Страницанаследие

Художественное наследие старообрядцев Стародубья, Брянская земля

Вклад старообрядцев в развитие художественной
культуры России, Украины и Белоруссии является мало-
исследованным и слабоосвещенным вопросом в историче-
ской и искусствоведческой литературе. Вместе с тем,
крупному духовному центру – Стародубью – при-
надлежит большая роль в сохранении и развитии традици-
онной русской культуры: памятников архитектуры, иконо-
писи, медной художественной пластики, религиозного ши-
тья, рукописной и старопечатной книги, крюкового пения.

В 1970 гг. сотрудники археографических экспеди-
ций МГУ имени Ломоносова вывезли 50 икон из старооб-
рядческих поселений Стародубья и Ветки. Большинство из
них находится в депозитарии Государственной Третьяков-
ской галереи. Среди них имеются подписные и датирован-
ные иконы [4]. Икона: Избранные святые Самон, Гурий,
Флор, Лавр, Авив. XIX в., дерево, темпера, инв. ДР – 872
находится в Храме-музее, при ГТГ (церковь Святого Ни-
колы в Толмачах, пристенный иконостас №1). Кроме это-
го, коллекции памятников старообрядческой живописи
находятся в собраниях Музея Древнерусской культуры и
искусства имени Андрея Рублева (г. Москва), Покровском
соборе при Рогожском кладбище – духовном центре Рус-
ской Православной Старообрядческой церкви (г. Москва),
Брянском областном художественном музее, Ветковском
музее народного творчества (Республика Беларусь).

Иконы передавались по наследству, их завещали и
ими благословляли. В обнаруженном нами архивном до-
кументе «Духовном завещании инокини–схимницы обите-
ли «Княжных» Минодоры (в миру Марии Авраамовны
Лаптевой)», составленном в посаде Клинцы в 1814 г. име-
ется свидетельство, что она передает своим евангельским
сестрам инокиням Александре и Елизавете келью с нахо-
дящимися в ней святыми иконами: «Крест животворящий
в киоте и складни, еще крест медный, богородичные [ико-
ны]; Толгскую, Казанскую, Живоносный источник, Умяг-
чения злых сердец, Всех скорбящих радость, медную по-
злащенную Рудневскую, Огневидную, Усекновения Иоан-
на Крестителя, неокладные; в окладах – Спасителя, Бого-
матери и Чудотворца Николы, да праздники же медные
позлащенные».

Мемуары Тимофея Верховского и Василия Родион-
цева свидетельствуют о наличии на территории Старо-
дубья также местной иконописной традиции [14]. Икона-
ми местного письма украшались как слободские и посад-
ские храмы старообрядцев-поповцев, так и старообрядче-
ские монастыри: Покровский Климовский (мужской), Ка-
занский Климовский девичий, Никольский и Краснобор-
ский Предтечиев, Новопокровский Свяцковский мужской,
Каменский Успенский женский скит, другие. По мнению
Э.К. Гусевой, моленные старообрядцев–беспоповцев име-
ли иконы не местного письма, а были привозными, среди
которых большое место занимали иконы традиционных
центрально-русских иконописных школ.

Старообрядческое население Стародубья предоставляло монахам, вы-
ходцам из Ветки, свои земли для размещения духовных
центров (например, Покровский Климовский, Преобра-
женско-Никольский Клинцовский и Новопокровский
Свяцковский были основаны на землях старообрядческих
поселений Стародубья ветковскими монахами в 1760 гг.).
Во второй половине XVIII вв. в старообрядческих слобо-
дах Стародубья строились храмы и в них устраивалось
общественное богослужение. Объёмные, монументальные
в своей пластике, деревянные церкви старообрядческих
слобод и посадов Стародубья украшались иконами, напи-
санными местными мастерами.

Архивные документы позволяют утверждать, что
старообрядческие монастыри Стародубья были украшены
большим количество икон, о чем свидетельствует «Опись
движимому и недвижимому имуществу беглопоповской
секты Митьковско-Покровского монастыря в Новозыбков-
ском уезде стоящего». Согласно ей, в церкви Покрова Пре-
святой Богородицы находилось 85 икон в «позолоченных»
и серебряных окладах, в большинстве имевших ризы, вы-
шитые из речного жемчуга, цветного стекла и «буса» [33].
В деревянной церкви во имя Архангела Михаила
находилось: 60 икон в позолоченных и серебряных окла-
дах, большая часть из которых имела ризы из жемчуга,
цветного стекла и «буса», 166 икон без окладов, 1 икона
«лепной работы» [34]. Среди них были: «Икона Днепров-
ской Божьей матери в серебряном позолоченном окладе
унизана жемчугом, к ней привешено четыре креста сереб-
ряные из них на одной серебряной цепочке и две на особой
цепочках, да пять ниток жемчугу; икона Тихвинской Бо-
жьей Матери в серебряном позолоченном окладе, унизан-
ная жемчугом, к ней привешен серебряный с простым ка-
меньем крест на шелковой ленте, вынизанной жемчугом»
Не менее красивым и богатым было убранство
церквей Климовского Казанского девичьего монастыря.
Так, в церкви во имя пророка Илии находилось 157 икон
[36]. Среди них наиболее ценными были: «Наместная ико-
на Божья Матерь Казанская в серебряном вызолоченном
окладе, унизанная жемчугом с каменьями, образ Спасителя
в киоте с серебряным окладом, унизанным жемчугом с ка-
меньями, икона Илии Пророка в серебряном вызолочен-
ном окладе».

Старообрядцы допускались к вступлению в иконо-
писные цехи только с разрешения министра внутренних
дел Российской империи, а если иконописец-старообрядец
скрывал свою принадлежность к расколу и добивался при-
нятия в иконописный цех без разрешения министра внут-
ренних дел, то он подвергался штрафу в размере от 25 до
100 рублей [68]. Вместе с тем, иконный промысел был
очень популярен среди жителей Стародубья. В стародуб-
ских поселениях были не только свои иконописцы, но и
медники, переплетчики, мастера золотых и серебряных
дел. Так, в г. Стародубе в 1865 г. живописцев было 39 ма-
стеров, при них 20 рабочих и учеников [69], в посаде
Клинцы – живописцев-мастеров – 7, при них наемных ра-
бочих – 10, из семейства хозяев учеников и рабочих – 10.
Наемные рабочие, находившиеся на продовольствии хозя-
ев, получали жалованье от 96 до 120 рублей в год [70]. Это
позволяет сделать вывод о том, что иконный промысел да-
вал возможность стабильного заработка.
Иконописцы использовали дерево: липовое, осино-
вое или ольховое. Сусальное золото, краски: полукармин,
бакан, светлый бакан, киноварь, белила, ультрамарин, крон
зеленый и желтый, лазурь берлинскую, охру, умбру, поли-
мент, камедь. Выполнение икон требовало весьма дорого-
стоящих материалов: доска готовая для образа стоила от 3
до 50 коп., книжка сусального золота – от 2 до 2 р. 25 коп.,
фунт краски: полукармина – 18 р., светлого бакана – 5р.,
киновари – 2 р., белил – 18 коп., ультрамарина – 90 коп.,
крона зеленого – 80 коп., желтого – 30 коп., лазури бер-
линской – 1 р., охры – 10 коп., умбры – 12 коп., полимента
– 20 коп., камеди – 1р. 20 коп., гвоздей – 20 коп. [71] Кисти
применялись беличьи и барсучьи, а также «зубы медвежьи,
зубы каменные, циркули медные и железные, ножи раз-
личной формы» [72]. Образцы прописей передавались из
поколения в поколение. Мастерские имели образцов на
бумаге – 700 листов [73]. Наиболее чтимые иконы писа-
лись «в период Великого поста с особым тщанием».

Итак, на территории Стародубья мы можем гово-
рить о деятельности 63 иконописцев, чье творчество связа-
но со второй половиной XVIII – началом XX вв. Самый
ранний период их деятельности приходится на начало
XVIII в. Следовательно, иконописцы начинают работать на
территории Стародубья, также как и на территории Ветки,
одновременно. Среди иконописцев Стародубья в основном
мирские жители, населяющие слободы, посады и города.
Несомненно, здесь работали и монастырские иконописцы,
но имена их выявить не удалось. Традиция иконописания в
Стародубье являлась непрерывной. Она сохранялась до 70
гг. XX в., существовала в период оккупации территории
немецко-фашистскими войсками, т.к. именно в 1944 г.
Иконописание способствовало развитию религиозного ши-
тья и вышивки, созданию иконных уборов – риз, окладов,
киотов, что приводило к появлению в старообрядческих
поселениях резчиков, чеканщиков, вышивальщиц. Тради-
ции религиозного шитья и вышивки, чеканки, резьбы по
дереву сохранялись на протяжении XVIII-XX вв. Наиболее
значительное количество иконописцев работало в Злынке,
Клинцах, Новозыбкове.

На территории Стародубья и Ветки до настоящего
времени сохраняется значительное количество памятников
медной художественной пластики, религиозного шитья и
вышивки. Однако атрибуции этих памятников практически
до сих пор не проведено. Выявление памятников медного
литья, религиозного шитья и вышивки, попытка их атри-
буции и уточнение особенностей бытования в старообряд-
ческой среде является одной из первостепенных задач. Ра-
нее исследователи лишь фиксировали наличие памятников
подобного рода в старообрядческих храмах и жилищах
Стародубья и Ветки. Однако должного описания этих ар-
тефактов не проводилось. Коллекциями медной художе-
ственной пластики обладают Брянский областной художе-
ственный музей, Брянский государственный областной
краеведческий музей, Ветковский музей народного творче-
ства. Разрозненные памятники медного литья находятся в
коллекциях Клинцовского краеведческого музея, Ново-
зыбковского краеведческого музея, Климовского краевед-
ческого музея Брянской области. Пополнение коллекций
этих музеев проводилось за счет передачи экспонатов
Управлением внутренних дел Администрации Брянской
области, Брянской таможни, а также собирательской дея-
тельности музеев [74]. Коллекциями религиозного шитья и
вышивки, собранными на территории Стародубья и Ветки,
обладают Археографическая лаборатория МГУ им. Ломо-
носова и Ветковский музей народного творчества. Кроме
того, за последние годы появилось значительное количе-
ство частных коллекций, имеющих в своих собраниях па-
мятники медной художественной пластики и религиозного
шитья и вышивки, происходящих из этого региона. Уни-
чтожение значительного количества артефактов в связи
аварией на Чернобыльской АЭС также затрудняет атрибу-
цию [75]. Разбросанность указанных памятников не дает
возможность тщательного исследования их и выявления
особенностей бытования этих памятников в старообрядче-
ской среде. Необходимость этой работы возникает прежде
всего из практических нужд. В этом нуждаются прежде
всего сотрудники региональных музеев для проведения
более точной атрибуции и уточнения вопроса о возможно-
сти создания на территории Стародубья и Ветки (на уровне
копий) памятников медного литья, которое ранее встреча-
лось здесь повсеместно.
Как известно, старообрядцам принадлежала боль-
шая роль в сохранении традиций и бережное отношение к
памятникам древности, в особенности к медным образам и
крестам. Историк М.И. Лилеев отмечал, что «старообряд-
цы не признавали икон официальной православной церкви,
отдавали предпочтение меднолитым образам»

Архивные источники подтверждают факт наличия
меднолитых икон – крестов – распятий, складней, образ-
ков, икон с медными створами, врезанными в деревянную
основу – в убранстве старообрядческих храмов Стародубья
и Ветки. Такие предметы старообрядческого культа нахо-
дились в церкви во имя пророка Илии и церкви во имя Ка-
занской Божьей Матери в Климовском Казанском деви-
чьем монастыре.

Древняя техника шитья в прикреп сохранялась в
жемчужных и бисерных окладах. На иконах Ветки и Ста-
родубья риза постепенно «эволюционировала» и превра-
щалась в оклад, полностью закрывающий иконную доску.
Это наглядно подтверждают памятники старообрядческой
живописи к XVIII-XIX вв. в собрании Ветковского музея
народного творчества, храмовые иконы гг. Злынки, Клин-
цы, районного центра Климово. Создавая ризы на иконы,
ветковские и стародубские вышивальщицы использовали
традиционные русские орнаменты в виде веток с цветами,
а также ажурные сетки геометрических узоров, тонко со-
четающиеся с формой вещи.
Особенно излюбленным орнаментальным мотивом
был библейский первоцвет – крин, который наиболее часто
применялся на ризах богородичных икон [91]. Шили, либо
накладывая низки с бусами близко друг к другу, что созда-
вало плотную, выпуклую поверхность [92], либо нашивали
ажурным узором, сквозь который просвечивали фольга,
шелк, блестки [93]. Как показывают архивные материалы,
приведенные выше, ризы выполнялись в XVIII – первой
половине XIX вв. из речного жемчуга, перламутра, цветно-
го стекла. Позже, во второй половине XIX в. речной жем-
чуг был вытеснен более дешевым бисером и стеклярусом
[94]. (Шитье жемчугом, перламутром, бисером и стекляру-
сом близки друг к другу по приемам работы). Монастыр-
ские и скитские вышивальщицы работали не только над
созданием риз и окладов на иконы, но и над выполнением
облачений, пелен, воздухов, сударей, покровов [95]. Опро-
сы местного населения подтверждают вышесказанное, что
наряду с иконописцами в Стародубье и Ветке было много
вышивальщиц, что рядом с иконописью существовала
«живопись иглой».

Памятники художественного наследия русского ста-
рообрядчества на территории Стародубья нужда-
ются в комплексном характере консервации, создании на
их территории исторической охранной зоны, а также ре-
ставрации

М.В. Кочергина, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин, НОУ «Брянский открытый институт управления и бизнеса»
Художественное наследие старообрядцев Стародубья и Ветки: проблемы сохранения, атрибуции и реставрации (вторая половина XIII – начало XX вв.)