СтраницаМужская

Мужская воскресная школа в Брянске. 1896 год.

В минувшем году, 20го августа, при открыт дома призрения престарелых граждан и детей-сирот города Брянска братьями Николаем и Павлом Семеновичами Могилевцевыми, капитан артиллерии при брянском местном арсенале Александр Михайлович Баженов сделал предложение собранию от лица учителя второго мужского приходского училища, Ивана Ивановича Преображенского, об основами мужской воскресной школы в Брянске по примеру уже существующей у нас женской. Мысль эта была подхвачена всеми, и тут же на учреждение мужской воскресной школы собрано было свыше ста рублей. К числу жертвователей на это благое дело откликнулись: А. М. и М. И. Баженовы, А. Н. Комарев, приходский священник В. Ф. Тростнин и другие.

Резолюцией его преосвященства епископа Мисаила, от 25го октября прошлого года, разрешено открытие у нас мужской воскресной школы под ближайшим наблюдением и заведованием местного благочинного. Попечителем открываемой школы назначен А. М. Баженов, законоучителями назначены священник Василий Тростнин и дьакон Лев Игрицкий, а учителями следующие лица: М. М. Окнов, И. И. Преображенский, П П. Антропов, псаломщик студент севской духовной академии И. А. Ангелов, П. В. и А. В. Рождественский, о чем благочинный 1го участка Брянского уезда своими отношениями и уведомил всех вышепоименованных лиц.

После этого от директора народных училищ Орловской губернии г. Бобровского получено было разрешение пользоваться для занятий помещением второго приходского мужского училища, находящегося в доме благотворительного общества (на Московской улице против дома М. И. Баженовой).

За несколько времени до дня открытия были разосланы почетным лицам города и расклеены объявления, известившие местное население об открытии воскресной школы дня обучения лиц, не имеющих возможности посещать ежедневные школы. «Школа эта, сказано в объявлении, устраивается для неграмотных взрослых и малолетних, а также и для грамотных, желающих продолжать учение».

В воскресенье, 21 го сего января, в 11 часов, скромное торжество открытия воскресной школы начато было молебствием, отправленным местным о. благочинным священником Владимиром Поповым в сослужении с законоучителями открываемой школы, священником Василием Тростниным и дьяконом Львом Игрицким, при участии хора любителей церковного пения. В конце молебствия перед отпустом законоучитель священник о. В. Тростнин произнес следующую речь:

«Господа наставники и наставницы народных школ и достопочтеннейшее собрание!

Вам известно идущее с высоты Престола горячее желание утвердить в народе православное ученье Веры и нравственности христианской и сообщить первоначальные полезные знания*.

Гг. наставники и наставницы! Вы прекрасно понимаете о надежде Правительства, какую оно в области начального образования народа возлагает на вас. С прошлого Царствования Царя - Миротворца, а особенно в настоящее Царствование Благочестивейшего, Самодержавнейшего, Великого Государя нашего Императора Николая Александровича Правительство с особенной силой берется за возможность доставить народу чрез церковно-приходские школы и дополнительные к оным воскресные школы развитие, вытекающее всецело из национального облика русского человека. Народный же облик русского человека обрисовывается следующими тремя понятиями или словами: Вера, Царь и Отечество. Здесь вся суть, здесь сказался весь русский человек и за что по долгу присяги, если потребуют обстоятельства, он должен положить живот свой.

Утверждение в русском народе Веры православной, преданности Царю и любви к Отечеству — в этом и будет заключаться наша с вами заслуга.

Вам, господа наставники и наставницы, придется заниматься большей частью грамотностью в сей воскресной школе. Но я, как законоучитель сей школы, должен напомнить вам, что грамота для народа есть дело священное: она есть дверь отверзаемая к уразумению божественного Писания, православного ученья Веры, нравственности христианской, к повиновению Единодержавной Власти и любви к Отечеству.

Книжная мудрость в народном словоупотреблении почти равносильна знанию богословия. Начетчик означает человека, изучившего много книг священных. Таким образом, понятие о книжном обучении у простолюдина неразрывно связывается с понятием об истолковании слова божия, в простом учителе чтения Он желает видеть и наставника в слове божием.

Простой народ с некоторым недоверием смотрел и смотрит на казенное земское училище, где учение начиналось и начинается побасенками. Стоит только вспомнить то приниженное положение, которое отведено было преподавании Закона Божия в народных школах. Стоит только заглянуть в каталог книг для употребления в сельских школах, изданный Министерством в 1875м году. Между прочим здесь следует заметить, что всякая книга, не входящая в этот каталог, распадающийся на списки книг рекомендованных, одобренных и допущенных — безусловно запрещена. Поверите ли мне, если скажу, что в этом каталоге не значится ни Часослова, ни Псалтыря, ни Ветхого Завета! Новый Завет — «одобрен», но не «рекомендован»... Всякому конечно известно, что без Часослова и Псалтыря народная школа у нас немыслима, что Ветхий Завет во всякой школе необходим. Тем не менее употребление этих книг в народных земских школах оказывается безусловно запрещенным со стороны Министерства**. Это запрещение не имеет ни малейшего практического результата, оно дает лишь мерку внимательности Министерства к духовно-нравственным нуждам народа. Нигилистической поход в народ, в программу коего входило и отравление народной школы, оканчивается и можно сказать окончился полнейшей неудачей с открытием церковно-приходских школ и дополнительных к оным школ воскресных. Не обинуясь повторю слова официальной записки составленной при училищном совете Святейшего Синода, что «Положение о начальных народных училищах 1874 года составляет законодательную ошибку»***.

Факт назначения Правительством слишком трех миллионов рублей для распространения и организации церковно-приходских школ, школ грамоты и дополнительных воскресных школ — отлично иллюстрирует реальное стремление к твердо намеченной цели. Но для осуществления твердо намеченной задачи Правительство зовет к себе честных и самоотверженных деятелей, проникнутых духом религии, духом благочестия, и из вашей среды, господа наставники и наставницы народных школ.

Господа наставники и наставницы народных школ! Подойдите с чистым сердцем, с идеей о благе и пользе, со светом учения, основанным на слове божием, подойдите к меньшему брату, к неграмотному темному народу, на труде которого мы существуем! Знайте, что ваше доброе служение простому народу обезопасит его от врагов, а их у него немало. Поверьте мне: в светлой работе в воскресной школе вы почерпнете для себя высокое удовлетворение. С настоящего дня приступим к труду обучения, и позвольте надеяться на вас, что вы дадите Отечеству верных слуг его счастья и пользы, и оправдаете упование Правительства, которое оно возлагает на вас. Аминь».

Молебствие закончилось многолетие Благочестивейшему Государю Императору, Государыне Императрице с Августейшим Домом, Святейшему Синоду, епископу Мисаилу с паствой, начальствующим, попечителям, учащим и учащимся школы.

На молебствии присутствовали: супруга попечителя мужской воскресной школы Марья Ивановна Баженова (она же состоит попечительницей женской воскресной школы в Брянске, по образцу которой и предполагалось открыть сию мужскую воскресную школу), генерал-майор А. Ф. Коробка, член окружного суда В. П. Апальков, крупный жертвователь на церковно-приходские школы и сердечно сочувствующий, чтобы народные школы были религиозного духа и направления истинно-православного — брянский купец Алексей Никифорович Комарев, преподаватели и преподавательницы городских приходских школ и несколько посторонних лиц. Многоуважаемый попечитель Александр Михайлович Баженов не был при открытии воскресной школы по причине отлучки в Москву.

По окончании молебствия о. благочинный объявил собравшимся об открытии мужской воскресной школы, причем поименовал законоучителей, учителей и учительниц. Затем хор любителей пения исполнил народный гимн, и все завершилось громким ура, после чего М. И. Баженова предложила гостям в доме у себя завтрак.

О состоявшемся открытии воскресной школы послано было две телеграммы: одна в Орел, преосвященнейшему владыке Мисаилу с просьбой преподать архипастырское благословение на продолжение начатого благого дела, и другая — в Москву попечителю школы А. М. Баженову.

С нынешнего воскресенья, т.-е. с 28го сего января, начинаются регулярные занятия в школе.

Брянский Вестник за 1896 г