Страницаначало

Начало распространения христианства в Брянском крае

Князь Владимир выбирает веру. Памятник в Киеве.

С ликвидацией автономии славянских племен начала складываться структура единого государства с единой династией Рюриковичей во гла­ве с князем и господствующим слоем военно-служилой знати (дружина киевского князя и дружины его родственников-вассалов). Вера предков -язычество - имела местный характер, отличалась в разных местах, а пото­му подталкивала славян к сепаратизму и не способствовала укреплению вертикали власти с великим князем во главе. Перед собирателем русских земель князем Владимиром встала непростая задача выбора новой госу­дарственной религии. Сначала он затеял реформу язычества: приказал поставить у дворца шесть идолов, пытаясь ввести единый для всей Руси пантеон из богов, отобранных князем. Однако за пределами Киева в каж­дой местности продолжали почитать собственных богов.

Язычество - вера в обожествляемые силы природы, небесные све­тила (Солнце, Луну), культы плодородия и предков. В разных фор­мах язычество до принятия христианства было характерно и для русов, и для славян.

Согласно летописному рассказу, Владимир решил выбрать новую религию, способную укрепить единство страны. Было несколько вариан­тов единобожия: христианство, господствовавший у соседей Руси на вос­токе в Волжской Булгарии ислам, и религия бывшей правящей верхуш­ки Хазарии - иудаизм. Владимир и его бояре приняли послов от каждой религиозной конфессии, сами побывали в Византии, Германии, Булгаре.

Великолепие и пышность, «веселость» христианства по греческому об­разцу противостояло в их глазах «скучности» (несоответствию по тем или иным качествам национальному характеру) других культов. После этого Владимир поставил Византии условие: его народ примет правосла­вие в обмен на династический брак - женитьбу князя на византийской принцессе Анне. Так решались сразу две задачи: укрепление государства и, одновременно, заключение прочного союза с сильным южным сосе­дом - Византией. После выполнения условия Владимир и бояре приняли крещение.

В 988 году в Киев прибыли византийские священники: они ходили по домам, разъясняя суть христианства. Затем жителям Киева было объ­явлено о едином дне крещения, «а кто не придет, - заявил Владимир, - тот мой враг». Так в столице Руси было принято христианство. Оттуда оно начало распространяться по территории страны - где добрым словом и проповедью странствующих монахов, а где и огнём и мечом (в последнем Владимиру очень помогал его дядя - воевода Добрыня).

Сребреник Владимира Святославовича - первая русская монета. Надпись на ней гласит: «Владимир на столе (на престоле) а се его серебро». Изображены князь с крестом (символом христианства) в руке и трезубец — знак династии Рюриковичей. Сребреники не раз находили и на территории Брянского края

Христианизация Брянской земли осуществлялась за счет притока христианского населения из района Чернигова, где еще в 992 году была создана епархия - церковная область, управляемая епископом. Старейшая русская церковь - Спасо-Преображенский собор, которая даже древнее Софии Киевской, стоит именно на детинце (территории княжеского зам­ка) в Чернигове. Центрами христианизации становились погосты и станы на пути «Большого полюдья» и новые города, поставленные Владимиром.

Христианство долгое время оставалось на Руси религией горожан, тогда как в сельской местности основной религией в Брянском крае было язычество, неохотно уступавшее новой вере свои позиции. Даже в горо­дах, где контроль церкви и княжеской власти был жестким, языческие пережитки благополучно сосуществовали с христианством. Например, в летописном городе Вщиж был найден языческий амулет-оберег из каба­ньего клыка с процарапанной на нем надписью «Господи, помози рабу твоему Фоме». Предусмотрительный Фома одновременно искал помощи и у нового христианского бога, и у старых языческих духов.

Клык кабана из Вщижа: языческий амулет, на котором процарапана надпись христианского содержания: «Г(оспод) и помози рабу твоему Фоме»

Языческие украшения и амуле­ты из курганов Кветуни.

Большое сопротивление встретила проповедь христианства среди соседей славян, живших на территории Брянских земель, - вятичей. Так присланный Киево-Печерской лаврой миссионер-инок Кукша в 1113 г. был попросту убит вместе со своим учеником Никоном.

Нестор-летописец описал неправильные с точки зрения монаха-хри­стианина нравы этих упорных язычников: «А радимичи, вятичи и севе­ряне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечи­стое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сго­вору с ними; имели же по две и по три жены...». Нередко такие обряды проводились на капищах - языческих святилищах. В Кветуни археологом В.А. Падиным было изучено такое капище, называвшееся местными жи­телями «Большой курган».

Славянское языческое святилище-капище (с картины Н.К. Рериха «Идолы»)

Гллиняныи горшок погребения (курганный могильник Кветунъ)

Если же кто-то умирал, «устраивали по нем тризну (прощальный пир), а затем делали большую краду (погребальный костер), и возлага­ли на него мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд...». Над погребённым возводилась земляная насыпь - курган. Действительно, языческий погребаль­ный обряд изначально представлял со­бой кремацию (сожжение), и лишь постепенно, под влиянием христиан, трансформировался в ингумацию (за­хоронение тела в земле) - хотя долгое время вокруг тела, уложенного прямо на землю или же в могильную яму, разводи­ли краду - «очищающий огонь».