Страницамосты

1860 год Мосты Брянска

Мосты, мосточки. Без них городу не обойтись. Более двадцати основных мостов и путепроводов имеется в Брянске. Они различны по величине и про­чности. Строительство висячих, наплавных, деревянных, каменных мостов на Руси велось издавна. На смену им пришли железобетонные. Брянск в этом ори­гинален. Ни в одном из ближайших городов такого количества мостов нет.

В народе этот мост получил издавна название Черного. Почему? Одна из брянских газет рассказывала, что когда-то стоявший здесь деревянный мост был пропитан смолой и выглядел черным... Бытует и другое предание. Паромный перевоз осуществлял здесь когда-то человек по прозвищу Черный. Ни первое, ни второе не соответствует истине. Задолго до появления паромного перевоза и первого моста через Десну существовал Черный брод. Образовался брод в дале­ком прошлом, когда река Снежеть впадала в этом месте в Десну. А в наводнение и после сильных дождей сюда, ниже устья Снежети, выносилось много песка, и Десна мелела. По мнению брянского краеведа П.Н. Тихонова, а он высказал его еще в начале двадцатого столетия, название «черный» означало: брод, не имею­щий хозяина, то есть государственный, иначе государев брод.

Слово «черный» имеет разнообразные толкования. «Черный» — черного цвета, масти, цвета сажи. В старину существовала «черная дань» — подушное, «черноле­сье» — лиственный лес, «черный передел земли» — после переписи новый надел и раскладка повинностей... «В черный день не мирись, не кумись — ссора будет. Работа черна, да денежка бела. Черный глаз опасный». Под черным глазом под­разумевается худой, плохой. Возможно, поэтому и возникло название «Черный брод», ведь река то мелела, то песок сносило, и брод становился коварным.

В конце XVIII века появился паром «Черный перевоз», а в сороковых годах девятнадцатого столетия — наплавной мост. В 1860 году открылось регулярное движение по деревянному свайному мосту. Он неоднократно ремонтировался, перестраивался. В Великую Отечественную войну Черный мост был разрушен. После освобождения Брянска армейские саперы отстроили заново деревянный мост. В шестидесятых появился здесь первый железобетонный. В связи с его аварийным состоянием в июне 1993 года начал действовать новый железобе­тонный мост, соединяющий Советский и Фокинский районы Брянска. Он шире, надежней, красивее прежнего. «Этот мост — уникальное сооружение, — пояс­няет директор МУП «Брянскмост» А. Близнюк. — На протяжении трех лет его создавали многие строительные организации: мостоотряд № 28 из Смоленска, брянские «Спецдорремстрой», «Центроэлектромонтаж», управление троллей­буса и еще много других организаций».

Сразу за мостом начинается широкая дамба. Слово «дамба» голландского происхождения. Оно означает гидротехническое сооружение в виде вала, на­сыпи для предохранения от затопления водой низких мест, для ограждения во­дохранилищ. Весной пойму Десны затопляет разлив. И вода поднимается до краев дамбы. Дамбы и мосты можно видеть, когда едешь из Советского района в Бежицкий, а также в Володарский. Когда-то из Петро-Павловского монасты­ря в село Полпино проходила дорога. Сооружать же здесь дамбу начали в свя­зи с появлением железнодорожного сообщения. «Содержание шоссированно­го подъезда от Брянска до станции Орловско-Витебской железной дороги по постройке его (за счет казны) принять в заведование земства, для чего просить господина начальника губернии ходатайствовать, чтобы проезд был соединен с каменной мостовой вплоть до Арсенала, и для поддержания этой дороги было бы разрешено взыскивать сбор с проезжающих и за перевозку тяжестей по таксе, утвержденной законным порядком», — гласило решение Брянского уездного земства от 22 ноября 1869 года.

Министерство путей сообщения распорядилось составить проект и смету на это строительство. Взыскание платы за проезд отклонило: против выступило военное ведомство, грузы которого предполагалось перевозить с «Арсенала» на станцию. Строительство дамбы и двух новых мостов через старицы Десны шло довольно быстро и через два года в основном завершилось.

Дамба шла к наплавному мосту у Брянск-Орловского железнодорожного вокзала. Мост представлял предельно примитивное сооружение: он состоял из связок круглых бревен, соединенных вместе.

Высота земляной насыпи дамбы не рассчитывалась на максимальный разлив полых вод: не было точки измерения подъема воды, недостаточно была учтена осадка насыпи, что приводило к неоднократному размыву дамбы и ее булыжного покрытия. Такие разрушительные наводнения случались в 1875,1888,1908 годах. В 1900 году началась работа по озеленению дамбы: там стали сажать ракиты.

В 1895 году был подготовлен проект строительства постоянного моста в районе станции Брянск-Риго-Орловский. Начали было завозить материалы и забивать сваи, но вскоре дело заглохло. Была попытка строительства деревянно­го моста в 1921 году, но снова работы на несколько лет законсервировали.

Регулярное автобусное сообщение в Брянске началось с 1925 года. Важ­нейшим стал маршрут между центром города и железнодорожным вокзалом Брянск I. Он был открыт, когда вступил в строй деревянный мост через Десну, построенный по проекту инженера горкомхоза И.А. Смирнова. Длина моста равнялась тремстам метрам, высота — десяти.

В середине имелся пролет для прохождения речных судов. Торжественное открытие моста состоялось в 12 часов дня 8 октября 1927 года, а вечером откры­лось автобусное движение. Мост назвали Октябрьским.

В Отечественную войну мост был взорван. Гитлеровцы во время оккупации восстановили его для своих нужд, а при отступлении разрушили.

После освобождения Брянска военные строители построили новый деревян­ный мост. Потом был сооружен железобетонный. В начале XXI столетия нача­лась его реконструкция с целью расширения и замены бетона стальными фер­мами. Реконструкция велась в две очереди. В строй первая очередь вступила в июле 2003 года, вторая — в августе 2005-го. Длина моста — 317 метров и сорок метров подхода к нему. Ширина проезжей части — шестнадцать метров, что делает возможным четыре полосы движения. У моста семь пролетов по 44 метра каждый и две главные сварные двутавровые балки, объединенные связями и домкратными балками. Металлоконструкции весом 2453 тонны были изготов­лены на Брянском машиностроительном заводе.

На месте когда-то существовавшего перевоза между Бежицей и селом Глини-щевом был воздвигнут деревянный, а затем железобетонный мост, получивший название Первомайского. В районе Бежицы возведен так называемый Литейный мост выше по течению Десны. Расположен он в районе улицы Литейной, полу­чившей название от фасонолитейного завода. Раньше, чтобы попасть из Бежи­цы в Володарский район, автомобилистам приходилось ехать через центр Брян­ска. Это создавало неудобства. В 1964 году был сооружен мост через Болву, что намного укоротило путь. Все возрастающий поток автотранспорта потребовал его расширения. В девяностых годах началась реконструкция. Из-за отсутствия средств года на два-три она была приостановлена. Для движения транспорта был временно перекинут понтонный мост.

Работы были возобновлены в 2000 году. По существу, был сооружен новый красивый мост. В его строительстве участвовали военные железнодорожники, брянские фирмы «Автомост», «Мостремстрой» и еще более десяти подрядных организаций.

Украшением Брянска является вантовый пешеходный мост через Десну в роще «Соловьи». Есть в городе и понтонный мост, соединяющий летом два бе­рега реки в районе пляжа на Снежке. А еще есть мосты через Снежку, Свень...

«Центр города изрезан оврагами, через которые перейти весьма трудно, а пе­реехать никак невозможно, а обойти или объехать составляет дальнее расстоя­ние», — говорится в архивных документах о Брянске.

И вот в двадцатом столетии появляются мосты через Верхний и Нижний Суд­ки. Между ними намывают дамбы. В верхней же части оврага Нижний Судок на высоких бетонных опорах перекинут мост. Сооружен мост и в Верхнем Судке, однако он незадействован. Мосточки протянулись по склонам и оврагам. Бегут их ступеньки одна за другой вниз и вверх.

В оврагах брянских хлопают мостки

И обдают водою дождевою.

А тучи здесь, а тучи здесь низки...

Взойдешь наверх упрешься головою.

Я их касался давят ой-ей-ей.

Такие тучи на Руси не редкость,

Бредут они, набрякшие с лихвой,

Негласными трагедиями века...

Это строки поэта Юрия Фатнева из его книги «Птицы ночи».

Брянские Судки. Они многое видели на своем веку, много трагедий здесь разыгрывалось в разные времена. Старели мостики-мосточки, разрушались и снова обновлялись.

Я. Соколов