Страницамузей

Мглин. Высокский народный краеведческий музей. Брянская область

Народному музею в с.Высокое — 35 лет

«Всё, что ты совершишь, всё, что сделаешь ты, в книгу судеб незримый внесёт Летописец».

(Д. Майданов).

Нынешний год для директора Высокского народного краеведческого музея, заслуженного работника культуры Российской Федерации С. А. Горохова дважды юбилейный: 6 мая Сергею Андреевичу исполнилось 70 лет, а 27 октября его детищу, музею, стукнет 35. К слову, сам юбиляр очень спокойно относится к этим датам.

Действительно, что они значат на фоне вечности?.. Музей в Высоком за эти годы слился с образом Горохова, и в этом нет ничего удивительного. Бывший директор сельского Дома культуры был инициатором размещения предметов, представляющих историческую ценность, в залах очага культуры. Как говорится, с головой ушёл в музейную работу, и обратно уже не вернулся.

Рассказчик Сергей Андреевич изумительный, ясно мыслит и ясно излагает. Он впечатляет слушателей спокойным достоинством уверенного в себе человека, — уверенного в том, о чём говорит, и предельным вниманием к миру собранных им экспонатов. Он не прибегает к сильнодействующим метафорам и обобщениям, но слушать его можно часами, не замечая, как летит время. Здесь, в музее, оно, время, как будто останавливается, сгущаясь в веках, где одновременно сосуществуют остатки глиняной посуды юхновского периода, предметы крестьянского быта конца восемнадцатого-начала девятнадцатого веков, конная пожарная машина 50‑х годов двадцатого столетия, простреленная солдатская шинель времён Великой Отечественной войны…

Здесь, в музее, за три с половиной десятилетия накопилось около 1800 экспонатов. И каждый предмет ведёт свой рассказ, у каждого своя история. Все они учтены, систематизированы, каждый занимает своё законное место в витринах, стеллажах и на стендах. Бесполезно и даже бессмысленно спрашивать у Сергея Андреевича, какой из них наиболее ему дорог, памятен. Для Горохова в залах музея нет безделушек — здесь только свидетели истории. Коммерческая цена вещей невелика, но истинная их ценность измеряется не деньгами. Они ценны именно тем, что являются носителями неких смыслов, историй человеческой жизни, истории родного края, истории государства. Недаром слово «музей» ассоциируется с чем-то прекрасным.

Может быть, чуть трепетнее, чем к остальным экспонатам, хранитель старины относится к граммофону — из дома помещика Степенкова.

— Помещиков в селе было четверо, — начинает свой рассказ Горохов. — Каждый о себе память оставил. У Степенкова не дом, а настоящий дворец был. Его после революции 1917 года под школу приспособили. Но сгорел он дотла в 1953 году. Ботаговы луги под Симонтовкой напоминают о другом помещике — Ботагове. Третий по счёту помещик Левицкий половину своего имения проиграл в карты Петру Ольшевскому. Последний после революции не эмигрировал из страны, остался, но сгинул в 1937‑м, в годы сталинских репрессий. Дом его после войны разобрали на брёвна и раздали погорельцам — по 30 брёвен на хатку. Тогда же и звонницу церковную разобрали…

Горохов, конечно, человек уникальный, удивительно растущий всю жизнь, независимо от возраста (да и есть ли возраст у таких людей?). С каждым годом рос масштаб его инициатив. Это ведь по сути его трудами в селе Высоком был восстановлен практически из руин исторический и архитектурный памятник — церковь Святого Николая Чудотворца, освящённая ещё в 1754 году Черниговским епископом Ираклием. Начало реставрации было положено в 1989 году. Горохов последовательно шёл к своей цели, время не торопил, и своего добился — 22 мая 2006 года в храме прошла первая служба. Сергей Андреевич отыскал и вернул на место надгробную плиту с могилы священника — иерея Луки Цитовича, скончавшегося 2 декабря 1899 года, прах которого покоится во дворе церкви.

Во время реставрации под алтарём наткнулись на своды и обнаружили хитро устроенную, до сей поры надёжно спрятанную от людских глаз, усыпальницу, в которой находились три гроба на дубовых брусьях. «А ведь под алтарём раньше даже священников не хоронили», — замечает Горохов. Так что старинная церковь в Высоком, по-видимому, хранит немало тайн. Но, по мнению Сергея Андреевича, ещё не пришло время их раскрывать. Всему своё время.

Талант Горохова, невозможный без активной работы души и сердца, был способен преобразить сельскую повседневность. Созданный им музей единственный в своём роде на Брянщине. Труды Сергея Андреевича высоко ценят не только руководители района, но и губернатор Н. В. Денин, побывавший в Высоком в декабре 2008 года и оставивший трогательную запись в «Книге отзывов» народного музея. В этой книге, кстати, заполнены восторженными отзывами около двухсот страниц. А в марте нынешнего года в церкви Святого Николая Чудотворца побывал епископ Брянский и Севский Александр.

Одно только сегодня печалит директора музея и говорит он об этом с горечью:

— Угасает в обществе интерес к музеям, к истории. Организованных экскурсий стало мало, а раньше до восьми тысяч посетителей в год бывало. По две-три экскурсии в день проводил… Ведь никакое описание, репродукции, даже самые лучшие, кинематограф не могут дать представление о подлиннике. И ещё об одном думы у меня: кому передам «наследство»? Хотелось бы в надёжные руки, чтобы не разбазарили…

Есть в древнекитайском искусстве понятие «ши» — китайское определение безупречности, внутреннее духовное свечение. Так вот мне кажется, что все поступки и дела Сергея Андреевича Горохова соизмеряются по уровню «ши». И так ещё говорят: кто в небе живёт, тот не боится упасть.

Любовь ГАМКОВА.