Начало распространения христианства в Брянском крае
Князь Владимир выбирает веру. Памятник в Киеве.
С ликвидацией автономии славянских племен начала складываться структура единого государства с единой династией Рюриковичей во главе с князем и господствующим слоем военно-служилой знати (дружина киевского князя и дружины его родственников-вассалов). Вера предков -язычество - имела местный характер, отличалась в разных местах, а потому подталкивала славян к сепаратизму и не способствовала укреплению вертикали власти с великим князем во главе. Перед собирателем русских земель князем Владимиром встала непростая задача выбора новой государственной религии. Сначала он затеял реформу язычества: приказал поставить у дворца шесть идолов, пытаясь ввести единый для всей Руси пантеон из богов, отобранных князем. Однако за пределами Киева в каждой местности продолжали почитать собственных богов.
Язычество - вера в обожествляемые силы природы, небесные светила (Солнце, Луну), культы плодородия и предков. В разных формах язычество до принятия христианства было характерно и для русов, и для славян.
Согласно летописному рассказу, Владимир решил выбрать новую религию, способную укрепить единство страны. Было несколько вариантов единобожия: христианство, господствовавший у соседей Руси на востоке в Волжской Булгарии ислам, и религия бывшей правящей верхушки Хазарии - иудаизм. Владимир и его бояре приняли послов от каждой религиозной конфессии, сами побывали в Византии, Германии, Булгаре.
Великолепие и пышность, «веселость» христианства по греческому образцу противостояло в их глазах «скучности» (несоответствию по тем или иным качествам национальному характеру) других культов. После этого Владимир поставил Византии условие: его народ примет православие в обмен на династический брак - женитьбу князя на византийской принцессе Анне. Так решались сразу две задачи: укрепление государства и, одновременно, заключение прочного союза с сильным южным соседом - Византией. После выполнения условия Владимир и бояре приняли крещение.
В 988 году в Киев прибыли византийские священники: они ходили по домам, разъясняя суть христианства. Затем жителям Киева было объявлено о едином дне крещения, «а кто не придет, - заявил Владимир, - тот мой враг». Так в столице Руси было принято христианство. Оттуда оно начало распространяться по территории страны - где добрым словом и проповедью странствующих монахов, а где и огнём и мечом (в последнем Владимиру очень помогал его дядя - воевода Добрыня).
Сребреник Владимира Святославовича - первая русская монета. Надпись на ней гласит: «Владимир на столе (на престоле) а се его серебро». Изображены князь с крестом (символом христианства) в руке и трезубец — знак династии Рюриковичей. Сребреники не раз находили и на территории Брянского края
Христианизация Брянской земли осуществлялась за счет притока христианского населения из района Чернигова, где еще в 992 году была создана епархия - церковная область, управляемая епископом. Старейшая русская церковь - Спасо-Преображенский собор, которая даже древнее Софии Киевской, стоит именно на детинце (территории княжеского замка) в Чернигове. Центрами христианизации становились погосты и станы на пути «Большого полюдья» и новые города, поставленные Владимиром.
Христианство долгое время оставалось на Руси религией горожан, тогда как в сельской местности основной религией в Брянском крае было язычество, неохотно уступавшее новой вере свои позиции. Даже в городах, где контроль церкви и княжеской власти был жестким, языческие пережитки благополучно сосуществовали с христианством. Например, в летописном городе Вщиж был найден языческий амулет-оберег из кабаньего клыка с процарапанной на нем надписью «Господи, помози рабу твоему Фоме». Предусмотрительный Фома одновременно искал помощи и у нового христианского бога, и у старых языческих духов.
Клык кабана из Вщижа: языческий амулет, на котором процарапана надпись христианского содержания: «Г(оспод) и помози рабу твоему Фоме»
Языческие украшения и амулеты из курганов Кветуни.
Большое сопротивление встретила проповедь христианства среди соседей славян, живших на территории Брянских земель, - вятичей. Так присланный Киево-Печерской лаврой миссионер-инок Кукша в 1113 г. был попросту убит вместе со своим учеником Никоном.
Нестор-летописец описал неправильные с точки зрения монаха-христианина нравы этих упорных язычников: «А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены...». Нередко такие обряды проводились на капищах - языческих святилищах. В Кветуни археологом В.А. Падиным было изучено такое капище, называвшееся местными жителями «Большой курган».
Славянское языческое святилище-капище (с картины Н.К. Рериха «Идолы»)
Гллиняныи горшок погребения (курганный могильник Кветунъ)
Если же кто-то умирал, «устраивали по нем тризну (прощальный пир), а затем делали большую краду (погребальный костер), и возлагали на него мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд...». Над погребённым возводилась земляная насыпь - курган. Действительно, языческий погребальный обряд изначально представлял собой кремацию (сожжение), и лишь постепенно, под влиянием христиан, трансформировался в ингумацию (захоронение тела в земле) - хотя долгое время вокруг тела, уложенного прямо на землю или же в могильную яму, разводили краду - «очищающий огонь».