СтраницаМузей

Музей БМЗ. Брянск.

Музей Брянского машиностроительного завода (БМЗ)

"День открытых дверей" к 145-летнему юбилею завода БМЗ 20.07.2018 год. Музей АО "УК БМЗ".

ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ПУТЬ

За три десятилетия своего существе

жания музей ПО БМЗ посетили

тысячи человек. Экспозиции и интерьер

претерпели четыре реконструкции.

Последняя — капитальная

завершилась осенью прошлого года.

Теперь... Впрочем; лучше один раз

увидеть, чем сто раз услышать.

*1'а:11Х'шить статскому советнику

Губошши и коллежским;/ асессору

Голу Оспу учредить общество рельсопрокатного,

железоделательного и

механического завода...* (Из высочайшего

повеления 20 июля 1873 года).

От этого, царского указа ведет

свою родословнчю нынешнее производственное

объединение. Возведение

завода началось со строительства

чугунолитейной и механической

мастерских. Чугунолитейная должна

была отлить детали для прокатных

станов, а механическая — обработать

их. На строительстве были заняты

крестьяне окрестных сел и деревень,

а также Калужской, Смолен

ской и других губерний. О невероятных

муках и страданиях народных

свидетельствуют сохранившиеся воспоминания

очевидцев, помещенные

на стендах. Голод и холод пригнал

сюда людей. С восточной стороны

завода вдоль берега Бол вы устраивали

они себе полуземлянки. А тем

временем завод, построенный на

крови, костях народных, выдал первую

продукцию. Уже 20 сентября

1874 года была прокатана первая

парте:! железных рельсов, а в марте

следуемцего начато изготовление железнодорожных

мостов.

Третий компаньон основате iefl

Брянского рельсопрокатного завода

князь инженер Тенишев энергично

нанялся постановкой рельсопрокатного

дела. Он вдвое увеличил количество

сталеплавильных печей Сименса,

построил мостовую мастерскую,

изготовил станы для прокатки

крупно- и мелкосортного железа...

А вот следующие экспо.шции музея,

повествующие о том, как в 80-х

годах прошлого века Брянский рельсопрокатный,

железоделательный и

механический завод принимал активное

участие в становлении отечественного

машиностроения. В 1880

году здесь было организовано производство

вагонов, а спустя три года

— железнодорожных цистерн. В У*

1892 году из его ворот вышли пер- ф£

вые брянские паровозы, производство

которых продолжалось до 1950

года.

- Псего Брянский завод выпустил

более пяти тысяч паровых локомотивов.—

не без гордости .отвечает

сопровождающая нас директор музея

Е. Н. Федотова.

«Брянский завод находится в брожении,

вся местная буржуазия чувствует

приближающуюся угрозу и

страшно перепугана... Принимает

меры: роту солдат уже пригнали из

Прянска и спрятали на хуторе. Ждут

еще семь рот».

(Из газеты «Искри).

Владельцы завода ради оасно- _ .

слоимых прибылей не оста и .п.дива- 'ЧИ

лись ни перед чем. На долю бежиц-

ких рабочих по-прежнем> приходились

многочасовой рабочий день, тя-

желые условия труда, скудная зарплата,

тесные, до удушья, барш.н

произвол администрации. Когда no-

бое слово в защиту своих прав жес

токо наказывалось согласно «Табелю

взысканий, налагаемых на рабочих

». Регулярно господствовали:

штраф, увольнение с «волчьим билетом

», отправка в солдаты.

Неповерженные гнетом, воодушевленные

прогрессивными идеями,

бежицкие рабочие боролись за свои

права. С неподдельным интересом

посетители музея узнают о том, что

первой рабочей организацией, как в

Бежице, так и в целом на Брянщипе.

стал созданный в 1897 году «Союз

сознательных рабочих», члены которого

приняли активное участие в

подготовке организованного выступления

рабочих Брянского завода —

сентябрьской забастовки 1898 года.

Новым этапом рабочего движения

стало создание в марте 1902 года

Брянского комитета РСДРП, основную

часть которого составляли Ье-

жицкие социал-демократы. Подроб-.

ный рассказ о том незабываемом

времени займет не одну страницу.

Вот .шин. краткая хроника событий

тех лет, отраженная на стендах музея.

В ответ на расстрел мирного

шествия петербургских рабочих на

Брянском заводе в феврале 1905 года

началась 34-дневная забастовка.

В октябре того же года в Бежице

был создан Совет рабочих депутатов.

Усиление влияния большевиков

позволило им стать во главе майской

стачки 1916 года — крупнейшего

классового сражения трудя

щихся Брянского завода.

В объединении свято берегут память

о мужественных борцах за рабочее

дело. На одном из стендов запечатлен

монумент, открытый в год

60-летия Великого Октября в честь

славных революционеров. Вот их

имена: Г. А . Корхов. Н. А. Кубяк.

И.Н.Никитин. С.А.Кудрявцев.

М М . Иванов. Г. Г. Панков. А. Н

Медведев. Н. А. Анишкин, Г. Д.

Брыков.

«Желательно поэтому, чтобы конференция...

одобрила или, посредством

резолюции, узаконила внутреи

паи распорядок по типу брянских

правил в интересах создания строгой

тридовой дисциплины...»

(II. И. Ленин. «Письмо конференции

представителей националили/ю

ванных предприятий. 18 мая 1918

года»).

В годы гражданской войны Брянский

завод стал одним из важнейших

арсеналов Красной Армии, изготовив

и отремонтировав десятки

бронепоездов. В 1918 году в коллективе

завода принимались меры по

претворению в жизнь ленинского

плана социалистического строительства.

Показателен в этом почин

Брянского завода. Потому, дорогой

читатель, давайте на минуту задержимся

у стенда, рассказывающего о

более чем примечательном факте в

биографии завода. В преддверии

120-й годовщины со дня рождения

В. И. Ленина здесь всегда много посетителей.

Ведь мысли вождя о инициативе

брянцев по укреплению дисциплины

и порядка и сегодня актуальны.

И 1917 году комиссия, избранная

советом цеховых старост, предложи:

ла. а совет утвердил «Временное

постановление внутреннего распорядка

в заводе». Этот документ

явился основой разработанных на

заводе «Временных правил внутреннего

распорядка».

В конце января 1918 года на совместном

заседании общественных

организаций было решено вырабо

тать правила внутреннего распорядка.

Это решение было продиктовано

предстоящей национализацией завода.

Когда рабочие, взяв власть в

свои руки, должны доказать, что

каждый из них здесь хозяин. В конце

апреля такие правила были приняты.

Но как временные. А 9 мая

знаменитые «Брянские правила»

вступили в силу.

С именем Ильича связан и другой

факт биографии трудового коллектива

машиностроителей. 18 февраля

1921 года он получил почетный

заказ Совета Труда и Обороны

республики, подписанный Лениным,

на изготовление электроплугов.

Несмотря на большие трудности,

почетный ленинский заказ был выполнен

с честью. После успешного

завершения испытаний агрегатов на

поле Бутырского хутора под Москвой,

в записке на имя управляющего

делами Совнаркома Н. П. Горбунова

Владимир Ильич просит особо

вознаградить отличившихся рабочих

и служащих.

У следующих стендов и турникетов

мы узнаем, что непрерывно наращивал

объемы производства

Брянский завод в годы первых пятилеток,

освоил выпуск качественно

новой продукции. Например, в 1926

году — большегрузных грузовых вагонов.

А в 1931 году — железнодорожных

цистерн сварной конструкции.

Благодаря широкому внедрению

прогрессивной технологии

«Красный Профинтерн» изготовил

около 20 тысяч цистерн и почти 30

тысяч вагонов.

1941 году завод эвакуировали

к Красноярск. Выло демонтировано

190 тысяч тонн оборудовании На

новом месте обосновались под... открытым

небом. Но уже весной сорок

второго возведенные на берегу

Енисея цеха дали первую продукцию.

«Отсюда 25 октября 1941 года

ушел на фронт бронепоезд «За Родину

». Вместе строили и героически

сражались на нем добровольцы на

шего и Брянского заводов».

(Мемориальная доска, устаноп

ленная на Ворошиловградском заводе).

История появления ее такова. В

первые же дни войны несколько

предприятий наркомата тяжелого

машиностроения, среди которых были

и брянцы, и луганцы. обратились

с инициативой о строительстве бронепоездов

с экипажами из добровольцев.

Патриотическое начинание

заводчан было поддержано. Было

принято решение о строительстве

двух бронепоездов.

По-разному сложилась их боевая

биография. Построенный в Коломне

особый бронепоезд № 1 через несколько

недель погиб в бою с фашистскими

танками. А пушки бронепоезда

JS6 2 «За Родину» почти год

громили гитлеровцев под Дебальце-

вом. Ростовом-на-Дону, Попасной и

Родаковом, Ворошиловоградом и Го-

лубовкой. Тысячи огненных километров

прошли его бронеплощад-

ки. Сотни раз стальной баррикадой

становились они на пути врага.

...В центре улицы Почтовой, что

расположена в Бежицком районе нашего

областного центра, установлен

бюст командиру Бежицких объединенных

партизанских отрядов А. И.

Виноградову.

После окончания ремесленного

училища он работал на Брянском

рельсопрокатном и железоделательном

заводе слесарем, помощником

мастера, мастером. На «Профинтер-

не» — начальником цеха. В сентябре

сорок первого А. И. Виноградов

утвержден командиром истребительного

батальона, ставшего основой

формирования партизанских отрядов,

на счету которых много ратных

дел. Во время проведения одной из

операций боевой командир погиб.

В годы войны тысячи машиностроителей

сражались с врагом на

фронте и в партизанских отрядах.

16 воспитанников завода были удостоены

звания Героя Советского Союза.

«За активное участие в развитии

международного экономического сотрудничества

наше объединение награждено

почетным призом «Золотой

Меркурий».

(Из рассказа экскурсовода).

После освобождения Бежицы стоимость

разрушенного и поврежденного

заводского имущества оценена

в 178 миллионов рублей. Самоотверженный

труд заводчан позволил

поднять завод из руин. Свидетельством

возрождения гиганта индустрии

нашего края стал выпуск в декабре

1916 года первого послевоенного паровоза

«Победа».

В сентябре 1951 года были завершены

испытания первой брянской

паровой турбины ОК-12. В

дальнейшем завод освоил выпуск

еще нескольких типов турбин. В том

числе BP-12 собственной конструкции.

Турбины строились на БМЗ до

1960 года.

...19 июля 1958 года. Эта дата

вошла в историю завода как день

выпуска первого брянского тепловоза

ТЭМ-1. Спустя десять лет началось

серийное производство нового

маневрового тепловоза ТЭМ-2. Тысячи

локомотивов с маркой БМЗ ра

ботают сегодня на железных дорогах

СССР. Польши. КНДР. Болгарии.

Сирии. Гвинеи. Монголии. Югославии

и Кубы.

...В 1961 году в дизельно-испыта-

тельном цехе состоялся митинг, посвященный

завершению испытаний

первого брянского дизеля ДБ-1. В

последующие годы дизелестроители

БМЗ освоили выпуск более чем 20

моделей судовых двигателей мощностью

от 2900 до 21600 лошадиных

сил. Брянские дизели установлены

на сотнях судов, построенных на

верфях СССР, Финляндии. Румынии.

Болгарии. Дании... В 1965 году

на БМЗ началось серийное производство

пятивагонных рефрижераторных

секций с машинным охлаждением.

Новой продукцией для объединения

стали тепловозные дизели

мощностью 3000 лошадиных сил,

первые из которых были собраны в

1982 году