НЕБЕСНАЯ ЗАЩИТА
Вероятно, непосредственную близость военной грозы в 1812 году брянские жители почувствовали в начале августа. Дело в том, что с 4 по 6 августа проходило кровопролитное сражение за Смоленск, и наверняка часть беженцев из этого города оказалась в Брянске. После отхода русских войск от Смоленска между этим городом и Брянском никакой серьёзной русской силы, способной удержать французов, не осталось. И хотя отправленный атаманом М.И. Платовым 7—8 августа казачий разъезд на участке от Рославля до Ельни «неприятеля движений нигде не открыл...», было неясно, куда повёрнут французы. У брянцев, таким образом, были все основания опасаться нашествия неприятеля.
Более того, можно предположить, что горожан посетил в те дни буквально мистический ужас. Вероятно, у многих сохранились в памяти слова объявления Святейшего Правительствующего Синода Православной Всероссийской Церкви от 13 декабря 1806, наделившие Наполеона прямо демоническими чертами: «Неистовый враг мира и благословенныя тишины, Наполеон Бонапарте, самовластно присвоивший себе венец Франции, и силою оружия, а более коварством распространивший власть свою на многие соседственные с нею государства... Ещё во времена народного возмущения, свирепствовавшего во Франции во время богопротивной революции, бедственной для человечества и навлёкшей небесное проклятие на виновников её, отложился он от Христианской веры, на сходбищах народных торжествовал учреждённые богоотступниками идолопоклоннические празднества, и в сонме нечестивых сообщников своих воздавал поклонение, единому Всевышнему Божеству подобающее, истуканом, человеческим тварям и блудницам, идольским изображением для них служившим.
В Египте приобщился он гонителям церкви Христовой, проповедовал алкоран Магометов... Наконец, к вящему посрамлению оной, созвал во Франции иудейские синагоги... и теперь помышляет соединить иудеев, гневом Божиим рассыпанных по всему лицу земли и устремить их на испровержение Церкви Христовой и (о, дерзость ужасная, превосходящая меру всех злодеяний!) на провозглашение лжемессии в лице Наполеона».
Брянский Свенский Успенский монастырь. Фото начала XX века
Не обнаружив в таком жутком настроении военной себе защиты, брянцы обратились к Небесной Заступнице. В воскресенье 11 августа 1812 года жители города и его окрестностей пришли в пригородный Брянский Свенский Успенский монастырь на поклонение древ ней чудотворной Свенской иконе Божией Матери. В какой-то момент паломникам пришла в голову мысль вапъ чудотворный образ и обнести его крестным ходом вокруг Брянска, дабы оградить родной город духовной стеной от неприятеля. Тотчас крестный ход и состоялся. Судя по позднейшим описаниям, в крестном ходе и сопутствующих ему богослужениях помимо благочестивых горожан участвовало всё брянское духовенство. Чудотворную сопровождал иеромонах от братии Свенского монастыря. Настоятель же монастыря провожал чтимый образ от святых ворот обители и встречал там же. Торжественную процессию во главе с чудотворной Свенской иконой Божией Матери горожане встречали с крестами, иконами и святыми хоругвями из всех брянских церквей на горней площадке у госпиталя (пересечение современных улиц Урицкого и Красноармейской), где в ожидании святыни пели кондак Богоматери «Всех скорбящих радость». Объединённая процессия двигалась к городскому собору на набережной. От собора крестный ход шёл через арсенал и далее по Московской (ныне Калинина) улице за заставу, туда, где сейчас находится поворот к железнодорожному вокзалу. Отсюда через Тихвинскую церковь и Ямскую слободу ход поднимался в Петропавловский монастырь, шёл мимо Лесных сараев, где была краткая остановка, к острогу (современному следственному изолятору), оттуда на Красную станцию (к теперешнему автовокзалу) и снова в собор. Отсюда почётнейшие горожане на своих руках возвращали икону в Свенский монастырь. В последующие годы мероприятия подобных крёстных ходов продолжались два дня.
Список XIX века с чудотворной Свенской иконы Божией Матери