СтраницаНикольский

Никольский Лев Николаевич

Лев Николаевич в центре

«Не погрешу против истины, если скажу, что как ученый Никольский родился уже тогда, на заводе «Красный Профинтерн», где в конце двадцатых годов работал вначале электромонтером, затем чертежником, конструктором. Здесь он подал свое первое рационализаторское предложение — оригинальное устройство для захвата прокатных полос на прокатном стане», — писал А. Шочин в очерке «Вся жизнь — поиск», опубликованном в середине ноября 1979 года в газете «Брянский комсомолец». Лев Николаевич не только хорошо трудился. Он успешно сочетал работу на предприятии с учебой по вечерам в институте. БИТМ окончил с отличием. Получил диплом инженера-механика. Ученый совет рекомендовал его в аспирантуру. И вся жизнь была отдана этому учебному заведению. Первая научная рабо¬та Л.Н. Никольского связана с исследованием прочности и усовершенствованием металлических конструкций вагонов. Весной 1940 года он защитил кандидатскую диссертацию. У молодого ученого появилось много задумок. Чтобы осуществить их, он по командировке едет в научно-исследовательский институт электросварки Академии наук Украины, где под руководством академика Е.О. Патона осваивает метод автоматической сварки под флюсом. Когда Лев Николаевич в июне сорок первого года возвратился из Киева в родную Бежицу, то не предполагал, что через несколько дней разразится война. Враг приближался к Брянщине. Институт эвакуируют в Нижний Тагил. В марте сорок второго Л.Н. Никольского выдвигают проректором по научной и учебной работе. Одновременно он заведует и кафедрой технической механики. На Урале научные сотрудники института выполнили более тридцати работ, в основном для предприятий оборонной промышленности. В сорок четвертом институт возвратился из эвакуации в Бежицу, лежавшую в развалинах. Чудом уцелевшие здания института и общежития требовали большо¬го ремонта. В трудных условиях пришлось налаживать работу БИТМа. Не хватало учебников, в аудиториях железные печи, керосиновые лампы и коптилки. Пищу преподаватели и студенты готовили во дворе на кострах...
В 1952 году Л.Н. Никольский защитил докторскую диссертацию, ему присвоили ученое звание профессора. Перу его принадлежат учебники «Расчет на прочность», «Конструкция вагонов», «Вагоны», «Конструкция, теория и расчет». Под его научной редакцией подготовлено и выпушено в свет несколько межвузовских научно-технических сборников «Вопросы исследования надежности и динамики элементов транспортных машин и подвижного состава ж-д». Им совместно с Б.Г. Кеглиным издана книга «Амортизатор удара подвижного состава». Ученым напи¬сано около ста пятидесяти научных работ, опубликованных в различных журналах, сделано ряд изобретений. Созданные под его руководством резино-металлические поглощающие аппараты автосцепки отмечены золотой медалью ВДНХ, они были внедрены на пассажирских вагонах. Многие открытия широко используются отечественными и зарубежными вагоностроителями. Заслуженный деятель науки и техники Л.Н. Никольский награжден орденом Трудового Красного Знамени, многими медалями. Он был делегатом XXII съезда КПСС.
Звание почетного гражданина города Брянска присвоено в сентябре 1976 года.