СтраницаМногопартийность

Многопартийность в Брянске, год 1990.

 
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА СТРАНЫ. ГОД 90-И
Он примечателен отменой ст. 6 Конституции страны, бурным ростом новых
политических партий и их юридическим оформлением. С развитием этих процессов
в нашем обществе происходит смена самих механизмов политической деятельности.
Эта деятельность стала легальной по форме, массовой по масштабам, интенсивной
по характеру. Происходит трансформация так называемого неформального,
т. е. самодеятельного движения граждан в сторону его политизации и правового
конститунроваиия.
Тем самым формируются политические партии как инструменты для выражения
массовых социальных интересов и реализации их через институты власти. Импульсы
к этому процессу исходят и из логики развития рыночных отношений, которые
способствуют дифференциации социальных интересов. Но становление многопартийности
в нашей стране не есть нечто повседневное. Все мы наблюдаем
знаменательный процесс — «революция сверху» смыкается с «революцией снизу»,
с инициативой трудящихся Многопартийность энергично вовлекает граждан
в политический процесс н способствует тем самым созданию предпосылок для
необратимости реформ в стране. В этом состоит ее позитивная роль как регулятора
общественных отношении. Но этой мыслью нами еще далеко не все сказана 4
...В своих размышлениях на данную тему не хочется быть просто холодным
аналитиком, ведь речь идет о процессах, затрагивающих людские судьбы. Я давно
и много общался со многими из брянских «неформалов». Вместе собирались на
митинги, вместе осуждали существующие несправедливости, многое делали вместе.
Сейчас все мы уже не в одной партии. Теперь мы — разные, мы — порознь. Вот так
время может безжалостно разводить людей в разные стороны, на разные позиции.
Политический плюрализм активно вторгается в нашу жизнь и ставит всех перед
выбором: С кем быть? Кому верить? Куда идти?
Политическая карта нашей страны в этом году значительно изменилась. В марте
на Ш съезде народных депутатов была упразднена ст. 6 Конституции СССР. Ктобы
смог предположить, что уже к середине года около 20 формирующихся партий
сумеют не только заявить о себе, но и создать свои общесоюзные структуры,
провести ряд практических акций. На территории России свыше 40 организаций
и движений претендуют на роль политических партий. Совсем как грибы после
' дождя! Такова реальность, принесшая в нашу жизнь невиданную ранее динамику
политического развития.
Называть все возникающие партии, делать детальный разбор их программ,
тактики действий в этой статье не представляется возможным. Мы можем лишь
отослать читателя к уже имеющимся аналитическим материалам по этому
вопросу.(См.,например: «Новые общественно-политические организации, партии
и движения» — Известия ЦК КПСС,— 1990, N 8 ) . Программы этих партий
представляют весь спектр политического сознания современного советского
общества. В качестве самых основных идейных течений, отраженных в этих
документах, можно выделить такие, как социал-демократическое, неолиберальное,
национал-патриотическое, экологическое, христианско-демократическое, популистское.
Этим важнейшим идейным течениям, ориентация» примерно и соответствует
«букет» основных возникающих партии. В этом спектре евть свои «левые»
и «правые», еать и «центр», т. е. умеренные. Партии несут не только какой-то
идейный багаж, но и выражают чьи-то социальные интересы. Надо, однако, сказать,
что их связь с интересами социальных групп часто весьма туманна, неопределенна.
1 Но постепенно эти связь вырисовывается, о чем мы можем судить по самим
названиям партий: «хрнстиаиско-демократическая», «крестьянская», «партия
диктатуры пролетариата» и т. л. Можно встретить и более экзотичные названия —
«информационно-народная партия», «православный монархический орден союз»,
«республиканская дальневосточная партия свободы».
Формирующиеся партии стремятся к активному участию в политической жизни.
Они разрабатывают собственные программы, предлагают свое понимание проблем
общества. Тем самым идейно-политический процесс становится все более
( многогранным, многовариантным, а политическое время в целом обнаруживает все
более высокие темпы. Однако многопартийность имеет пока как бы «декоративный»,
во многом формальный характер. Например, КПСС на территории России владеет
85-ю процентами всех средств массовой информации. Можно ли в случае такой
монополии вести речь о реальной многопартийности, о равных возможностях
участия в политике?
Надо отметить н то, что формирование новых партий часто возглавляют
народные депутаты, например А. Оболенский, Н. Травкин, Ю. Черн ячейка Они
придают этим партиям не только известность, притягательность, ио и привносят
в практику передовые образцы политической культуры, которой так остро не
хватает сейчас всем гражданам.
 

ДУЮТ ВЕТРЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН В ДРЕВНЕМ БРЯНСКЕ

 
Сравнительно быструю эволюцию проделывает и идейно-политическая ситуация
V в Брянске. Город этот часто называют консервативным, и для этого имеются
основания. Демократическое движение здесь не получило, на наш взгляд .высокоорганизованных
н многообразных форм. И все-таки развитие пробивает себе дорогу
и в нашем городе.
Где-то с весны этого гожа начался интенсивный распад таких неформальных
структур, как движение «совет общественных инициатив» (СОИ) и политклуб
избирателей «Брянское вече». Обозначилась дифференциация позиций: либо
переход в новые партии, намерения выйти из КПСС или же остаться в ней, либо
вообще отойти от политики. ...Часто ловлю себя в связи с этим на одной мысли:
многое, очень многое потеряли местные партийные органы, не сумев (а может, не
пожелав?) пойти на деловой контакт с некоторыми из неформальных объединений.
Теперь уже поздно. «Поезда» ушли, причем по разным направлениям.
Из всех новых партий наибольшее внимание в Брянске обрела, судя по нашим
наблюдениям,«Демократическая партия России» (ДПР). Называют ее по-разному:
«партия Травкина», «партия здравого смысла», «народная партия». В августе
состоялась учредительная конференция ее областной территориальной организации.
В ее активе ряд народных депутатов местных Советов: С Белышев, О. Тарабу-
кнн, Г. Шилин. Многие из членов партии— это бывшие неформалы из «совета
общественных инициатив», рабочие ряда крупных предприятий, представители
местной интеллигенции. Ну а поскольку между СОИ и местными органами
власти особой дружбы никогда не имелось, то возможность совместной деятельности
даже по важным общим проблемам жизни пока, скорее, под знаком вопроса.
Видимо, элемент взаимного недоверия и даже конфронтации во взаимоотношениях
еще немалое время будет иметь место, отравляя общественную атмосферу. Причин
тому много, н вряд ли стоит винить в этом лишь одну из сторон.
...Программа ДПР мне нравится по многим позициям. Документ написан
популярно, без идеологического «словоблудия». Суверенитет, гражданское общество,
борьба с тоталитаризмом, рынок, возрождение национальной культуры — все
это я одобряю. Думаю, что такая программа поможет сделать партию массовой
и влиятельной силой. Однако лозунги и декларации нередко расходятся с реальными
делами. Тут и возникают некоторые противоречия практической политической
деятельности.
Побывав в Парке им. А. К. Толстого и послушав членов ДПР, возникает
впечатление, что кто-то пришел в эту партию вовсе не для борьбы «за ликвидацию
монополии КПСС на власть», как гласит ее программа, а для того, чтобы бороться
за «выключение КПСС из политической' жизни нашего общества», к чему
призывают отдельные ораторы. Согласитесь, 1-й и 2-й тезисы явно не совпадают.
Лидер партии И. Травкин заявляет, что «никакой,охоты на ведьм не ожидается». Но
на собраниях же здесь можно услышать, что «коммунисты съедят всех своими
зубами» — и бойтесь их! Вот так. А программа же ДПР гласит: партия «выступает
против вражды ... и идейной нетерпимости». В последнее время стал раздаваться
и призыв «разваливать КПСС изнутри». И опять вопреки программе партии — ее
тезисы о невмешательстве во внутренние дела других партий. Где же логика и кому
верить?
Подобных противоречий немало, но мы фиксируем их вовсе не для того, чтобы
уличить «демократов» в каких-то грехах. Нам важно показать противоречивость
становления реальной многопартийности. Многие трудности и издержки этого
процесса связаны со сложной эволюцией перехода общества от тоталитаризма
к демократии, от идейной вражды к веротерпимости, к свободе человека.
В нашем городе действует партия «Демократический союз». С самого начала
своего создания (май 1988г.) она считает себя оппозиционной по отношению
к КП СС, с противостоящей партийно-государственн ой системе». Это первая в стране
партия, объявившая себя таковой. В ее программе также есть интересные идеи
и подходы. Но логика противостояния объективно ведет на практике (а нас
интересует прежде всего практическая деятельность новых партий) к идейному
и политическому экстремизму. Это проявляется часто в хулиганских выходках
и рядовых членов партии, и ее лидеров — несанкционированные митинги, сжигание
государственной символики, портретов В.И.Ленина, оскорбление Президента
страны. Некритическая ориентация на ряд западных ценностей (особенно —
безудержное возвеличивание частной собственности) заставляет иногда усомниться
в наличии способности учитывать реальности страны экономического, историческо-
го, культурно-психологического характера. Разумеется, партия делает лишь первые
шаги. Но балансирование на грани конфронтации, идейная нетерпимость по
отношению к коммунистам, которые с фашистами «два сапога парах (как написал
мне в письме один из членов этой партии — В. Г.) — все это не просто отталкивает,
но и шокирует многих людей. Автор этих строк знаком с подобными явлениями
и высказывал свое критическое отношение к ним. (См.:«Эксплуатацня настроений
»— «Брянский рабочий»—1990, 18 августа). В нашем обществе остры
идейное противостояние, социальная напряженность, институты власти испытывают
кризис доверия. В такой ситуации крайности в политике, политический экстремизм
евть одна из самых серьезных опасностей для демократических реформ. Тирания
возникает из ... самой демократии— любил говорить древнегреческий философ
Платон.
В Брянске имеется и небольшая неформальная группа, именующая себя
«Русским народным фронтом». Ее члены выступают за возрождение национального
языка, культуры,нравственности. Большой известности и веса она не имеет. Партия
же «зеленых» представлена, по нашим сведениям, лишь несколькими, хотя
и известными участниками (М. Шубин, К. Николаев). Политизированных формирований
с другими платформами, заявивших о себе публично, пока не наблюдается.
О ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
И ГРАЖДАНСКОМ СОГЛАСИИ.
Многопартийность в нашем обществе находится как бы в стадии детства, когда
осваивается собственное «Я». Каждый же народ, по мысли Н. Бердяева, делает
революцию с тем духовным багажом, который накоплен им в прошлом. Он
л) привносит в нее все свои грехи и пороки. Этим во многом и определяются характерные
черты современной многопартийности.
Приходится отмечать, что в деятельности многих партий присутствуют, увы, все
те же формы политико-правовой, нравственной культуры, которые сформировались
в условиях недемократичного общества и получившие развитие на почве нннешннх
реальностей. Это, например, негативизм по отношению к истории, выражающийся
во многих случаях в демонтаже памятников В. И. Ленину, их осквернении (что
случилась и на Брянском камвольном комбинате). Это нетерпимость к идее
социализма, одной из самых древних и богатых идей в общественной мысли. Рост
антикоммунизма в нашей стране евть очевидный факт. Это ориентация в основном
на разрушающую деятельность (Долой! В отставку!), а не на созидание новых
структур и общественных отношений.
Примеры «этого» можно приводить и дальше, но не в этом дело. Все дело
в необходимости духовного самоочищения, освобождения от рабской психологии.
...Когда один из ораторов на митинге воскликнул. «Мы все рабы!», —мне захотел ас ь
сказать ему, что он во многом прав. Мы все дети своего времени. Мы порождены
эпохой «казарменного» социализма, ее психологией, моралью, традициями. Груз
этого наследия еще долго будет сковывать и омрачать наш путь к демократии.
Политический плюрализм, к которому мы пришли, евть инструмент, которым надо
уметь пользоваться. Один из членов «Брянского русского народного фронта»,
будучи освистанным оппонентами в парке Толстого за « инакомыслие», сетовал:
«Вот подумайте, ну какая-же это демократия? Своих они слушают, наших-
v %вистывают.Разве это правильно?» Все верно — не демократия это, а охлократия,
S, е. власть толпы, и ничего более.
Идейно-политическое размежевание глубоко затронуло и саму КПСС В этом
году из нее вышло несколько сотен- тысяч членов. (Из Брянской областной
организации к концу сентября— более 4-х тысяч, а вступило в ее ряды, за это
время,— 326. На 1 октября 1990 года в областной парторганизации состой! на
учете 101.563 коммуниста). ...Мотивы выхода разные, но очень часто— глубокое
разочарование людей. « Не могу быть в одной партии с теми, кто обманывал народ,
кто проворовался, кто не желает перестройки» — так признался мне мой приятель.
Что ж, его вполне можно понять... Большой отток из партии есть признак ее
серьезного кризиса Единственный путь самосохранения КПСС состоит в глубоком
реформировании внутрипартийных отношений. Основа для этого имеется. В партии
остаются люди, преданные демократии и способные бороться за ее утверждение.
В условиях идейного размежевания и социально-политической нестабильности
общество объективно нуждается в наличии партии, стоящей на ценностях
социалистического идеала — справедливость, социальное равенство, гуманизм.
Автор настоящей статьи выступает за развитие демократического движения
коммунистов, за активное формирование левого крыла в партии. В этом он видит
ключ к решению многих проблем в своей партии.
Становление в нашем городе многопартийности ставит вопрос о необходимости
достижения гражданского мира и согласия как важного условия ненасильственного
проведения реформ в стране. Возможно ли это? На наш взгляд, да. Наличие общих
проблем будет побуждать партии если не к «братству», то уж по-меньшей мере
к взаимопониманию и терпимости друг к другу, к согласию по фундаментальным
вопросам. Это я есть тот минимум цивилизованности, который необходимо
достигнуть. Каковы инструменты для этого? Имеется ли какой-то опыт? Да,
имеется. В стране есть попытки достичь соглашений между партиями (с участием
и КПСС) по ключевым вопросам, создать механизмы связей и формы сотрудничества.
В ряде городов (Волгоград, Оренбург, Алма-Ата) с участием ряда партий
достигнуты соглашения о политической стабилизации на период перехода к рынку.
В нашем городе необходимо возобновить работу клуба с участием всех партий.
Необходимо, чтобы между партиями и движениями был заключен своеобразный
«кодекс гражданского согласия» как свод норм политической этики, обязательных
к исполнению. Местные органы должны помочь другим партиям, соблюдающим А
Конституцию, в создании материальных условий для легальной политической
деятельности. Сделать надо многое, причем не откладывая в долгий ящик. Ради
демократизации нашего общества не стоит пожалеть ии сил, ни средств, ни времени.
В. ГОРБАЧЕВ.
преподаватель философии Брянского госпединститута, член КПСС