СтраницаНЕБЕСНАЯ

НЕБЕСНАЯ ЗАЩИТА

Вероятно, непосредственную близость военной гро­зы в 1812 году брянские жители почувствовали в нача­ле августа. Дело в том, что с 4 по 6 августа проходило кровопролитное сражение за Смоленск, и наверняка часть беженцев из этого города оказалась в Брянске. После отхода русских войск от Смоленска между этим городом и Брянском никакой серьёзной русской силы, способной удержать французов, не осталось. И хотя от­правленный атаманом М.И. Платовым 7—8 августа ка­зачий разъезд на участке от Рославля до Ельни «непри­ятеля движений нигде не открыл...», было неясно, куда повёрнут французы. У брянцев, таким образом, были все основания опасаться нашествия неприятеля.

Более того, можно предположить, что горожан по­сетил в те дни буквально мистический ужас. Вероятно, у многих сохранились в памяти слова объявления Свя­тейшего Правительствующего Синода Православной Всероссийской Церкви от 13 декабря 1806, наделив­шие Наполеона прямо демоническими чертами: «Неи­стовый враг мира и благословенныя тишины, Наполеон  Бонапарте, самовластно присвоивший себе венец Фран­ции, и силою оружия, а более коварством распростра­нивший власть свою на многие соседственные с нею государства... Ещё во времена народного возмущения, свирепствовавшего во Франции во время богопротив­ной революции, бедственной для человечества и навлёк­шей небесное проклятие на виновников её, отложил­ся он от Христианской веры, на сходбищах народных торжествовал учреждённые богоотступниками идоло­поклоннические празднества, и в сонме нечестивых сообщников своих воздавал поклонение, единому Все­вышнему Божеству подобающее, истуканом, человече­ским тварям и блудницам, идольским изображением для них служившим.

В Египте приобщился он гонителям церкви Христо­вой, проповедовал алкоран Магометов... Наконец, к вя­щему посрамлению оной, созвал во Франции иудейские синагоги... и теперь помышляет соединить иудеев, гне­вом Божиим рассыпанных по всему лицу земли и устре­мить их на испровержение Церкви Христовой и (о, дер­зость ужасная, превосходящая меру всех злодеяний!) на провозглашение лжемессии в лице Наполеона».

Брянский Свенский Успенский монастырь. Фото начала XX века

Не обнаружив в таком жутком настроении военной себе защиты, брянцы обратились к Небесной Заступ­нице. В воскресенье 11 августа 1812 года жители горо­да и его окрестностей пришли в пригородный Брян­ский Свенский Успенский монастырь на поклонение древ ней чудотворной Свенской иконе Божией Матери. В какой-то момент паломникам пришла в голову мысль вапъ чудотворный образ и обнести его крестным ходом вокруг Брянска, дабы оградить родной город духовной стеной от неприятеля. Тотчас крестный ход и состоял­ся. Судя по позднейшим описаниям, в крестном ходе и сопутствующих ему богослужениях помимо благо­честивых горожан участвовало всё брянское духовен­ство. Чудотворную сопровождал иеромонах от братии Свенского монастыря. Настоятель же монастыря про­вожал чтимый образ от святых ворот обители и встре­чал там же. Торжественную процессию во главе с чу­дотворной Свенской иконой Божией Матери горожане встречали с крестами, иконами и святыми хоругвями из всех брянских церквей на горней площадке у госпита­ля (пересечение современных улиц Урицкого и Кра­сноармейской), где в ожидании святыни пели кондак Богоматери «Всех скорбящих радость». Объединённая процессия двигалась к городскому собору на набереж­ной. От собора крестный ход шёл через арсенал и далее по Московской (ныне Калинина) улице за заставу, туда, где сейчас находится поворот к железнодорожному во­кзалу. Отсюда через Тихвинскую церковь и Ямскую сло­боду ход поднимался в Петропавловский монастырь, шёл мимо Лесных сараев, где была краткая остановка, к острогу (современному следственному изолятору), оттуда на Красную станцию (к теперешнему автовокза­лу) и снова в собор. Отсюда почётнейшие горожане на своих руках возвращали икону в Свенский монастырь. В последующие годы мероприятия подобных крёстных ходов продолжались два дня.

Список XIX века с чудотворной Свенской иконы Божией Матери