1860 год Мосты Брянска
Мосты, мосточки. Без них городу не обойтись. Более двадцати основных мостов и путепроводов имеется в Брянске. Они различны по величине и прочности. Строительство висячих, наплавных, деревянных, каменных мостов на Руси велось издавна. На смену им пришли железобетонные. Брянск в этом оригинален. Ни в одном из ближайших городов такого количества мостов нет.
В народе этот мост получил издавна название Черного. Почему? Одна из брянских газет рассказывала, что когда-то стоявший здесь деревянный мост был пропитан смолой и выглядел черным... Бытует и другое предание. Паромный перевоз осуществлял здесь когда-то человек по прозвищу Черный. Ни первое, ни второе не соответствует истине. Задолго до появления паромного перевоза и первого моста через Десну существовал Черный брод. Образовался брод в далеком прошлом, когда река Снежеть впадала в этом месте в Десну. А в наводнение и после сильных дождей сюда, ниже устья Снежети, выносилось много песка, и Десна мелела. По мнению брянского краеведа П.Н. Тихонова, а он высказал его еще в начале двадцатого столетия, название «черный» означало: брод, не имеющий хозяина, то есть государственный, иначе государев брод.
Слово «черный» имеет разнообразные толкования. «Черный» — черного цвета, масти, цвета сажи. В старину существовала «черная дань» — подушное, «чернолесье» — лиственный лес, «черный передел земли» — после переписи новый надел и раскладка повинностей... «В черный день не мирись, не кумись — ссора будет. Работа черна, да денежка бела. Черный глаз опасный». Под черным глазом подразумевается худой, плохой. Возможно, поэтому и возникло название «Черный брод», ведь река то мелела, то песок сносило, и брод становился коварным.
В конце XVIII века появился паром «Черный перевоз», а в сороковых годах девятнадцатого столетия — наплавной мост. В 1860 году открылось регулярное движение по деревянному свайному мосту. Он неоднократно ремонтировался, перестраивался. В Великую Отечественную войну Черный мост был разрушен. После освобождения Брянска армейские саперы отстроили заново деревянный мост. В шестидесятых появился здесь первый железобетонный. В связи с его аварийным состоянием в июне 1993 года начал действовать новый железобетонный мост, соединяющий Советский и Фокинский районы Брянска. Он шире, надежней, красивее прежнего. «Этот мост — уникальное сооружение, — поясняет директор МУП «Брянскмост» А. Близнюк. — На протяжении трех лет его создавали многие строительные организации: мостоотряд № 28 из Смоленска, брянские «Спецдорремстрой», «Центроэлектромонтаж», управление троллейбуса и еще много других организаций».
Сразу за мостом начинается широкая дамба. Слово «дамба» голландского происхождения. Оно означает гидротехническое сооружение в виде вала, насыпи для предохранения от затопления водой низких мест, для ограждения водохранилищ. Весной пойму Десны затопляет разлив. И вода поднимается до краев дамбы. Дамбы и мосты можно видеть, когда едешь из Советского района в Бежицкий, а также в Володарский. Когда-то из Петро-Павловского монастыря в село Полпино проходила дорога. Сооружать же здесь дамбу начали в связи с появлением железнодорожного сообщения. «Содержание шоссированного подъезда от Брянска до станции Орловско-Витебской железной дороги по постройке его (за счет казны) принять в заведование земства, для чего просить господина начальника губернии ходатайствовать, чтобы проезд был соединен с каменной мостовой вплоть до Арсенала, и для поддержания этой дороги было бы разрешено взыскивать сбор с проезжающих и за перевозку тяжестей по таксе, утвержденной законным порядком», — гласило решение Брянского уездного земства от 22 ноября 1869 года.
Министерство путей сообщения распорядилось составить проект и смету на это строительство. Взыскание платы за проезд отклонило: против выступило военное ведомство, грузы которого предполагалось перевозить с «Арсенала» на станцию. Строительство дамбы и двух новых мостов через старицы Десны шло довольно быстро и через два года в основном завершилось.
Дамба шла к наплавному мосту у Брянск-Орловского железнодорожного вокзала. Мост представлял предельно примитивное сооружение: он состоял из связок круглых бревен, соединенных вместе.
Высота земляной насыпи дамбы не рассчитывалась на максимальный разлив полых вод: не было точки измерения подъема воды, недостаточно была учтена осадка насыпи, что приводило к неоднократному размыву дамбы и ее булыжного покрытия. Такие разрушительные наводнения случались в 1875,1888,1908 годах. В 1900 году началась работа по озеленению дамбы: там стали сажать ракиты.
В 1895 году был подготовлен проект строительства постоянного моста в районе станции Брянск-Риго-Орловский. Начали было завозить материалы и забивать сваи, но вскоре дело заглохло. Была попытка строительства деревянного моста в 1921 году, но снова работы на несколько лет законсервировали.
Регулярное автобусное сообщение в Брянске началось с 1925 года. Важнейшим стал маршрут между центром города и железнодорожным вокзалом Брянск I. Он был открыт, когда вступил в строй деревянный мост через Десну, построенный по проекту инженера горкомхоза И.А. Смирнова. Длина моста равнялась тремстам метрам, высота — десяти.
В середине имелся пролет для прохождения речных судов. Торжественное открытие моста состоялось в 12 часов дня 8 октября 1927 года, а вечером открылось автобусное движение. Мост назвали Октябрьским.
В Отечественную войну мост был взорван. Гитлеровцы во время оккупации восстановили его для своих нужд, а при отступлении разрушили.
После освобождения Брянска военные строители построили новый деревянный мост. Потом был сооружен железобетонный. В начале XXI столетия началась его реконструкция с целью расширения и замены бетона стальными фермами. Реконструкция велась в две очереди. В строй первая очередь вступила в июле 2003 года, вторая — в августе 2005-го. Длина моста — 317 метров и сорок метров подхода к нему. Ширина проезжей части — шестнадцать метров, что делает возможным четыре полосы движения. У моста семь пролетов по 44 метра каждый и две главные сварные двутавровые балки, объединенные связями и домкратными балками. Металлоконструкции весом 2453 тонны были изготовлены на Брянском машиностроительном заводе.
На месте когда-то существовавшего перевоза между Бежицей и селом Глини-щевом был воздвигнут деревянный, а затем железобетонный мост, получивший название Первомайского. В районе Бежицы возведен так называемый Литейный мост выше по течению Десны. Расположен он в районе улицы Литейной, получившей название от фасонолитейного завода. Раньше, чтобы попасть из Бежицы в Володарский район, автомобилистам приходилось ехать через центр Брянска. Это создавало неудобства. В 1964 году был сооружен мост через Болву, что намного укоротило путь. Все возрастающий поток автотранспорта потребовал его расширения. В девяностых годах началась реконструкция. Из-за отсутствия средств года на два-три она была приостановлена. Для движения транспорта был временно перекинут понтонный мост.
Работы были возобновлены в 2000 году. По существу, был сооружен новый красивый мост. В его строительстве участвовали военные железнодорожники, брянские фирмы «Автомост», «Мостремстрой» и еще более десяти подрядных организаций.
Украшением Брянска является вантовый пешеходный мост через Десну в роще «Соловьи». Есть в городе и понтонный мост, соединяющий летом два берега реки в районе пляжа на Снежке. А еще есть мосты через Снежку, Свень...
«Центр города изрезан оврагами, через которые перейти весьма трудно, а переехать никак невозможно, а обойти или объехать составляет дальнее расстояние», — говорится в архивных документах о Брянске.
И вот в двадцатом столетии появляются мосты через Верхний и Нижний Судки. Между ними намывают дамбы. В верхней же части оврага Нижний Судок на высоких бетонных опорах перекинут мост. Сооружен мост и в Верхнем Судке, однако он незадействован. Мосточки протянулись по склонам и оврагам. Бегут их ступеньки одна за другой вниз и вверх.
В оврагах брянских хлопают мостки
И обдают водою дождевою.
А тучи здесь, а тучи здесь низки...
Взойдешь наверх — упрешься головою.
Я их касался — давят ой-ей-ей.
Такие тучи на Руси не редкость,
Бредут они, набрякшие с лихвой,
Негласными трагедиями века...
Это строки поэта Юрия Фатнева из его книги «Птицы ночи».
Брянские Судки. Они многое видели на своем веку, много трагедий здесь разыгрывалось в разные времена. Старели мостики-мосточки, разрушались и снова обновлялись.
Я. Соколов