Страницамузей

БРЯНСКАЯ ЦЕРКОВНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ И ЕЕ МУЗЕЙ В НАЧАЛЕ XX

В уездном Брянске церковно-историческая комиссия, как отделение Орловского церковно-археологического общества была образована в начале 1906 г. [2, с. 488] Комиссия ставила перед собой цель - изучать и собирать памятники церковной археологии.

Как и все музеи исторического профиля, церковно-археологические музеи ставили своей целью сохранение письменных и вещественных памятников. Но основной их задачей было просвещение духо­венства и светской публики. Через приобщение к лучшим образцам архитектуры, иконописи, декоратив­но-прикладного искусства предполагалось развить уважение к церковной старине, интерес к её сохране-нию и изучению. Эти музеи комплектовались в первую очередь вещественными памятниками, имевшими отношение к истории и обрядности РПЦ. Традиционными были отделы иконописи, облачений, книг и ру-кописей, нумизматики, коллекций мелкой пластики (кресты, иконки), церковной утвари (чаши паникади-ла и т.д.), а также гравюр, фотоснимков, чертежей памятников церковной архитектуры [1,с.316].

В Орловской губернии епархиальный церковно-археологический музей был основан в 1905 г. Орловским церковным историко-археологическим обществом в г. Орле [2,с.49]. Второй церковно-археологический музей в Орловской епархии и один из первых уездных музеев данного профиля в Рос­сии был создан весной 1906 г. в г. Брянске.

Его созданию предшествовало заседание Брянской церковно-археологической комиссии, состоявшееся

  1. марта в доме брянского протоиерея Владимира Попова. На заседании, кроме хозяина, присутствовали: пред-седатель Орловского церковного историко-археологического общества Иван Евсеевич Евсеев (магистр бого-словия, преподаватель Орловской духовной семинарии, позднее- профессор Петербургской духовной акаде­мии) [5,с. 130] . После обсуждения планов подготовки к XIV Археологическому съезду, который должен был состояться в 1908 г. в Чернигове, члены комиссии «приступили к обозрению небольшой археологической кол­лекции икон древней Покровской церкви, бывшего Брянского собора, вышедших теперь из церковного упо­требления. Причем И.Е. Евсеев обратил внимание на две иконы и царские врата от прежнего иконостаса и сде-лал о них подробный доклад. По его мнению, они принадлежат к XVII в. Причем икона с изображением вверху
  2. двунадесятых праздников в честь Благовещения, Воскресения Христова, Крещения, Покрова и Введения, а внизу - Господа Иисуса Христа с предстоящими апостолами, пророками и святителями, написанная на по-лотне, наклеенном на толстую доску, принадлежит к первой половине XVII в... Комиссия выразила желание открыть свой местный Историко-Археологический музей, в который поместит означенные выше иконы, как уже вышедшие из употребления, о чем через Орловское Церковное Историко-Археологическое общество про­сить Орловское Епархиальное начальство. Вещи Брянского Историко-Археологического музея пока временно поместить в свободной комнате древней колокольни Брянского Собора.

Протоиерей В. Попов в дар Брянскому музею принес следующие рукописи: календарь 1730 г. на сто лет, «Летописец Келейный Преосвященного Димитрия Ростовского и Ярославского», «Краткое обозрение существования церкви единоверческой», выпись с Брянских писцовых и межевых книг на землю Семена Потресова 203 г. (столбец), несколько рукописных стихотворений игуменьи Брянского женского монастыря Ангелины. И печатные произведения: «Синодик старца Ефрема», «Брянский Свенский монастырь», «Брян-ский говор» П. Тиханова, «Требник Митрополита Петра Могилы»,

Помимо этих древностей, «... при Брянском соборе с января 1906 г. было основано особое древлехранилище, помещающееся в ризнице Собора, для сохранения памятников местной церковной старины, вышедших уже из церковного употребления. ... В состав древлехранилища входят до 50 пред-метов, а именно: царские врата, боковые двери и иконы XVII и XVIII вв., старопечатные книги, брачные венцы, а также рукописи поступили от церквей г. Брянска и его уезда, а также и частных лиц» [7,с. 29].

4 мая 1906 г. город Брянск и его собор посетил Епископ Орловский и Севский Серафим, который... «ревизовал церковные документы, облачения и только что образовавшийся Церковно-Археологический музей. При обзоре последнего владыко обратил внимание на царские врата и две иконы (XVII в.), сохра-нившееся от прежнего соборного храма, а также на древнее Евангелие, пожалованное собору царем Миха-илом Федоровичем (26 октября 1640 г.) и на церковную утварь, перешедшую в собор от упраздненного Спасо-Поликарпова монастыря, а именно: Святое Евангелие, пожертвованное в монастырскую церковь Рождества Пресвятой Богородицы строителем церкви, князем Алексеем Афанасьевичем Барятинским, по-томком Святого Поликарпа Брянского (это Святое Евангелие Московской печати 1689 г.); такое же Еван­гелие 1698 г., пожертвованное стольником Алексеем Юрьевичем, князем Мещерским, потир из древней Полбинской пустыни; чаша для освещения воды, также дар князей Барятинских» [2, с.590].

Таким образом. выстраивается следующая последовательность событий, связанных с историей Брян-ской церковной историко-археологической комиссии и ее музея: 1) в январе 1906 г. при Брянском соборе орга-низуется древлехранилище; 2) 5 марта на первом заседании Брянской церковно-археологической комиссии производится осмотр археологической коллекции из Покровского храма, принимается решение о размещении ее в колокольне Брянского собора и о просьбе Орловскому епархиальному управлению об открытии на ее базе музея; 3) церковный историко-археологический музей, по-видимому, в конце апреля 1906 года был открыт и размещен в ризнице Брянского Преображенского собора; 4) в его состав вошли коллекции древлехранилища, Покровского храма, а также церковные раритеты многих церквей и монастырей г. Брянска и Брянского уезда.

Брянская церковно-археологическая комиссия и ее музей просуществовали недолго - шесть лет. 24 апреля 1912 года на заседании Орловского церковного историко-археологического общества было приятно постановление «присоединить к музею общества музей-древлехранилище, устроенный бывшим Брянским отделением» [8, с.579]. Таким образом, данное постановление констатировало факт прекращения существования обоих учреждений

БРЯНСКАЯ ЦЕРКОВНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ И ЕЕ МУЗЕЙ В НАЧАЛЕ XX

Г.П. Поляков