Страницаназвания

История Названия села Любохна  Брянская область

ЛАДЬИ одна за другой причалили к берегу. Дружинники разожгли костры под крутым обрывом. Прошла ночь. Утром князь Андрей Боголюбский поднялся на вершину горы: глянул вправо, вниз по реке, глянул влево, вверх по течению. Видать далеко, кругом бор, внизу река, красота, простор.  И  промолвил князь;

«Любо мне здесь».

Конечно, это легенда. Красивая, передававшаяся из поколения в поколение в селе Любец, что на Владимирщине.

Но вот однажды археологи заинтересовались почти сровнявшимися с землей курганами, нашли остатки древнеславянского поселения. Здесь жили переселенцы из южных земель, принесшие на территорию Владимиро-Суздальского княжества названия родных мест. Мажет, и «Любец» видоизмененное от знаменитого Черниговского «Любеч»? Поселение не раз страдало от набегов татар, гррело до тла, а имя сохранилось.

На Брянщине более десятка населенных пунктов, схожих по названию: Любегощь, Любец, Любехане, Любимовка, Любовня, Любовшо (Любовша), Л'юбин, Любежици, Любошня (Любашня), Любышь, Любохна...

Есть красивые легенды у некоторых из них. Наподобие владимирской. Но ясно одно: у всех поселений один и тот же корень. Слово «люб» — мил, приятен, нравится. «Любо» — приятно, хорошо. По-видимому, имена получили от красивого места, а некоторые поселения — Любец, Любовша от речушек Любец, Любовша, протекающих по брянской земле.

Возможно, есть связь названий некоторых поселений и с именем человека. Любим — мужское старорусское имя. Производные от него: Любимка, Люба... Есть Любое лав, Любомысл... Старорусское женское имя — Любава. Производные: Любавка, Люба, Любаха, Любаша. С этим именем, например, связано название Любин Хутор, что в Новозыбковском районе.

Топоним Любань широко распространен не только на Брянщине, но в Псковской, Ленинградской, Новгородской областях и в Белоруссии. Поселения, носящие эти имена, обычно деревни, некоторые значительны по величине.

В. А. Жучкевич в своей книге «Топонимика Белоруссии» так объясняет происхождение наименования поселка городского типа Любань: славянского происхождения с основой любой — облюбованное место. Но подобная основа, поясняет он, есть и в балтийских языках — озеро Любан в Латвии и другие. В этой . же книге дается пояснение о происхождении имени поселка городского типа Любча, что в Гродненской области. Слово славянского происхождения со смысловым значением, близким'к основам топонимов Любань, Любеч, Любуж. Это различные оформления той же основы —облюбованное место. Может быть, — продолжает мысль автор, названия связаны с культом и славянской обрядностью.

В Белоруссии существует населенный пункт Любосна, близкий к брянскому названию поселка городского типа Любохна. Но у них смысловые значения, по-видимому, различны.      

Любо — ясно, что означает. А что такое «хна»? Слово «хна» — растение, дающее желто-красную окраску, которой красят волосы, бороду, ногти.

В документах Центрального государственного архива древних актов наиболее раннее упоминание о деревне Любохна встречается в 1626 году. В писцовой книге поместных и вотчинных земель Брянского уезда 1626— 1629 годов, составленной князем Звенигородским и подьячим Кавелиным, уже называется имя этой деревни. Любохна расположена на реке с одноименным названием.

Увёлье, Уволье, Удел, Удельное, Удолье, Удолья, Подол, Уполог, Упологи, Усох, Великие Пожни, Малая Удобная, Великоудобное — немало таких названий встретишь на карте Брянщины.

Великое Удобное — одно из старинных сел. По историческим документам оно было уже известно в первой половине 17 века. Возникло поселение у речек Выхолка и Батаковка. Носило оно названия — Великое Удебное, Великоудобное.

Места здесь были богатые, красивые. Люди занимались земледелием, охотой, сбором даров леса. Озера — Великое, Среднее, Дворовое, Белое, Синее — изобиловали рыбой.

В одном из описаний промыслов великоудобенских жителей сказано: «...доволь­ствуются также от лесных привольев, называемых верховым грунтом, то есть бортевыми деревьями, коих имеют они немалое количество...»

Удобный, которым , хорошо, приятно пользоваться, вполне подходящий — поясняет «Словарь русского.языка» С. И. Ожегова. Удобный, по словарю В. Даля, гожий, ладный, все, что кстати, что пришло впору, но времени и нуждам. «Пахота теперь удобь такая, что лучше не надо».

Все было на великоудобенских землях для жизни людей, отсюда и название поселения — Удобна. Когда-то существовала и деревня Малое Удебное при речке Зубре.

Велий — великий; веле, польское, а у нас иногда употребляется в сложных словах: велико, весьма, очень много.

Велья — приток реки Снежети. По-древнеславяиски означает проток, малая река.

Удел в Древней Руси: область, управляемая князем-феодалом. В дореволюци­онной России: название земель и недвижимых имуществ, принадлежащих царской фамилии.

Уделье, Подол, Палужье означает, указывает на расположение «удола», «по долу», «по лугу». «Доль» — низменность, межигорье, природная впадина различно­го вида на земле.

Усохнуть — высыхая уменьшиться в весе, объеме. Так объясняет это слово составитель.«Словаря русского языка» С.И.Ожегов. Но есть и другое понятие слова «соха».

В Древней Руси налоги взимали с «сохи». «Соха — податная единица, заключавшая в себе известное число тягловых городских дворов, определявшееся их зажиточностью, или известное пространство тягловой крестьянской пашни, измерявшееся по количеству земли и по роду земледельцев», — поясняет историк В. О. Ключевский.

«Соха» обозначает и примитивное сельскохозяйственное орудие для вспахива­ния земли.

Пожня — жнивье или луг.

У историка С.М.Соловьева есть пример, когда в 14 в. судом ведется разбор спорного дела о межевании. «Судья просил митрополичьего посельского Данила:

«Кто у тебя знахари на эту пожню, на разводные межи?» Данило отвечал: «Есть у меня,господин, старожильцы, люди добрые. Увар да Гавщук, да Игнат; а во.. господин, эти знахари стоят перед тобою». Судья обратился к Увару, да Гавщуку. да к Игнату: «Скажите, братцы, по правде, знаете ли митрополичьей пожне с Сысоевою межа? Поведите нас по меже!» Увар, Гавщук и Игнат отвечали: «Знаем, господин: с-пшай за нами, мы тебя по меже поведем». И повели они из подлесья от березы да касередь пождни к трем дубкам, да на берег по ветлу по виловатую, по самые разсохи, и тут сказали: «По сих пор знаем. Эта межа митрополичьей пожне с Сысоевою».