СтраницаМузыкальное

Музыкальное искусство и живопись Брянского края в XVIII столетии

На территории Брянского края в XVIII веке продолжало развиваться и музыкальное искусство. Православная Церковь, в отличие от католиче­ской, не допускала участия в богослужении музыкальных инструментов. В храмах края со времен Крещения Руси традиционно звучали одноголо­сые церковные песнопения, исполняемые на клиросах (место, на котором во время богослужения находятся певчие). В XVIII веке сельские священ­ники стали поощрять многоголосое пение, которое постепенно получило широкое распространение в домашней обстановке, а затем в церковной музыке. Высшим его проявлением стал хоровой концерт - партесное пе­ние (от слова «партес» - партия в многоголосой музыке). Такое название оно получило на Украине и с ним перешло в Россию. Партесное пение стало символом церковной музыки и поражало слушателей необычайным великолепием многоголосного пения.

Музыкальные инструменты XVIII века, на переднем плане охотничий рог

Благодаря Петру I в стране стала активно развиваться инструмен­тальная музыка. Она заняла большое место в жизни армии. Петр ввел небольшие, но обязательные команды музыкантов в каждый полк. Рас­пространились традиционные для военной музыки трубы, флейты и бара­баны. При его дворе заиграли музыканты на европейских инструментах. Российские и, в том числе, брянские дворяне, побывав в странах Запад­ной Европы, возвращаясь на родину, заводили у себя инструментальные оркестры. Отмена запрета на такую музыку повлияла на стремительное увеличение численности народных музыкантов и скоморохов. Гусли и бандуры теперь перестали быть редкостью в домах служилых людей и мещан. Самым любимым и популярным музыкальным жанром стал кант (род многоголосных песен). Задушевные и простые, нежные и поэтиче­ские, вселявшие в сердца влюбленных надежду и тоску, они имели мас­совый успех.

Некоторые брянские певчие XVIII века получали и профессиональ­ное образование - заканчивали основанную в 1738 году школу певчих в Глухове на территории Черниговского полка. Из этой школы вышли мно­гие замечательные музыканты.

Одной из своеобразных форм удовлетворения потребностей высше­го общества в инструментальной музыке стал роговой оркестр. Охотни­чьи рога и вообще использование рога в качестве источника звука извест­но с древнейших времен. На Брянщине в имении генерал-фельдмаршала графа Н.В. Гудовича в Суражском уезде в селе Душатино звучал слажен­ный оркестр, состоявший из 36 рогов (три октавы). Размеры рогов коле­бались от 10 сантиметров до 2 метров. Крепостные музыканты, взятые часто в детском возрасте, играли каждый день на определенном роге, превращаясь в живые «клавиши» гигантского «органа». Современники сообщали, что «эффект от роговой музыки получается до такой степени изумительный, что на этом составном инструменте возможно исполнять труднейшие музыкальные сочинения».

Рос спрос на роговые оркестры и среди провинциальных дворян. Многие брянские помещики, имевшие немало крепостных крестьян, «старались завести у себя оркестр, необычайно пышный по характеру» и вместе с тем освобождавший их от затрат средств на приглашенных со стороны платных музыкантов-профессионалов. В целях экономии денег музыканты роговых оркестров постепенно обучались игре на струнных и духовых инструментах, а также пению, в результате «хозяин мог иметь сразу инструментальную, вокальную и роговую музыку».

XVIII век стал периодом расцвета отечественной живописи. На территории Брянского края она традиционно существовала в виде ико­нописи. Самые разные иконы были почитаемы жителями края. Количе­ство святых образов в домах горожан было больше и разнообразнее, чем у сельских жителей: от трех-четырех до нескольких десятков.

Например, наибольшую популярность среди жителей Брянска полу­чил образ Богоматери (половина всех икон). Среди образов Божьей Ма­тери наиболее распространенным был образ Казанской Богоматери. Чуть менее популярны были иконы Владимирской, Печерской, Свенской, Смо­ленской, Донской, Иверской и Ахтырской Богоматери. Особое почитание Богоматери проявилось еще и в празднике Покрова, который приходил­ся на окончание напряженных осенних сельскохозяйственных работ и праздновался 7 октября.

Почитание образа Иисуса Христа среди населения края было не столь многообразным, как почитание Богородицы. Образ Христа в иконах воплощался, в основном, в виде Спасителя (Спаса).

Особенной популярностью пользовался святитель Николай Мирли-кийский - Никола, «русский Бог», по мнению иностранцев. Ему было по­священо столько же икон, сколько и Иисусу Христу. Также у брянцев по­читались иконы Михаила Архангела, Иоанна Предтечи, Живоангельской Троицы, Параскевы Пятницы и др.

Большинство икон писалось местными мастерами-иконописцами и ремесленниками-«богомазами» и часто украшалось окладами как медны­ми, так и серебряными. Дополнительным украшением икон были внешние убрусы (платки, вышитые узорами, расшитые золотом, не уступающие по красоте и богатству окладам). Например, в документах упоминается «убрус с жемчугом и камнями». Наряду с иконами, написанными на дере­вянных досках, в городских домах встречались иконы на холсте и медных листах. Последние имели двухстороннее изображение.

Воскресенский собор в Почепе

Резной иконостас Воскресенского собора в Почепе

Самые ранние из памятников монументально-декоративного искусства края относятся к XVIII веку. Ведущий стиль эпохи - барокко, находит отражение во внутреннем оформлении храмов, где основную роль играют ико­ностасы. Одним из самых значительных памятни­ков начала XVIII века был иконостас Успенского со­бора Свенского Успенско­го Печерского монастыря, перенесенный в него в 1758 году из более раннего зда­ния собора. Грандиозное сооружение в стиле украин­ского барокко было выпол­нено мастерами - резчиками Черниговского полка Я. Подлесским и О. Богдановым. Шестиярусный иконостас поражал размерами и разнообразием деталей. Особенным бо­гатством отличался виртуозно выполненный декор из пышной позолочен­ной резьбы в виде переплетенных виноградных лоз и цветов.

Во второй половине XVIII века широкое распространение получают иконостасы в стиле украинского барокко, по композиционному решению повторяющие иконостас Успенского Свенского монастыря, но более упро­щенные и с более скромным декором (иконостасы собора Спасо-Челнско-го монастыря, церквей в Удельных Утах Трубчевского и Лыщичи Мглин-ского уездов и др.). Яркие по колориту иконы, позолоченный ажурный декор на цветном фоне придавали этим произведениям нарядный облик.

Прекрасный образец столичного стиля - петербургского барокко -представляет собой иконостас середины XVIII века собора Воскресения в Почепе, выполненный по рисунку В.В. Растрелли. Это один из наиболее выдающихся памятников монументального искусства Брянского края, от­личающийся высоким художественным уровнем исполнения