СтраницаНАВЛИНСКОГО

ИСТОРИЯ НАВЛИНСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ.


Навлинский район, как самостоятельная административно-территориальная единица был сформирован в составе Брянского округа Западной области РСФСР Постановлением Президиума ВЦИК от 17 июня 1929 г «О составе округов и районов Западной области и их центрах».
 
Основой района стала территория укрупненной Навлинской волости Бежицкого (Брянского) уезда, образованная 9 мая 1924 г. из земель, входивших ранее в Бутерскую волость Карачевского уезда и Пролысовскую волость Трубчевского уезда Орловской губернии. С 1 апреля 1920 г. Бутерская, Пролысовская и вновь образованная Салтановская волости относились Брянской губернии. Кроме этого в Навлинский район вошли земли укрупненной Девиченской волости Севского уезда, которая объединила северные части бывших Литовенской и Апраксинской (Брасовской) волостей того же уезда. На момент образования Навлинского района в его составе находился 221 населенный пункт, объединенный в 32 сельсовета, где проживало 54083 человека.

В этом времени в районе уже было образовано 14 колхозов, и имелись такие промышленные предприятия, как: Навлинский шпалопропиточный завод, лесоперерабатывающий завод треста «Лесосоюз», леспромхозы трестов: «Брянскстройлес», «Украинлес» (п. Гавань), «Главсахарснаб», «Химлесхоз», «Навлинский лесокомбинат», молзавод треста «Главмолоко», а также: Алтуховские лесопильные заводы: № 33 и № 34, принадлежавшие до Октябрьской революции князю М. А. Романову и купцу А. В. Федорцову, Сидоровский лесопзавод,, принадлежащий до 1917 г. купцу Г. С. Курындину, Синезерский стружкоперерабатывающий и Соколовский пенькозавод.

Центром Навлинского района стал пристанционный поселок Навля, начало которому было положено в 1894 г. при одноименной строящейся станции Московско – Киевско - Воронежской железной дороги. В 1894 - 1896 гг. Льгово - Брянский участок данной железной дороги прошел по территории нашего края. Строительство станции Навля, согласно архивным документам, также началось осенью 1894 г., а в 1899 г. по железной дороге Брянск - Льгов через ст. Навля было открыто движение поездов.

В 1898 г. при ст. Навля существовал постоялый двор, с лавкой, кухней и другими хозяйственными постройками. В полутора верстах от станции располагался Навлинский хутор, принадлежавший помещику Н. П. Зиновьеву. В 1901 - 1902 гг. Навлинский хутор был приобретен у Зиновьева великим князем Михаилом Александровичем Романовым, братом императора Николая II.

Князь Михаил сделал очень многое для развития Навлинского хутора Брасовской экономии и станции Навля. В 1904 г. к станции началась прокладка подъездных путей, в связи со строительством железнодорожной ветки «Брянск – Конотоп». В 1906 г. Навля превратилась в железнодорожный узел, связав новым видом транспорта киевское и воронежское направления.

Название станции и хутора произошло от близлежащей одноименной реки «Навля», левого притока реки Десны. Гидроним «Навля», по мнению ряда ученых происходит от древнеславянского «Навья» или «Навла», что означает «русалка» или «русалочья». Объяснение этому приводится следующее: в древности наши предки селились по берегам рек, озер и водоемов, а воду обожествляли как основной источник жизни. Культ «Навьи» (русалки) имел место и почитался у многих славянских народов, ему посвящались различные обряды и приносились дары. Прошли столетия, язычество было вытеснено христианством, и жители нашего края придумали иное объяснение названию реки. Будто бы раньше река была очень бурной, и подмывала корни вековых дубов, которые падали в ее русло и образовывали, своего рода, «дубовую наваль». Отсюда, согласно новой народной легенде, и произошло название «Навля».

Михаил Романов унаследовал и бывшие «апраксинские земли» в Трубчевском и Севском уездах, которые также вошли в состав его Брасовской экономии. Хутора: Навлинский и Семеновский (в черте села Салтановка) были одними из центров имения, где применялись передовые агрономические технологии, новейшие орудия труда и высокорепродуктивные семена зерновых, картофеля и других овощей. Лесное и лесопромышленное хозяйство экономии также было поставлено на научную основу.

В 1914 - 1916 гг. при Навлинском хуторе существовал паровой винокуренный завод, который производил спирт из свеклы и картофеля для нужд министерства финансов и Московской казенной палаты.

В годы Октябрьской революции и гражданской войны активных боевых действий в нашем крае не велось, но его экономика сильно пострадала от последствий всех этих потрясений.

В 20 – 30-е гг. на территории п. Навля активно функционировали кооперативно - промышленные заготовительные артели: «Пищевик», «Красный лесоруб», «Красный лесохимик», «Пятилетка», «Райпотребсоюз» и многие другие. Разработку меловых залежей района производили рабочие треста «Укрмясоед» Министерства мясной промышленности УССР. Всего в районе в 30-е гг. имелось 16 промышленных предприятий, где трудилось 940 человек. Ими, по итогам 1939 г. было произведено продукции на суму 405 тыс. рублей. Для сравнения, 6 кооперативно-промышленных артелей произвели за этот год продукции на сумму 4,5 млн. рублей.

В 1935 г. в Навлинском районе была завершена коллективизация сельского хозяйства. В результате было создано 130 колхозов, объединивших более 90 тыс. га. земли. В сентябре 1937 – январе 1938 г. Навлинский район вошел в состав Орловской области. Согласно Всесоюзной переписи населения 1939 г., наш район занимал площадь 1955,6 км.2, в его составе было 32 сельсовета, где числилось 61646 жителей. В п. Навля проживало 5207 человек, поэтому он в декабре 1938 г. был отнесен к категории «рабочих поселков».