Страницамонополии

1869 год МАЛЬЦЕВСКИЕ ЗАВОДЫ И РОССИЙСКИЕ МОНОПОЛИИ. БРЯНЩИНА.

С. С. ДОЗОРЦЕВ, преподаватель Брянского строительного техникума

НА РУБЕЖЕ XIX и XX вв. в наиболее развитых странах, в том числе и в России, капитализм перерос в свою высшую стадию — империализм. В.И. Ленин в ряде работ дал глубокий научный анализ империализма, его экономических и политических особенностей. Он, в частности, отмечал, что одной из отличительных черт империализма является концентрация производства, дошедшая до образования монополий, и что степень концентрации производства и могущества капиталистических монополий, отражая уровень обобществления производства, непосредственно свидетельствует о наличии экономических условий для перехода к социализму.

В России царское законодательство запрещало монополистические объединения. Это не могло помешать их возникновению, но вынуждало крупных дельцов создавать монополии либо под видом обычных акционерных обществ,  либо негласно.  Такая практика, сложившаяся в предреволюционной России,  затрудняет ныне изучение российских монополий. Отчасти поэтому в нашей историографии долгие годы бытовало мнение, во-первых, о позднем появлении монополий в  России,  во-вторых,  об отсутствии монополий высших форм — трестов и концернов. Объективно это смыкалось с утверждениями некоторых антимарксистских  теоретиков  о  социально-экономической  неподготовленности России к социалистическому перевороту, о  «случайности» Октябрьской революции.  Последние 10—15 лет ознаменовались  тем,  что  советские  исследователи,  опираясь  на ленинское учение об империализме подвергли тщательному и конкретному  изучению  социально-экономическую  структуру России начала XX в. Много усилий было затрачено и на поиски в архивах документальных свидетельств о существовании тех или иных монополистических союзов.  В результате стало очевидно, что монополистический капитал  получил в России большое развитие, господствуя к началу первой мировой войны во всех отраслях промышленности.  Общее число монополистических объединений в России 1914 года советские историки Л. Иванов и К. Тарковский определяют в 142 (1). Можно не сомневаться, что в действительности их было еще больше.

Во всяком случае, в документах одного только крупного капиталистического предприятия — «Акционерного общества мальцевских заводов» — содержатся сведения о нескольких неизвестных до настоящего времени монополистических соглашениях.

Первой монополией, к которой примкнуло Мальцевское общество, был «Совет по распределению вагонных заказов». Транспортное машиностроение являлось одной из важнейших и наиболее развитых отраслей русской промышленности. Оно возникло в 70—80-х годах в обстановке «железнодорожной горячки». Одним из первых, еще в 1869 г., начал сооружаться Радицкий вагоностроительный завод (ныне на этом месте — завод ирмаш). Он быстро вступил в строй, но до начала XX века состоял из десяти срочно воздвигутых больших деревянных цехов. Впрочем, замена их капитальными, каменными строениями не сделала предприятие передовым. Отменим, что на соседнем Брянском заводе пассажирский вагон собирался за 14 дней, товарный — за один, а на Радицком на этом требовалось соответственно 3 месяца и две недели. И все же Радицкий завод успешно боролся со своими более современными конкурентами благодаря дешевым пиломатериалам и другому сырью, получаемым от эксплуатации собственных 150 тыс. десятин земли, и особенно низкой оплате труда рабочих. Это позволяло некоторое время оставаться вне монополистических соглашений в вагоностроении, самое раннее из которых, как нам удалось установить, сложилось в 1888 г. (2). После возникновения и распада нескольких «вагонных союзов», в августе 1896 г. восемь заводов, среди которых был и Радицкйй Мальцевского общества, создали «Совет по распределению вагонных заказов». Распределению подлежали заказы казны на товарные вагоны. В октябре последовало дополнительное соглашение о распределении заказов и на пассажирские вагоны. Мальцевскому обществу должна была выделиться доля в 8,6 процента (3).

Совет прекратил свое существование. Это случилось всего через два года. Уже в ноябре 1896 года (4).

Последней и самой длительной монополией в вагоностроении являлся синдикат «Продвагон». Он был прямым продолжением объединений 90-х гг., и вполне возможно, что в период между распадом «Совета по распределению вагонных заказов» (1898 г.) и возникновением «Продвагона» (1904 г.) существовала неизвестная нам организация вагонных заводов. На такое предположение наталкивает, во первых, следующая подробная запись от 13 января 1901 года в «Журнале правления» Мальцевского общества: «...Управление железных дорог сделало запрос, о сообщении цен, на пассажирские вагоны... Представители вагоностроительных заводов, принимая во внимание, что низкие цены, по коим заводы вынуждены сдавать вагоны, почти не окупают стоимости производства и ставят Общества в крайне тяжелое положение и что всякое дальнейшее понижение цен может иметь прямо губительные для Общества последствия, в ограждение интересов всех вагоностроительных обществ заключают между собой соглашение не принимать цен на вагоны ниже назначенных представителями... В обеспечение упомянутого соглашения вагоностроительные общества вносят на xранение в С-Петербургский Учетный и Ссудный банк ценности... которые остаются залогом до выдачи Управлением железных дорог наряда на пассажирские вагоны» (5). Второе документальное свидетельство — решение совета «Продвагона», принятое 15 сентября 1906 г., истребовать из банка векселя, представленные на хранение бывшим «Советом вагоностроительных заводов» (6).

«Продвагон» объединял 13 заводов, среди которых Радицкий играл самую скромную роль. Несмотря на это, мальцевский представитель Л. Шеминцев долгие годы был председателем совета «Продвагона». Очевидно, его кандидатура являлась компромиссной для сильнейших участников синдиката. Синдикат прекратил свое существование в 1918 году, после национализации вагоностроительных заводов советским государством.

Помимо вагонов, мальцевские заводы производили и другую продукцию. Она сбывалась через сеть торговых контор, охватывавших почти всю Россию. Поэтому монополистическое регулирование производства и продажи мальцевских товаров началось поздно — после кризиса и депрессии начала XX века.

Прежде всего, оно затронуло стекольную промышленность. Эта отрасль, существовавшая в России еще в середине XVII века, в начале XX века начала бурно развиваться. Достаточно сказать, что если в 1900 г. существовало 265 стекольных заводов, выпустивших изделий на 25 млн рублей, то через десять лет число предприятий возросло до 420, а производство — до 65 млн руб. Мальцевокое общество владело тремя фабриками стекла и одной фабрикой бутылок, размеры производства которых в 1908 г. показывают следующие данные:

Название

Количество рабочих

Произведено продукции

Радицкая

Ивотская

Чернятинская

Знеберьская (бутылочная)

666

1176

845

458

444 573 руб.

825 527 »

440 982 »

175 018 »

Таким образом, Мальцевское общество концентрировало значительную долю производства стекла. Эта доля еще более повысилась после перехода к Обществу в 1912 г. Бытошской фабрики с 750 рабочими и производительностью изделий на 396 тыс. рублей (1911 г.) (8).

В  1907 г.  Мальцевское общество выступило инициатором создания постоянной организации  стеклозаводчиков. Показательно, что постоянное бюро «Съезда стеклозаводчиков» находилось в помещении  Мальцевского  правления.  В  том же 1907 г. Малыцевское общество явилось пионером создания  и первого  стекольного  синдиката.  В него вошли,  помимо мальцевских заводов, три южные фирмы, и само действие синдиката распространялось только на юг России. Соглашение касалось только бутылок, для сбыта которых учреждалась в Екатеринославе (теперь — Днепропетровск)  общая  контора.  Создание синдиката сразу же принесло  объединившимся  фабрикантам ощутимые выгоды, тан как удалось значительно поднять цены.             Но, как указывал В.И. Ленин, создание монополий не ликвидирует конкуренцию. Участники «бутылочного синдиката» также ожесточенно соперничали между собой и систематически нарушали соглашение. Особенно «отличалось» Мальцевское общество, оно переманивало покупателей,  устанавливало цены, ниже обусловленных, и т.д. Это привело синдикат к распаду в 1910 г. (9).

В июне 1914 года, накануне первой мировой войны, состоялся съезд фабрикантов бемского стекла.  Участвовали  представители и Мальцевского общества. Было подписано соглашение, которое очень хорошо иллюстрирует тот общеизвестный факт, что  господство монополий  зачастую  тормозит развитие производительных сил.  Фабриканты бемского стекла,  договорившись продавать свою продукцию «по одинаковым ценам и условиям по всей территории  Российской империи», обязывались не строить новых ванн и печей, не расширять существующих и не переходить с какого-либо производства на бемское стекло без разрешения общего собрания участников».  Таким способом они надеялись не допустить снижения цен. Соглашение по бемскому стеклу действовало до 1 января 1916 г. (10).

Цементная промышленность являлась одной из молодых отраслей, возникших в конце XIX века. Но уже в 1900 г. три крупнейших предприятия юга России заключили первый договор о регулировании производства и сбыта цемента. В 1903 году был учрежден синдикат под названием «Русское товарищество торговли цементами». Он монополизировал 9/10 мощностей всех южных заводов. Именно в этот период Мальцевское общество построило свой цементный завод в районе Брянска (1901 г.). Между иим и Товариществом разгорелась ожесточенная борьба. Однако в 1909 г. в обстановке резкого возрастания спроса на строительные материалы Мальцевское правление решило вступить в соглашение с Товариществом. Детальным договором устанавливались единые цены для каждого района центральных и южных губерний, причем разграничивались территории сбыта между Мальцевским обществом и Товариществом. Соглашение действовало вплоть до начала мировой войны (11). Параллельно с этим в 1912—1914 гг. действовал договор Мальцевского общества с Центральным бюро портландцементных заводов Польши, которым также устанавливались отдельные "торговые зоны" (12). Наконец, Мальцевское общество, не объединяясь формально в единую организацию с заводами Центра, частичными соглашениями с ними регулировало продажу цемента в Московском районе (13).

Важными видами продукции мальцевского комбината являлось чугунное литье, в том числе посудное. По посудному литью мальцевские заводы достигли особенно высокого уровня монополизации рынка, выпуская в России половину всего этого товара массового спроса. Почти всю другую половину производили многочисленные чугуноплавильные заводы Калужской и Тульской губерний. Производство чугунною мелкого литья сложилось здесь издавна, на базе местных руд. Бедные железом — всего 35—40% — они отличались легкоплавкостью. В период предвоенного промышленного подъема неожиданная конкуренция со стороны крупных южных металлургических заводов заставила Мальцевское общество и других давних производителей литья Центрального района вступить между собой в соглашение. В Москве в 1908 г. состоялся специальный съезд, на котором удалось договориться о единых минимальных ценах. Договор заключался на год. Но благодаря соглашению цены на литье поднялись, поэтому договор был продлен. Постепенно к нему примкнули почти все посудозаводчики Центра. Соглашение действовало, по крайней мере, до июля 1917 года (14).

В 1908—1913 гг. Мальцевское общество заключало соглашение с польскими заводами о единых ценах на приборы центрального отопления и чугунные сливные трубы.

Сохранился договор на чугунные эмалированные ванны между Мальцевским обществом и его соседом и давним конкурентом — Думиничским заводом. Договор действовал с 1910 по 1916 год.