СтраницаМУЗЫКА

ОСТАНОВЛЕННАЯ МУЗЫКА БРЯНЩИНА

Говорят, что архитектура - это окаменевшая музыка. Музыкальное произведение вос­принимается во времени. Образы его, раскры­ваясь в звуках, последовательно вызывают у слушателя соответствующие его душевному и умственному настроению эмоции. Они помо­гают слушателю понять общий смысл про­изведения и отдельные темы его, пережить по-своему волнения чувств, порожденные действием музыки.

Архитектурный образ, как и музыкаль­ный, не является определенным изобра­жением события или конкретной цели. Его нельзя уподобить образу произведения живописи, скульптуры или литературы с их точной конкретностью. В сочетаниях и соот­ношениях абстрактных геометрических форм архитектурного произведения заложены чув­ства, переживания и настроения в их общем виде: величие и торжественность, сила и мощь, строгость или задушевность, печаль или жиз­нерадостность. Идейность содержания архи­тектурного образа заключается в ясном выра­жении этих общих чувств.

Образы архитектуры - музыки остановлен­ной - требуют своего восприятия, прочтения не с беглого взгляда, а путем пристального, внимательного и заинтересованного изуче­ния. Чтобы понять их лучше, надо не жалея времени побыть наедине с архитектурным сооружением, «побеседовать» с ним. Осмо­треть его со всех сторон - оно простирается в пространстве и, как мы видели на примере Свенского монастыря, организует его. Понять пространственные связи, проникнуть в общую композицию и язык его форм - это значит разгадать чувства и мысли, с которыми памятник обращается к нам из прошлого.

Образы истории, которые памятник доно­сит в своем облике, пробуждают историче­ские воспоминания, помогают глубже изучить и понять прошлое родного края. Кроме того, памятники архитектуры обладают непре­ходящей художественной ценностью, кото­рая помогает современникам формировать свои эстетические чувства, учит людей пони­мать искусство, «гармонию красоты закончен­ных форм». На примере ансамбля Свенско­го монастыря сделана попытк а показать эту гармонию, выраженную поколениями зодчих в построении ансамбля и в архитектуре его отдельных зданий. В этом ансамбле, состо­явшем из нескольких зданий, построенных в разное время, в разных стилях и разными зод­чими, каждое из зданий занимает свое достой­ное место. Оно не теряется среди других, но и не выпячивается из общего согласованного и соразмерного целого, которое они составляют все вместе, утверждая и сохраняя преемствен­ность и единство русской культуры.

В подобных созданиях искусства архитекту­ры многие века воплощалась и жила мечта их творцов о красоте и свободе человека, мечта о его прекрасном будущем, где жизнь людей будет «сотворена по законам разума и красо­ты», гармоничной во всех отношениях.

В законченности стройных архитектурных ансамблей заключены достоинства, полезные нам сегодня на пути к решению великой зада­чи - воспитания прекрасного человека, в кото­ром «воплотятся лучшие духовные и мораль­ные ценности, выработанные человечеством на протяжении тысячелетий».