Страницаназвание

История названия города Карачев

КАРАЧЕВ — один из древнейших городов Русского государства. Его богатая история уходит в глубь веков. Впервые Карачев упоминается в Ипатьевской летописи под 1146 годом, в то время он уже был значительным городом Новгород-Северского княжества. Но город, вероятно, старше.

На сложных перекрестках истории накапливал он свою биографию: познал он татаро-монгольское нашествие и литовское владычество. Освещало его зарево массовых народных восстаний в начале ХУП века. У него важное стратегическое и выгодное географическое положение. Долгие годы он был сторожевым городом России со стороны Крыма и высылал сторожевых людей в степь почти до Курска. В былые времена отсюда проходил водный торговый путь в Черное и Каспийское моря.

В переводе с тюркского слово «карачев» означает «черный лес». Отсюда и связывают некоторые название города. Известно и другое прочтение: в древних русских книгах встречается Корачев. «И великий князь Всеволода Святослав шел бяшить в Корачев и сберашеть от верхних земель вой», — говорится в Полном собрании русских летописей.

В четвертом номере, журнала «Советская археология» за 1972 год в статье «К исторической географии земли вятичей» Т. Н. Никольская пишет: «Возможно, первоначально это была небольшая феодальная усадьба, основанная в начале ХП в. одним из «вятичских князьков, которую затем захватил Святослав Ольгович. Постепенно этот укрепленный «двор» феодала разросся в небольшой древнерусский городок Карачев».

Населенные пункты с названием Карачан, Карачун есть в Воронежской, Карачарово — в Московской и Калининской, Карачевка — в Харьковской обла­стях, Карачево — в Чувашии.

На Памире расположено озеро Каракуль, что в переводе с тюркского означает кара — «черный», куль — «озеро», песчаные пустыни в Средней Азии: кара — «черный», кум — «песок». У туркмен термин «черный песок» обозначает пески, закрепленные растительностью, в отличие от подвижных барханных песков. Кара-Тюбе— населенный пункт в Казахстане. Из казахского кара «черный» тюбе — «холм». Карачай — река на Северном Кавказе в Карачаенс - Черкесской автономной области. Кара — в переводе с тюркского «черная» и чай — «вода».

«Карасу»—родниковая вода. Город Карачи есть в Пакистане.

В «Словаре древнерусского языка» И. И. Сревневского о слове «карачь» прочитал следующее: «Князь великий Василий Иванович Всея Руси послал в Казань посла... а приказал сенту в головах и уланам, и князям, и карачем, и мурзам, и молнам, и шихзодам, и всем людям Казанские земли свое жалование, что... жаловати и беречи хочет, а дает им на Казань царя Шигалея». Эти слова автор словаря взял из Никоновской летописи 1519 года. А вот слова, относящиеся к 1552 году: «Прислал из Казани царь Шигалей... что отпущает послов своих больших, большого карача Казанского Шиирина Муралея».

«Карач и Карачей — представитель высшей знати у крымских и казанских татар, советник хана» —. такое толкование, пояснение дает «Словарь русского языка XI — ХУП вв.» Посмотрел и слово «карач» в этом же словаре. Там дана ссылка:

смотри «карачь».

Большой интерес к изучению Сибири, ее истории, экономики, жизни населения проявил А. Н. Радищев, сосланный в Сибирь и проживавший здесь с 1790 по 1797 год. В числе его «сибирских» произведений есть «Сокращенное повествование о приобретении Сибири». В нем нас заинтересовало предложение: «Умножение народа в сем городе истощило весь казацкий запас, которого вновь получить было невозможно, ибо все почти покорившиеся татары паки возмутились до приезда еще воеводы с войском, будучи в том подкрепляемы одним татарским мурзою именем

Корача».

Изучая происхождение слова «Карачев», неожиданно для себя сделал и такое открытие. В Черниговском календаре на 1888 год напечатаны названия озер, лежащих «коло реки Десни почавши от села Каменя вниз до города Новгородка». Наряду с другими здесь названо и озеро Карачев. Этот список озер был уже упомянут в царской грамоте 1718 года. Вверх по Десне на Смоленщине деревня носит название Караковичи, где родился известный скульптор Сергей Тимофеевич

Коненков.

В Ипатьевской летописи, в рассказе о событиях в Галицко-Волынском княжестве, происходивших в начале ХШ в., упомянут некий  Корочюн и сын его Витомир. А в ХУШ веке в Сербии был славянин ученый языковед по фамилии Караджич. Представляет интерес и документ, составленный в 1899 году но случаю закладки Брянского цементного завода. В нем среди перечисленных фамилий учредителей Акционерного   общества   Мальцовского   портланд-цемента  назван   заведующий строительной частью Радицкого вагонного завода Я. 3. Караченцов. До наших дней дошли  фамилии   Кара,   Карач,   Карачун,  стоит только  заглянуть  в  брянский телефонный справочник. Если вернуться снова к истории, то привлекает внимание сообщение В. О. Ключевского о первом томе его «Курса русской истории». Автор этого труда утверждает, что до половины ХП века не заметно прямого сообщения Киевской Руси с отдаленным Ростово-Суздальским краем.«Любопытно, что когда ростовскому или муромскому князю приходилось ехать на юг в Киев, — пишет историк, — он  ехал   не  прямой  дорогой,   а  делал  длинный   объезд  в  сторону. В 1015 г. Глеб Муромский, узнавши о болезни отца, поехал в Киев навестить его... Добравшись до Смоленска, где хотел спуститься Днепром к Киеву, но тут настигли его   подосланные   Святополком   убийцы.    Еще   любопытнее,   что   и   народная богатырская былина запомнила время, когда не было прямой дороги из Мурома к Киеву, Илья Муромец, приехав в Киев, рассказывал богатырям за княжим столом, каким путем он ехал со своей родины:

А проехал я дорогой прямоезжею Из стольного города из Мурома, Из того села Карачарова...» И далее автор сообщает, что край вятичей был глухой лесной стороной. Он поясняет, что черниговские князья, которым принадлежало племя вятичей, часто искали здесь убежища, побитые своею братией. На пространстве между верхней

Окой и Десной от города Карачева до Козельска и далее к северу, т.е. в значитель­ной части нынешних Орловской и Калужской губерний, тянулись дремучие леса,' столь известные в наших сказаниях о разбойниках под именем Брынских.

Выходит по Ключевскому, село Карачарово — древнейшее из древнейших, и расположено оно было где-то в Брынских лесах. А может, в былине так назван город Карачев. Возможно, но это лишь предположение.

Как объясняют название поселений с похожим именем в других местах?

На правом берегу Воронежа в Воронежской области расположено село Карачун. «С первого взгляда название «Карачун» кажется тюркским, ведь «кара» — составная часть многих тюркских названий, переводимая обычно словом «чер­ный»,— пишет В. П. Загоровский в своей книге «Историческая топонимика Воронежского края», изданной Воронежским университетом в 1973 году. Однако вторая часть слова (чун) в тюркских языках не находит полного объяснения. В исторических документах название «Карачун» появляется с начала ХУП в. Так именовалось место у р.Воронежа, где вскоре после основания г.Воронежа возникли Карачунский мужской монастырь и с.Карачун. В документах ХУП в. название монастыря писалось также в виде «Корочу некий» или «Корачунскнй».

Далее автор отмечает, что в Древней Руси существовало имя Корочун и делает предположение: «Не по этому ли имени прозвалось в древнерусскую эпоху урочище у р.Воронежа (Корочунское, Корочунь)?»

И ещё. Слово «Корочун» обычно употреблялось на Руси в значении: конец, капут, смерть. Но оно имело и другое значение: самый короткий зимний день. Народное предание связывало зимний солнцеворот, а слово «корочун» с днем Спиридона, т.е. 12 декабря по старому стилю. Это отмечает и В.Даль в своем словаре. Об этом сказано и в «Этимологическом словаре русского языка» А. Т. Преображенского.

Со словом «Карачев» созвучно слово «Карачиж». Такое имя носило когда-то в древности поселение вблизи Брянска. Ныне это одна из окраин областного центра. В окрестностях города расположено Карачижско-Крмловское лесничество.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даль дает пояснение слову «карачить» — пятить, осаживать задом; осадить или опрокинуть взад, а «карачунить» — уничтожать, изводить, убивать. Слово «кара»— казнь, наказа­ние.

А что означает слово «чиж»? Чижик—птица, пташка. Вспомните: Чижик, чижик, где ты был? На канавке воду пил! В то же время слово «чиж» — чурка, заостренная с концов накось. Чиж — конопляное молоко. Чиж — была и игра такая.

В Мезенскую губу Белого моря в Архангельской области впадает река, ее название Чижа. Вот таков диапазон слова «чиж»!

Есть, на Брянщине и села Чижовка и Причиж. У Вл.Даля к «причитать» дается пояснение, как причистить пожни, пашни, прибавить расчистки. «И что к той поженке причистити льзя, под спинные покосы, то ему жь...»

В 1666 году полковник Стародубского полка Александр Острянин писал: «Ижем позволил слободу Чернижов осаживати Кузиме Васильеву и Антону Дацкову, которые впредь у нас демогали вольно грунтоватись... И им, абы никто не был на перешкоде, огоражаем и свержаем мощью самого пана гетмана...»

Чернижов — ныне село Чернижово. Топонимы от древнерусского чьрнь, чорный широко распространены на всей восточнославянской и в более широком охвате на всей славянской территории. Чернигов — на Украине, Черноградь — в Белоруссии. Многочисленные названия в Российской Федерации — Черное, Черное Верховье, Черное Плесо, Чернозем и т.д.

Можно предположить, как утверждает ученый С. Роспонда о том, что слово «чернига» со значением «чернозем» образовано от древнерусского чьрнь, чернь — чернота, черный цвет.

В то же время ученые указывают, что имена, фамилии, как, например, Туношко

Чернигова, Ивашко Фоминъ Черниговъ, встречались в ХУ1 — ХУП вв.

Расположенный по Десне Чернигов, украинский сосед , упоминается в летописи в 907 году. По преданию, назван в честь князя Черного, геройски сражавшегося

с хозарами.

Фамилии Черный, Черняк, Черняков, Чиж, Чижов, Чижевский можно нередко

встретить и в наши дни.

В 1146 году великий князь киевский Изяслав Мстиславич в союзе с черниговски­ми князьями Владимиром и Изяславом Давидовичами вел междоусобную войну с северским князем Святославом Ольговичем.Союзником Святослава был Юрий Долгорукий Суздальский. Когда он спешил на помощь Святославу, то в Козельске получил весть о том, что рязанский князь напал на Суздальскую землю и дружина Юрия Долгорукого вернулась.

В двенадцатой главе второго тома «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин, описывая деятельность Великого князя Изяслава Мстиславича в 1146 — 1Г54 годах, ведет рассказ и о межкняжеской вражде Изяслава и Святослава. Историк сообщает, что друзья Святослава, предупреждая об опасности, советовали ему удалиться в лесную землю Карачевскую, где дремучие боры, оттуда удобнее было сноситься со своим верным союзником Юрием Долгоруким. И Святослав уехал в Карачев.