Страницанебо

Алексей Шишин Брянск

Уважаемая редакция, не­смотря на свой преклонный возраст, я не расстаюсь с лю­бимой и единственной для меня газетой «Брянский ра­бочий». Читаю с удовольстви­ем» с 1954 года. Мне нравят­ся статьи умных, талантливых журналистов, таких как глав­ный редактор В. Мельников, И. Марченкова, Т. Немешаева, Е. Чалиян, Н. Егоров, В. Поло­зов и др. С теплом вспоминаю покойного А.П. Кузнецова, ко­торого знал лично.

Подтолкнули меня написать в редакцию статьи И. Марченковой «Труба зовет» от 30.05.2013 года о параде духовых оркестров и «Небо, ставшее судьбой» от 26.06.2013 года. В них я увидел отражение своей судьбы. Вспом­нилось трудное военное дет­ство, послевоенные годы, люди, ушедшие в мир иной: капель­мейстер Петр Иванович Грузинцев, руководивший двумя орке­страми — БСРУ и стальзавода, красавец солист, баритон Лубошников, которого любили все девчата, вокалистка Руфа, му­зыканты Максимов, Панаскин, Симонов, Казаков, Каверзанов, Корж и другие.

Без капельмейстера П. И. Грузинцева и нас, оркестрантов, не обходилось ни одно торжество. Помню, как 17 сентября 1950 года открывали памятник дваж­ды Герою СССР П. Камозину. Народу было столько, что, как говорится, яблоку негде упасть.

Помню, как мы выезжали в подшефный колхоз стальза­вода в Жуковском районе. По­сле торжественного собрания выступала художественная са­модеятельность, а потом все с удовольствием танцевали под нашу музыку. В конце мы всег­да исполняли марш «Прощание славянки».

Оркестр участвовал и в похо­ронах заводчан. Вспоминаю эпи­зод, когда хоронили какого-то начальника из Бежичей. Была весна, большой разлив Десны, моста до Бежичей с Литейной не было, переправляли на баркасе. Возвращались с поминок назад слегка захмелевшие. Мужчина попросил: «Ребята, повеселили бы малость». Ну как отказать уставшему человеку?! И мы ис­полнили вальс «Дунайские вол­ны». В конце улицы Литейной стояли люди, ожидавшие пере­правы, и аплодировали нам.

Сейчас духовые оркестры рас­пустили — и стальзаводской, и БМЗ. А в 1950-х в Бежице было шесть оркестров. Ежеднев­но на эстраде в парке играл один из них. Послевоенная молодежь, проходя по центральной аллее, знакомилась и влюблялась под музыку оркестра. Все лавочки возле эстрады были заняты. Ра­ботали две танцплощадки. Но ушло то время, ушла наша мо­лодость.

Работая на стальзаводе тока­рем после ремучилища по вечерам в областной аэро­клуб, учился на авиамеханика. Когда 12 апреля 1951 года при­звали в армию, взял с собой свидетельство об окончании аэроклуба. И был направлен мотористом в Батайское летное училище имени Серова. Работал на Ла-9. Захватил исторический период, когда в училище пере­ходили на реактивную технику. Из мотористов меня перевели в механики.

Демобилизовавшись в се­редине 1954 года, решил вер­нуться на завод, но... Дойдя до проходной, увидел самолеты, летящие в Бордовичи. Сердце мое защемило, любовь к авиа­ции победила. После разгово­ра с инженером аэроклуба май­ором Ковалевым был зачислен авиатехником. А вечером при­шел в стальзаводской клуб, за­няв свое место в духовом орке­стре. Как я был тогда счастлив!

1950—1960-е — годы расцвета аэроклуба. Два отряда пилотов, звено парашютистов, в котором я начинал работать, звено пла­неристов и большое количество спортсменов преимущественно с БПЗ и стальзавода. На День воздушного флота в 1955-м на аэродроме в Бордовичах со­бралось столько народу, что невозможно было пройти. По­сле официальных показатель­ных выступлений командир звена Лагуткин разрешил по­летать и моей невесте вместе с мастером спорта Николаем Некрасовым, самолет которого я обслуживал. Летчик выпол­нил несколько фигур высшего пилотажа на По-2. Когда само­лет приземлился, у невесты был румянец от восторга. Она вы­держала этот полет и поблаго­дарила Некрасова. Вечер наш продолжился в клубе стальза­вода.

В 1959 году, окончив БМТ, я решил устроиться по специаль­ности. Честно сказать, очень не хотелось уходить из аэроклуба. Лучшие 10 лет моей жизни — те, что были отданы авиации (около 4 лет армия и более 6 лет аэроклуб). А какое счастье было для меня и других меха­ников после ремонта полетать с командиром на своем само­лете. Свежий ветер за бортом, зовущее ввысь голубое небо — это наша молодость, ее нам не забыть никогда. Работая 10 лет в авиации, я постоянно нахо­дился в тесном контакте с лет­чиками, которых безмерно уважал и которыми восхищал­ся. Это решительные, смелые, мужественные и очень добрые люди, настоящие асы.

С особым чувством вспоми­наю начальника аэроклуба под­полковника Лагерева, команди­ров планерного и парашютного звеньев Симонова, Дорохова, Лагуткина, Некрасова, коман­диров первого и второго отрядов Щепанова и Гладких, техников самолетов Фомина, Чекрыгина, Ручкина, Самсонова, Соболева. Алдушина, Симукова (послед­ний до поступления в аэроклуб работал в ГВФ, обслуживая са­молет П. Камозина).

Скорблю о недавно погибшем летчике Дмитрии Кирюхине. мать которого Ларису я хоро­шо знал. В начале пятидесятых годов прошлого века она была спортсменкой-парашютисткой.

Такова моя судьба, судьба де­ревенского мальчишки, которому дала крылья Советская власть Но родную деревню я не забыл в отпуск приезжал, любил пройтись босиком по тропкам своего детства. Не знаю, правильно ли поступало наше правительство отрывая крестьянских детей от родной земли, отпуская из колхозов? С одной стороны, надо было восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство, с другой стороны, деревня беднела без молодежи. Однако историю заново не перепишешь и сделанного не вернешь...

Алексей ШИШИН

В небе По-2.