерутся – разве пьяные

по большим праздникам; но зато после друг к другу

претензий не имеют...».

БОГОСЛУЖЕНИЕ И НАБОЖНОСТЬ

ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА

«…В городе Мглине имеется чудотворный об-

раз Богоматери, в 1 ј аршина длиной и 1 аршин

шириной, обделанный серебром с позолотой.

Русские отбили обоз, на которой ее везли, в 1662

году возле Нивного, на урочище Слище и Дрокова.

Новая деревянная церковь выстроена в 1764 году,

на закладной доске написано: «Заложен этот ал-

тарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе

Нивном. При державе Благочестивейшей Само-

державнейшей Великой Государыни Императрицы

Елизаветы Петровны всея России, и при наследнике

её благоверном Государе и великом князе Петре

Фёдоровиче, и при супруге его благоверной Госу-

дарыне великой княгине Екатерине Алексеевне, и

благоверном Государе великом князе Павле Петро-

виче». Расположена она вверху села, на прекрасной

возвышенности; она вмещает в себя более тысячи

человек, двухпрестольная, с двумя приделами; пре-

столы: в честь Рождества Богородицы... и Николая

Чудотворца. Восьмого сентября бывает крестьян-

ская ярмарка, продолжающаяся два дня. Мглинские

мещане бывают ежегодно тут с тремя мелочными

лавочками и несколькими возами: яблок, груш, огур-

цов, табаку и т.п. Деревни: Крёмово, Стружанка,

Придач, Свянцицкого Гута, или Крутояр, и хутор

при нижней Мельнице были Нивлянского прихода.

Нивлянская церковь имела прихожан обоего пола

до двух тысяч душ.

Народ весьма привержен к церкви; в праздничные

и воскресные дни церковь редко вмещает в себя бо-

гомольцев...». В советские времена многие тайком

молились и хранили иконы. В наши дни под церковь

отведено помещение бывшего интерната, находяще-

еся посередине села. Регулярно проводятся служе-

ния, которые посещают несколько десятков человек.

Во многих домах есть уголки с иконами. Это

естественная потребность и дань уважения своим

предкам и вере, которая теплится во многих сердцах

жителей Нивного.

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА

ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Усадебную церковь села Нивного во имя Рожде-

ства Пресвятой Богородицы спроектировал извест-

ный главный одесский архитектор Александр Оси-

пович Бернардацци, друг семьи Лишиных. Построил

ее на тот момент хозяин имения Лишин Николай Ан-

дреевич на денежные средства генерал-лейтенанта

Лишина Андрея Фёдоровича.

Николаю Андреевичу помогали братья Констан-

тин Андреевич и Михаил Андреевич и известный в

Одессе инженер М.М. Дитерихс. Строительство храма

началось в 1895 г. и окончилось в 1898 г. Церковь

была построена на месте деревянной церкви, постра-

давшей от небольшого пожара и отремонтированной

в 1870 г.

По воспоминаниям преподавателя Черниговской

духовной семинарии Ивана Королькова, церковь

была очень красивая, в ней были колонны с позо-

лотой. Двери в церкви были черного дуба, полы

– из жигулевской плиты. С обратной стороны (с

восточной) на территории церкви были три могилы.

Там весной цвела сирень. У церкви была красивая

кирпичная ограда, хорошие ворота и сторожка.

В сторожке были стеллажи, на которых лежали цер-

ковные книги.

Здание каменное, покрыто листовым железом;

колокольня каменная, покрыта листовым железом и

находится в одной связи с церковью. Вокруг церкви

каменная ограда. Храм одноглавый. Престолов в нем

три, окон двадцать, дверей трое. В одной связи с цер-

ковью каменная колокольня в три яруса, в нижнем

ярусе два окна, в среднем четыре без рам. В верхнем

шесть тоже без рам.

СУДЬБА ЦЕРКВИ

В 1936 году церковь, последнюю в Суражском

районе, закрыли, колокола и кресты были сброшены.

Говорили, что когда колокола снимали, то не сбрасы-

вали вниз, а стаскивали по ступеням. Кресты обвязы-

вали веревками и сдергивали, а затем сбрасывали с

купола и колокольни. Иконы и остальное убранство

увезли в неизвестном направлении, а здание церкви

передали Нивнянскому колхозному сельсовету под

клуб, склад и библиотеку.__

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (1897 г.)

Вид церкви с. Нивного со стороны усадьбы в настоящее время, рядом вновь построенная часовня в честь Константина Великого (2007 г.)

Памятник архитектуры Брянской области села Нивного (2015 г.)

 

В.Ф. Вебер, В.Л. Нечаев