Страницаначало

ПРАВОСЛАВИЕ НА БРЯНСКОЙ ЗЕМЛЕ: церковная археология и история Брянской митрополии РПЦ

" Геннадий Петрович ПОЛЯКОВ "

 

Термин «Православие» является буквальным переводом на русский греческого слова «Ортодоксия» («орто - «правильное» и «доксия» - «ел; что и означает «православие», т.е. как правильно славить Бога. Это слове менялось уже во II в. н.э., когда происходил процесс становления христиа! Церкви. В те времена называя себя ортодоксальными (православными) стиане подчеркивали правильность своей веры, точное соблюдение у1 Христа и апостольских традиций, свое единство.

По прошествии времени единство верующих христиан нарушалое смотря на то, что все важнейшие вопросы Церкви решались на Вселе] Соборах. Это специальные съезды всех епископов христианской Церкв! постановления были обязательными для всех верующих во Христа. Но mi христиане со временем перестали выполнять соборные решения из-за стологических споров IV-V вв., отзвуки которых будут сохраняться еще i тысячелетие.

Предметом этих споров стало понимание сущности Символа Веры имоотношения ипостасей Святой Троицы: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога Святого. Часть христиан признавала их полное отождествление, что ло бессмысленным и само понятие - Троица, поэтому это учение, назв; «монархианством», было осуждено как ересь. Другой крайностью, ч обессмысливающей понятие Троицы, стало учение патриарха Констан польского Нестория (V в.) - отрицалось богочеловеческая природа Хри Бог-Сын считался только человеком. Нестория осудили как еретика, н учение («несторианство») получит широкое распространение в Азии (в ности, у степных народов, ведущих кочевой образ жизни), а в Испании i эта ересь приняла и более радикальные формы: «адопциане» не считал* ста Сыном Божиим, а лишь усыновленным.

Самый ожесточенный спор разразился в начале IV в. Основными нентами стали Афанасий Великий (295-373) и священник Арий (256-Афанасий Великий полагал, что Символ Веры - это великое божественн инство, потому «единосущность» Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Свят Святой Троице должно приниматься на веру без попыток рационально мысления. Арий оспорил это мнение и стал искать как раз рационально! кование Святой Троицы в духе поздней эллинистической философии, мясь определить соподчиненность Бога-Отца и Бога-Сына. Арий утвер что Бог-Сын не «единосущен» Богу-Отцу, а «подобосущен» Ему. Кроме Арий отрицал и «безначальность» Бога-Сына, т.е. существование Его в Боге-Отце до Своего рождения.

На Никейском соборе (325 г.) Ария осудили как еретика и выслали с нек горыми его приверженцами в Иллирию. Но борьба между «арианами» и «аф засьевцами» будет продолжаться с переменным успехом весь IV в. и пород! эазные промежуточные Символы Веры. Только в 381 г. последует окончател we осуждение арианства на Константинопольском (Царьградском) собор 3 утвержденном на этом соборе Никео-Царьградском Символе Веры Трои! физнается «единосущной», но при этом было установлено, что Дух Свято южет исходить только от Бога-Отца.

«Первый Никейский собор» Картина В. И. Сурикова

Позднее именно пункт об исхождении Духа Святого станет главным догическим расхождением между Западом и Востоком, между Православной Симско-католической Церквями. В 787 г. император Карл Великий предъ-л Риму своеобразный ультиматум, требуя прежде всего дополнения к Сим-у Веры - введения в него пункта о том, что Дух Святой исходит не только юга-Отца, но «и от Сына» (на латыни выражение «и от Сына» звучит как лиокве»).

Русский крест-тельник, перелитый по створке византийского креста-энколпиона (складня). X век

Отличительной особенностью Русской Православной Церкви (далее РПЦ вляется то, что она со времени первых семи Вселенских соборов не добавил и одного догмата к своему вероучению, в отличие от католической Церкви не отказалась ни от одного из них, как это имело место в протестантизме менно это Православная Церковь считает одной из главных своих заслу] зидетельствующих о верности первоначальному христианству.

Католическая Церковь давно перешла с латыни на национальные языке наша Церковь до сих пор продолжает вести службы на церковно-славянско)\ зыке. Кроме того, РПЦ до сих пор использует юлианский календарь, из-з; ?го основные религиозные праздники в христианской среде, использующж шгорианский календарь, не совпадают.

Православию также чужд теологический рационализм католицизма. Ис 1на в Православном учении дается человеку как «Благодать»; она пережива хя не столько разумом, сколько сердцем.

Истории Православия в целом и истории РПЦ, в частности, посвящено не-то исторических работ, как научно-исследовательских, так и научно-попу-[рных, энциклопедических, справочно-описательных, а также тысячи публи-ций в периодической печати. Они написаны как светскими, так и церковными торами. Актуальность исследования истории РПЦ и в наши дни обусловлена преходящей ролью Православной Церкви в истории России, многовековыми адициями, тесно связанными с Православием, становлением новых подхо-в к осмыслению духовной жизни России и роли духовенства в ней.

В современных условиях возрастает интерес историков к РПЦ, ее месте в они народа, ее роли в социально-политической истории страны, в формиро-нии русской духовности и русской национальной культуры. В сфере внима-я исследователей все чаще находится Православие как важный историче-лй фактор в жизни населения России. Попытки объяснить государственную, щественную и культурную историю нашего Отечества без учета феномена авославия не могут принести должных результатов. На протяжении долго-времени история государства Российского, история народа были неотдели-[ от истории РПЦ.

Таким образом, перед нами многовековой образец тех жизненных ре который соответствует культурно-историческому понятию «край», «ре или же, что вернее, древнему термину древнерусских летописей - «зе Конечно, границы Брянской земли во времени и пространстве то совп; с современными, то, что чаще, отличаются от них, но она - историческ] жившееся культурное целое, пронизанное не только административ! территориальными, экономическими, политическими, но и человечески конечно же, духовно-религиозными связями.

Виктор Васнецов "Крещение Руси"

Брянская земля являлась и является исконной и неотъемлемой часты вятой Руси. На скрижалях ее светской (гражданской) и церковной истори апечатлено множество памятных событий, имен и дат, имеющих значение н олько для ее прошлого, но и для истории всей Русской Православной Церкв Русского государства и народа. Именно такие древние и славные земли, ка рянская, и составляют основу нашей богатейшей национальной культуры ] сторического самосознания.

История христианства на Брянской земле ведет свой отчет, судя по дан ым археологии, еще с 60-х - 70-х гг. X столетия. Останки первых христиан эгребенных в ней в это время, обнаружены при раскопках средневековой экрополя у с. Кветунь Трубчевского района.

Вскоре после Крещения Руси в 992 г. наша земля была включена в соста! эрниговской епархии Русской Православной Церкви. В первой трети XII в веро-западная часть Брянской земли была присоединена к Смоленском) шжеству. В 1136 г. князь Ростислав Мстиславович, желая возвысить свое шжество, учредил в Смоленске архиерейскую кафедру (до этого Смоленская мля подчинялась в церковном отношении епископу Переяславльскому, ка-;дра которого находилась в Переяславле Южном). Около четверти террито-[и Брянской земли (современные Рогнединскии, Суражский, большая часть 'бровского, Клетнянского, Мглинского и Унечского районов Брянской обла-и) с тех пор и на протяжении столетий оказалась в церковной юрисдикции юленской епархии.

Вследствие монголо-татарского нашествия на Чернигово-Северскую зем-), последовавшего в 1238-1239 гг„ уничтожение Чернигова и Новгорода-Се-рского как ее главных административно-политических городских центров, енение черниговского епископа Порфирия в Глухове и последующего его зобождения, Брянск (Дебрянск) становится ее политическим и духовным ятром. Город отстраивается на новом месте (Покровской и Петровской го-с), здесь располагается великокняжеский черниговский стол и кафедра «копа, вскоре принявшего титул «Черниговского и Дебрянского».

До второй половины 90-х гг. XIV в. великое княжество Черниговское и энское сохраняло свою политическую самостоятельность, а Чернигово-шская епархия - юрисдикцию митрополита Киевского и всея Руси (после )9 г. его резиденция находилась во Владимире, а затем в Москве). После по-1И Брянской землей независимости и включения ее в состав великого кня-:тва Литовского Чернигово-Брянская епархия, как и другие юго-западные рхии Руси, оказалась за пределами Русской (Московской) митрополии. Су-гтвование общерусской митрополии в двух различных государствах - Ве-:ом княжестве Московском и Великом княжестве Литовском, не могло не решиться ее разделением.

1 апреля 1920 г., в связи с учреждением Брянской губернии РСФСР, был бразована Брянская и Севская епархия Московского Патриархата. Впосле/: гвии территория епархии изменялась в соответствии с изменениями грани: рянской губернии, к которой в 1923 г. был присоединен Почепский уезд, а 927 г. - Новозыбковский, Клинцовский и Стародубскии уезды. Вышеназван ые уезды располагали благочиниями Черниговской епархии, вошедшими i рянскую. Епархия имела викарных епископов в Новозыбкове (1922-1924 гг. Стародубе (1923-1925 гг.)

В 1923-1937 гг. существовали и обновленческие Брянская и Клинцовска^ гархии.

Брянская и Севская епархия Московского Патриархата просуществовала :роятно, в 30-е гг. как викарная, когда Брянская земля в ходе очередной ад янистративно-территориальной реформы была включена в состав Орлов­ой области. Видимо, в 1937-1941 гг. Брянская епархия была присоединен Орловской.

Во время немецкой оккупации в 1942-1943 гг. территория Брянской зем-[ была включена в Смоленскую и Брянскую епархию Белорусской Право-авной Церкви. Формально Брянская земля, как и Смоленская область, были цистским руководством в административном отношении присоединена к купированной ими Белоруссии (рейхкомиссариат «Остланд»), где начала йствовать Белорусская Православная Церковь. На деле оккупационную ад-[нистрацию здесь представляли военные, и религиозная жизнь на Брянской мле развивалась самостоятельно до марта 1942 г., когда на Соборе еписко-в Белорусской Православной Церкви в составе последней была учреждена оленская и Брянская епархия.

Старообрядчество - религиозное движение, ныне представленное не->лькими религиозными объединениями, возникшее в результате раскола Ц в середине XVII в., когда многие православные отказались признать цер-:ную реформу патриарха Никона. Противники «нового» обряда были про-[ты на Поместном Соборе РПЦ 1666-1667 гг. и преданы суду светских вла-й. Будучи, таким образом, извергнуты официальной Церковью, они тем не гее продолжали и продолжают считать себя «истинными православными» ычное название - «древлеправославные».

На Брянской земле старооб впервые поселились в 1669 г. в окр стях стародубского села Понуровк были старообрядцы, которые при ли институт священников, так на; мые «поповцы». После восстановл< них в 1846 г. церковной иерархии в стыре в Белой Кринице (Западная I на, в то время - часть Австро-Венге империи), брянские «белокрини старообрядцы в 1859 г. были вкли в Новозыбковскую епархию (во в половине XX в. - Клинцовско-Нов ковская). С 1988 г. это старообрядобъединение получило наимено «Митрополия Московская и всея Русской Православной Старооб{ ской Церкви».

М. Боткин. «Старовер» (1877)            

В 1923 г. эти «беглопоповцы» сумели установить свою самостояте; иерархию и поэтому название «беглопоповцы» стало историческим ан низмом. Это объединение стало называться «Древлеправославной Церко Кафедра древлеправославных архиепископов последовательно находи; Саратове, Москве, Куйбышеве, а с 1963 г. по 2002 г. в Новозыбкове. Пре ятель архиепископ Новозыбковский, Московский и Всея Руси Александ) линии) на соборе Древлеправославной Церкви 3 марта 2002 г. был воз! в сан Партриарха. С этого времени кафедра Древлеправославного Патр Московского и всея Руси и его резиденция были перенесены в Москву, а возыбкове осталась его вторая кафедра и Высшее Духовное училище.

Старообрядцы-«поповцы» на Брянской земле немногочисленны: к , леправославной Патриархии Московской (ДПМ) относятся шесть общ: Новозыбкове, Злынке и Климово), к «белокриницкой» Русской Право ной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) - три общины (Клинцы, Новозыбков,  Климово).

Изучение истории Православия на Брянской земле можно разделить н эй этапа - дореволюционный, советский и постсоветский. Речь идет, конеч э же, о местной, провинциальной отечественной историографии, хотя цер )вной истории нашей земли всегда уделялось немало внимания. В обобща щих работах выдающихся светских и церковных историков В.Н. Татищева М. Карамзина, СМ. Соловьева, В.О. Ключевского, Б.А. Рыбакова, Я.Н. Щапова Г. Скрынникова, митрополита Макария (Булгакова), профессоров духовны> адемий Е.Е. Голубинского, П.В. Знаменского, А.П. Доброклонского, А.В. Кар-шева, доктора церковной истории протоиерея Владислава Цыпина.

Первые археологические раскопки остатков домонгольского храма конца [ - начала XIII вв. на Брянской земле были проведены в селе Вщиж Брянского зда в начале 40-х XIX в. местной помещицей Верой Михайловной Зиновье-й-Фоминой и ее мужем.

Николай Иванович Петров

С 1907 г. зародилась традиция разработки исторических очерков ог ных храмов. Протоиерей Брянского собора Владимир Попов опубликс этом году брошюру «Брянский Покровский собор. Историко-археологи* исследование протоиерея В. Попова». Двумя годами ранее магистр богос преподаватель Орловской Духовной семинарии, позднее - профессор ( Петербургской Духовной академии, Иван Евсеевич Евсеев (1868-192 издал добротный научный каталог «Описание рукописей, хранящихся ловских древлехранилищах», в котором уделил немало внимания руко Брянского Свенского Успенского монастыря.

Фундаментальным источником по истории храмов, монастырей и венства Брянской земли с 1628 по 1846 гг. стали три книги, опубликов; выпускником Вифанской Духовной семинарии, московским священнико риилом Холмогоровым (1842-1924 гг.), переизданные в 2010 г. издатель «Белобережье» под названием «Материалы для истории церквей Бряг края». Это - «Севской десятины жилые данные церкви» (1904 г.), «Бря десятины жилые данные церкви» (1905 г.) и «Материалы для истории вей Курской, Харьковской, Орловской, Черниговской и Воронежской i ний, городов и станиц Донской области» (1913 г.), где опубликованы дг по Карачевской и Трубчевской десятинам.

Много внимания истории Православия на юго-западе Брянской земл деляет коллективный труд «Картины церковной жизни Черниговской enaj :ии из девятивековой ее истории» (1911 г.),

В конце XIX - начале XX вв. в Российской империи организуются и начин; эт активно функционировать Церковно-археологические общества, занима! шеся в основном изучением истории РПЦ, памятников древней письменнс ти, иконописи, прикладного искусства, церковной археологии. Как правил! акие общества действовали в губернских городах, в частности в Орле. Член] |рловского церковного историко-археологического общества (1905-198 гг. реобразованного из церковно-археологического комитета, действовавшег 1900 г., активно исследовали восток Брянской земли и результаты своих нг чных изысканий публиковали на страницах «Сборника Орловского церкоь ого историко-археологического общества», вышедшего в Орле в трех тома 1905-1907 гг.) Здесь опубликованы материалы по истории храмов и монэ гырей, даются сведения о ныне утраченных рукописях и книгах из древле* анилищ, описаны не сохранившиеся до сегодняшнего времени иконы, поме (ены исследования по старообрядчеству...

В уездном Брянске церковно-археологическая комиссия как отделение рловского церковного историко-археологического общества была образо эна в начале 1906 г. под председательством протоиерея Владимира Попова эмиссия открыла в 1906 г. Брянский историко-археологический музей, ко эрый плодотворно проработал шесть лет в помещении Брянского собора и j 912 г. пополнил фонды Орловского Музея церковных древностей.

Одной из последних книг, опубликованных на первом этапе изучение :тории Православия на Брянской земле, стала «Черниговская епархия) .913 г.) - популярная работа для верующих.

Итак, в целом дореволюционная историография Православия на Брян ;ой земле достаточно обширна. Историками и краеведами были накоплень акты и проведены вполне успешные попытки их систематизации («Исторш эловской епархии» и «Картины церковной жизни Черниговской епархии»).

Советская историография (второй этап) интересующей нас темы ми-шальна. После Октябрьского переворота 1917 г. история РПЦ вообще и нг )янской земле в частности, за редким исключением, выпала из поля зрения следователей. В историографии 1920-1930-х гг. РПЦ рассматривалась толь-i в качестве послушного инструмента классовой политики самодержавия 1учные разработки по данной проблеме или вовсе не велись, или носили от-шочный, фрагментарный характер, как правило, с критическим уклоном, боты этого периода идеологизированы, проникнуты духом атеистической юпаганды. В них видно резко отрицательное отношение к Церкви. Позиция ветских историков вполне понятна и объясняется существующей тогда в СР марксистско-ленинской идеологией.

В 1960-1980 гг. отдельные факты по истории Православия на Бря земле приводились либо в книгах В.В. Теличко («Севск», 1964), В.А. П («Трубчевск», 1975), С.С. и М.С. Дозорцевых («Брянск», 1986), посвящ< истории брянских городов, либо в работах архитекторов М. Цапенко ( ля Брянская», 1972) и В.Н. Городкова («Архитектурные образы Брянщ 1990) приводились описания многих брянских храмов и монастырей. С ет также отметить книгу В.Ф. Миловидова «Современное старообрядче (1979 г.), в которой был помещен краткий очерк по истории брянских с обрядцев. Завершает советский период публикация брошюры «Свенски настырь. Памятники Брянщины» (1991 г.), где было приведено много i данных как по истории монастыря, так и о его культурных ценностях и п никах архитектуры.

В целом история РПЦ в Брянском регионе в советский период носи, гативную окраску и только в конце 80-х гг. XX в., когда качественно из) лись отношения между государством и Церковью, стали появляться пуб ции, взвешенно оценивающие историю Русского Православия.

Третий, постсоветский этап изучения интересующей нас темы связа! менением политических ориентиров в России. Это актуализировало изу истории Православия на Брянской земле. Публикации по данной тематш явились в первой половине 1990-х гг. и представлены именами Н. Ерма В.П. Алексеева, В.В. Крашенинникова, З.П. Коваленко, СП. Кизимовой, Е. вой, М.В. Кочергиной, Г.П. Полякова, A.M. Афонькиной, Р.И. Перекрестова, А коловой, B.C. Захарова и др.

Большую роль в привлечении исследователей к нашей тематике а ли научные, церковно-исторические и историко-краеведческие конфере] Первая из них, церковно-историческая, состоялась в 1992 г. в г. Черниг благословения архиепископа Черниговского и Нежинского Антония и посвящена 1000-летию Черниговской епархии. Вторая была проведена б даря инициативе и материальной поддержке митрополита Чернигове^ Нежинского Антония в 1996 г. в честь 750-летия мученической кончин] ликого князя Черниговского Михаила Святого и боярина его Федора. В бликованных докладах и сообщениях, прозвучавших на этих конферен приводилось много интересных и ценных данных по истории Православ: нашей земле. В то же время по инициативе В.В. Крашенинникова зарожд; традиция проведения областных и районных историко-краеведческих кс ренций на территории Брянской области, материалы которых издавал] серии «Страницы истории Брянского края».

С 2006 г. по инициативе и на базе Брянской областной научной библиотб и проводятся научно-практические краеведческие конференции, материал! оторых, в том числе и по церковно-исторической тематике, опубликованы рех выпусках сборников.

Уделялось внимание истории Православия в масштабах границ современ ой Брянской области и в серии учебных пособий под названием «Истории рянского края», опубликованных в 1999-2012 гг.

Данная проблематика регулярно привлекает и СМИ нашего субъекта Р4 эичем в этом направлении следует выделить «Брянскую учительскую газе т» (с 2003 г.) и, конечно же, «Брянские Епархиальные ведомости» (с 1999 г.) брянский Православный календарь» (с 2005 г.), «Брянский Монастырские ;стник» (с 2007 г.) и «Брянск Православный», где постоянно помещаются гбликации, посвященные отдельным вопросам истории РПЦ на Брянской мле.

Особо следует отметить основательные и содержательные труды церков-.IX историков Брянской епархии - протоиерея Александра (Слюнкина) и мо-хини Сергии (Ежиковой).

Важной вехой в деле систематизации и обобщения накопленного исто-ческого материала стала «Краткая история Брянской Епархии», изданная янским Епархиальным управлением в 2009 г. Это был «первый опыт созда-я истории Брянской Епархии. Ему предшествовала большая научно-иссле-вательская, библиографическая и архивная работа».

Таким образом, можно констатировать, что в конце XX - начале XXI столе-й внимание брянских исследователей привлекают направления, связанные зучением истории РПЦ на Брянской земле. Появились книги, брошюры и эликации по данной тематике в местной печати. Это краткая общая работа ^следования, посвященные отдельным вопросам истории Православия в энском регионе.

Наш краткий историографический обзор показывает, что на разных эта-: развития отечественной исторической науки история РПЦ на Брянской гле неоднократно становилась предметом изучения. Дореволюционные оры собрали большой фактологический материал, а также обозначили т проблем, связанных с его изучением. Г.М. Пясецким был создан первый итальный обобщающий труд по истории Орловской епархии с древнейших мен до 1820 г., включивший огромный фактический материал по северу и току Брянской земли. Советская историография, в силу господствовавшей истической идеологии, не внесла существенного вклада в изучение про-м, связанных с историей РПЦ в Брянском регионе.

Данное пособие представляет собой первый опыт изложения ис Православия на Брянской земле с древнейших времен до наших дне] ществленный в жанре учебной литературы. Ему предшествовала мно няя работа автора и три десятка опубликованных научно-исследовате; и научно-популярных работ по вышеназванной теме.

Базой для этого пособия послужил специальный курс «История Бря епархии», прочитанный на факультете истории и международных othoi Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петро] и читаемый ныне в Брянском Духовном училище.

Автор надеется, что этот скромный вклад в дело заполнения обра шегося вакуума в данном направлении духовного краеведения Брянско ли будет полезен как педагогам, так и учащимся. Он убежден, что поел! благодаря знакомству с историей Православия в благочиниях Брянске трополии, приобретут новые знания по истории Русской Православной ви и нашего Отечества.

 

1025-летию Крещения Руси посвящается

Книга печатается по благословению митрополита Брянского и Севского Александра

Рекомендована к изданию Департаментом образования и науки Правительства Брянской области

Руководитель проекта - доктор исторических наук, профессор В.Ф. Блохин