Страницанародное

   НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БРЯНЩИНЫ (1897-1977 годы)

Историческая справка

 ПО ПЕРЕПИСИ 1897 года на тысячу населения нашей страны приходился один человек с высшим образованием, среди женщин—одна на десять тысяч человек. Из общего числа имевших высшее образование только 4,6 процента приходилось на крестьянство.

 По переписи 1897 года, на территории нашей области (в нынешних границах) из 1257153 жителей неграмотных было 1060523 человека, или 84,4 процента. Процент неграмотных женщин был еще выше—92,4.

 Во всех школах Брянщины в то время училось только 74500 детей школьного возраста. Основная масса тех, кому представлялась счастливая возможность учиться, посещала всего лишь начальную школу. При этом надо иметь в виду, что среди обучающихся были в основном дети помещиков, духовенства и других богатых сословий. Сынам и дочерям трудового народа школа была почти недоступна. В Севском уезде, к примеру, начальные школы посещало только 1417 детей крестьян, из них девочек — всего 38.

 В 1882 году в Суражском уезде, в состав которого входила и территория нынешнего Красногорского района, проживало 126134 крестьянина. Грамотных же насчитывалось 2452 мужчины и 53 женщины. В Поповогорской (ныне Красная Гора) волости среди 15309 жителей грамотных мужчин было 283, женщин — 14.

 Еще более недоступной для детей трудящихся была средняя школа.  По данным переписи 1897 г., в этих школах занималось только 2470 брянцев, причем большинство из них — 2106 — проживало в городах. В Севском уезде только два выходца из крестьян занимались в средней школе.

 В высших же учебных заведениях из брянцев обучалось только 506 человек.

 По данным 1913 года, положение с народным образованием на Брянщине почти не изменилось. На начало 1914 —1915 учебного года на территории области было 1588 школ, из них начальных — 1547, семилетних — 24 и средних — 17. Обучалось в них 132302 учащихся. Во всех школах работало 3400 учителей и воспитателей.

 В дореволюционной России около трех четвертей взрослого населения было неграмотным. Высшее и среднее специальное образование имели лишь около 290 тысяч человек.

 ЗАДАЧА ПЕРВОСТЕПЕННАЯ

 Важнейшей задачей молодого Советского государства была прежде всего ликвидация неграмотности. Уже в первые годы социалистического строительства предстояло научить миллионы людей читать и писать, ибо без этого невозможно было решить задачи политического просвещения трудящихся. «Безграмотный человек стоит вне политики, его сначала надо научить азбуке».  (В. И. Ленин. Полн. собр. соч. т. 44. с. 174)

 ЗА ДВАДЦАТЬ довоенных лет (1921 — 1940 гг.) обучено примерно 60 млн. неграмотных. Перепись населения 1959 г. показала, что уже тогда неграмотность у нас практически была ликвидирована.

 За годы Советской власти в стране расширилась сеть общеобразовательных школ, увеличилась численность учащихся в них.

 В «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы», принятых XXV съездом КПСС, подчеркивается необходимость развивать и совершенствовать всеобщее среднее образование, повышать уровень учебно-воспитательной работы в средней школе, больше уделять внимания трудовому воспитанию учащихся, профессиональной ориентации молодежи, ее этическому и эстетическому воспитанию. Перед высшей школой ставится задача поднять уровень профессиональной, идейно-политической подготовки специалистов в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, интересами коммунистического строительства.

 Советская система народного образования вступила в новый этап развития, который определяется потребностями зрелого социализма. В соответствии с указаниями В.И. Ленина основой этой системы является советская единая, трудовая, политехническая школа.

 Крупными успехами в народном просвещении ознаменовалась девятая пятилетка. Был завершен в основном переход ко всеобщему среднему образованию. Выступая на XXV съезде КПСС, министр просвещения СССР М.А. Прокофьев сказал: «Ныне русский и азербайджанец, казах и украинец, киргиз и белорус, латыш и туркмен — все нации и народности нашей Родины получают высокий и примерно одинаковый уровень образования. Молодые люди, проживающие в городе и на селе, дети рабочих, колхозников и интеллигенции в преобладающем большинстве входят в жизнь вооруженные основами наук в объеме полной средней школы».

 В 1976 году восьмилетнюю школу окончили 5,2 миллиона человек, из них свыше 97 процентов продолжают обучение в средней школе, а также в других учебных заведениях, дающих среднее образование. За девятую пятилетку аттестат зрелости получили 19 миллионов человек. Это больше, чем за весь довоенный период Советской власти. Среднее образование становится неотъемлемой чертой советского образа жизни.

 А НАЧИНАЛОСЬ ВОТ ТАК

 НЕСМОТРЯ на огромные трудности, испытываемые  советскими людьми, уже в годы гражданской войны по всей стране, в том числе и на Брянщине, развернулась титаническая работа по ликвидации неграмотности. В 1920 году ассигнования на народное образование в два раза превысили сумму, выделявшуюся на эти цели в 1914 году. С 21,7 процента от общего губернского бюджета в 1923—1924 учебном году ассигнования  на народное образование выросли до 34,7  в 1927—1928 учебном году.

 Большая работа была проведена в связи с введением в стране начального всеобуча. Уже осенью 1930 года число учащихся в начальных школах Брянщины возросло по сравнению с 1929 годом почти на треть, охват детей 8—11-летнего возраста школой составил около 97 процентов.

 Бурными темпами развивалось народное образование в годы предвоенных пятилеток. С 1929 по 1940 год на Брянщине было построено за счет государственных капитальных вложений 165 школьных зданий на 28840 ученических мест.

 В 1940—1941 учебном году в нашем крае работало 1811 школ, в том числе 486 семилетних и 149 средних. В них обучалось 380 тысяч детей. В школах работало 11700 учителей.

 В канун Великой Отечественной войны на Врянщине в основном была ликвидирована неграмотность населения, было осуществлено всеобщее начальное образование и начался переход ко всеобщему семилетнему. Расширилось среднее.

 Фашистские оккупанты разрушили и сожгли большинство школ. Уже в 1945 году была открыта 1701 школа, в детских домах воспитывалось более 15 тысяч детей-сирот, родители которых погибли на фронтах и в партизанских отрядах.

 Приступили к занятиям все три вуза и 22 средних специальных учебных заведения, два ремесленных училища и 12 школ ФЗО.

 В первый год послевоенной пятилетки школьная сеть области была в основном восстановлена в пределах, необходимых для осуществления всеобуча. Появилась возможность ввести, начиная уже с сентября 1949 года, всеобщее обязательное семилетнее обучение. Большое внимание уделялось укреплению учебно-материальной базы школ и учебных заведений в годы четвертой пятилетки. За годы пятилетки было построено 384 школьных здания более чем на 47 тысяч ученических мест.

 В декабре 1958 года сессия Верховного Совета СССР приняла Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР». По новому Закону вместо семилетнего было введено всеобщее обязательное восьмилетнее образование.

 В 1960—1961 учебном году в области работало 1915 школ, в которых обучалось 275400 учащихся. С ними работало 16600 учителей.

 В ноябре 1966 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы», в котором в соответствии с Программой партии и решениями ХХIII съезда КПСС были четко определены очередные задачи советской системы народного образования.

 Учитывая, что восьмилетний всеобуч является базой для получения общего среднего образования, его осуществление находилось в центре внимания. Если в 1965 году от числа учащихся, поступивших в первый класс, окончило восемь классов 86,5 процента, то в 1976 году уже 99,2 процента.

 Изменилась и сеть школ. Росло число средних школ и сокращались начальные и малокомплектные восьмилетние школы, в которых трудно было обеспечить осуществление современных требований к образованию и воспитанию учащихся. В 1976 году в области работало 357 средних общеобразовательных школ, в том числе 217 на селе.

 Возросло число выпускников средних школ. Если в 1965 году средние общеобразовательные школы окончило 5192 юношей и девушек, то в 1976 году уже 20555 человек, а всего среднее образование получили 33 146 человек, или в полтора раза больше, чем в 1971 году.

 В 1976—1977 учебном году в школах и учебных заведениях, дающих среднее образование, продолжало учебу 98,8 процента юношей и девушек от числа окончивших восемь классов.

 За годы восьмой и девятой пятилеток в школах области проведена большая работа по организации групп с продленным днем. Так, если в 1955 году в них насчитывался 7821 учащийся, то в 1976 году более 50 тысяч учащихся, до 12504 человек возросло число учащихся, проживающих в пришкольных интернатах, в 1970 году в них проживало 7600 учащихся.

 Широкое развитие получило школьное строительство. Только за годы девятой пятилетки (1971 —1975 годы) в области введено в эксплуатацию новых школьных зданий на 45745 ученических мест.

 В 36 профтехучилищах обучаются более 21 тысячи учащихся, в том числе более 10 тысяч в средних профтехучилищах.

 До революции на Брянщине не было ни одного высшего учебного заведения.

 В январе 1930 года партия и правительство приняли постановление «О подготовке технических кадров для народного хозяйства Союза ССР». Госплану СССР и правительствам республик предлагалось провести в жизнь ряд мероприятий, направленных на ускоренную подготовку специалистов высшей и средней квалификации.

 В 1930—1931 годах на Брянщине открываются Бежицкий машиностроительный, Брянский лесохозяйственный и Новозыбковский педагогический институты.

 Если в 1940 году специалистов с высшим образованием было выпущено 638 человек, то в 1968 году их число составило более 1200 человек. За десять лет (1966—1975 годы) брянские институты подготовили и выпустили для народного хозяйства 17 тысяч высококвалифицированных специалистов.

 Сейчас в областном центре Брянска работают пять высших учебных заведений: институт транспортного машиностроения, технологический институт, педагогический институт имени академика Петровского. С сентября 1976 года начал свои первые занятия Брянский филиал Московского гидромелиоративного института. Работает также филиал Всесоюзного заочного финансово-экономического института.

 Более 17 тысяч студентов обучаются по  28 специальностям.

 В Брянской области работают три опытные сельскохозяйственные станции.

 На кафедрах институтов, в опытных научных станциях успешно трудятся 1 академик, 20 докторов наук и профессоров, 465 кандидатов наук и доцентов, ряд старших научных сотрудников.

 В 1975 году во всех отраслях народного хозяйства области работало 116729 специалистов, в том числе с высшим образованием 39337 человек. В колхозах и совхозах области насчитывалось 7266 специалистов с высшим и средним специальным образованием.

 По данным Всесоюзной переписи населения 1939 года, в области в основном была ликвидирована неграмотность как городского, так и сельского населения. А с 1939 по 1959 год (когда проводилась очередная Всесоюзная перепись населения) численность населения со средним и неполным средним образованием увеличилась в городах в 3,2 раза и в сельской местности — в 3,1 раза.

 Более разительные перемены произошли между переписями 1959 и 1970 годов. За 11 лет, прошедших между переписями, число лиц, имеющих высшее и среднее образование, в городской местности увеличилось на 30 процентов, а в сельской — на 60 процентов.

 Как и предвидел В.И. Ленин, подъем обшего культурного уровня масс создал ту здоровую почву, из которой растут мощные, неисчерпаемые силы искусства, науки, техники.

 ЦИФРЫ И ФАКТЫ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ

 СОВЕТСКИЕ люди не  платят за  обучение, но из общественных фондов потребления ежегодно расходуется: на обучение одного студента в вузе около 1000 рублей,  на одного учащегося техникума — до 600 рублей, на одного школьника около 150 рублей.

 Для сравнения укажем, что в США бесплатно только начальное образование, стоимость высшего и среднего специального образования очень высока. За один год обучения в государственных колледжах в 1947 году приходилось платить 960 долларов, а через десять лет, в 1957 году, уже 1260 долларов. В настоящее время стоимость за обучение в колледже составляет около 4000 долларов.

 Сегодня каждый третий житель нашей страны учится, 126,1 миллиона человек имеют высшее и среднее (полное и неполное) образование. У нас 162 тысячи общеобразовательных школ и средних профессионально-технических училищ, в которых обучается 48 миллионов человек, преподавание ведут почти три миллиона учителей. В стране 4,3 тысячи техникумов и других средних специальных учебных заведений. За 1918—1976 годы они подготовили 21,5 миллиона специалистов. В вузах страны учится студентов больше, чем в вузах всех капиталистических стран Европы, вместе взятых. В 1976 году по сравнению с 1914 годом выпуск специалистов с высшим образованием увеличился в шестьдесят раз.