СтраницаМногопартийность

Многопартийность в Брянске. 1990 год.

СТАНОВЛЕНИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ В БРЯНСКЕ ГРАНИ НОВЫХ РЕАЛЬНОСТЕЙ

Многое изменилась в Порке им. А. К. Толстого, возле музея Брянского
лето. Еще год назад здесь собирались местные неформалы из «совета
 общественных инициатив». Сейчас то движение уже не существует.
 Распался иЬполитклуб «Брянское вече». Но на пятачке у музея по
 четвергам по-прежнему собираются люди. Однако большинство из них
 приходят сюда уже а качестве членов новых формирующихся партий,
о которых мы расскажем ниже. Происходит политическое самоопределе-
 ние граждан.
Ничто не может устоять перед силой течения политического времени.
м В самом начале 199О года можно было лишь весьма робко обсуждать
и вопрос о возможности многопартийности в нашем обществе. Теперь она
, стала реальностью. Формирование политических партий пошло настолько
стремительно, что надо не только изучать arm процесс, но и приспособлять
свои действия к новым объективным условиям.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА СТРАНЫ. ГОД 90-И
Он примечателен отменой ст. 6 Конституции страны, бурным ростом новых
политических партий и их юридическим оформлением. С развитием этих процессов
в нашем обществе происходит смена самих механизмов политической деятельности.
Эта деятельность стала легальной по форме, массовой по масштабам, интенсивной
по характеру. Происходит трансформация так называемого неформального,
т. е. самодеятельного движения граждан в сторону его политизации и правового
конститунроваиия.
Тем самым формируются политические партии как инструменты для выражения
массовых социальных интересов и реализации их через институты власти. Импульсы
к этому процессу исходят и из логики развития рыночных отношений, которые
способствуют дифференциации социальных интересов. Но становление многопартийности
в нашей стране не есть нечто повседневное. Все мы наблюдаем
знаменательный процесс — «революция сверху» смыкается с «революцией снизу»,
с инициативой трудящихся Многопартийность энергично вовлекает граждан
в политический процесс н способствует тем самым созданию предпосылок для
необратимости реформ в стране. В этом состоит ее позитивная роль как регулятора
общественных отношении. Но этой мыслью нами еще далеко не все сказана 4
...В своих размышлениях на данную тему не хочется быть просто холодным
аналитиком, ведь речь идет о процессах, затрагивающих людские судьбы. Я давно
и много общался со многими из брянских «неформалов». Вместе собирались на
митинги, вместе осуждали существующие несправедливости, многое делали вместе.
Сейчас все мы уже не в одной партии. Теперь мы — разные, мы — порознь. Вот так
время может безжалостно разводить людей в разные стороны, на разные позиции.
Политический плюрализм активно вторгается в нашу жизнь и ставит всех перед
выбором: С кем быть? Кому верить? Куда идти?
Политическая карта нашей страны в этом году значительно изменилась. В марте
на Ш съезде народных депутатов была упразднена ст. 6 Конституции СССР. Ктобы
смог предположить, что уже к середине года около 20 формирующихся партий
сумеют не только заявить о себе, но и создать свои общесоюзные структуры,
провести ряд практических акций. На территории России свыше 40 организаций
и движений претендуют на роль политических партий. Совсем как грибы после
' дождя! Такова реальность, принесшая в нашу жизнь невиданную ранее динамику
политического развития.
Называть все возникающие партии, делать детальный разбор их программ,
тактики действий в этой статье не представляется возможным. Мы можем лишь
отослать читателя к уже имеющимся аналитическим материалам по этому
вопросу.(См.,например: «Новые общественно-политические организации, партии
и движения» — Известия ЦК КПСС,— 1990, N 8 ) . Программы этих партий
представляют весь спектр политического сознания современного советского
общества. В качестве самых основных идейных течений, отраженных в этих
документах, можно выделить такие, как социал-демократическое, неолиберальное,
национал-патриотическое, экологическое, христианско-демократическое, популистское.
Этим важнейшим идейным течениям, ориентация» примерно и соответствует
«букет» основных возникающих партии. В этом спектре евть свои «левые»
и «правые», еать и «центр», т. е. умеренные. Партии несут не только какой-то
идейный багаж, но и выражают чьи-то социальные интересы. Надо, однако, сказать,
что их связь с интересами социальных групп часто весьма туманна, неопределенна.
1 Но постепенно эти связь вырисовывается, о чем мы можем судить по самим
названиям партий: «хрнстиаиско-демократическая», «крестьянская», «партия
диктатуры пролетариата» и т. л. Можно встретить и более экзотичные названия —
«информационно-народная партия», «православный монархический орден союз»,
«республиканская дальневосточная партия свободы».
Формирующиеся партии стремятся к активному участию в политической жизни.
Они разрабатывают собственные программы, предлагают свое понимание проблем
общества. Тем самым идейно-политический процесс становится все более
( многогранным, многовариантным, а политическое время в целом обнаруживает все
более высокие темпы. Однако многопартийность имеет пока как бы «декоративный»,
во многом формальный характер. Например, КПСС на территории России владеет
85-ю процентами всех средств массовой информации. Можно ли в случае такой
монополии вести речь о реальной многопартийности, о равных возможностях
участия в политике?
Надо отметить н то, что формирование новых партий часто возглавляют
народные депутаты, например А. Оболенский, Н. Травкин, Ю. Черн ячейка Они
придают этим партиям не только известность, притягательность, ио и привносят
в практику передовые образцы политической культуры, которой так остро не
хватает сейчас всем гражданам.

ДУЮТ ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН В ДРЕВНЕМ БРЯНСКЕ
Сравнительно быструю эволюцию проделывает и идейно-политическая ситуация
V в Брянске. Город этот часто называют консервативным, и для этого имеются
основания. Демократическое движение здесь не получило, на наш взгляд .высокоорганизованных
н многообразных форм. И все-таки развитие пробивает себе дорогу
и в нашем городе.
Где-то с весны этого гожа начался интенсивный распад таких неформальных
структур, как движение «совет общественных инициатив» (СОИ) и политклуб
избирателей «Брянское вече». Обозначилась дифференциация позиций: либо
переход в новые партии, намерения выйти из КПСС или же остаться в ней, либо
вообще отойти от политики. ...Часто ловлю себя в связи с этим на одной мысли:
многое, очень многое потеряли местные партийные органы, не сумев (а может, не
пожелав?) пойти на деловой контакт с некоторыми из неформальных объединений.
Теперь уже поздно. «Поезда» ушли, причем по разным направлениям.
Из всех новых партий наибольшее внимание в Брянске обрела, судя по нашим
наблюдениям,«Демократическая партия России» (ДПР). Называют ее по-разному:
«партия Травкина», «партия здравого смысла», «народная партия». В августе
состоялась учредительная конференция ее областной территориальной организации.
В ее активе ряд народных депутатов местных Советов: С Белышев, О. Тарабу-
кнн, Г. Шилин. Многие из членов партии— это бывшие неформалы из «совета
общественных инициатив», рабочие ряда крупных предприятий, представители
местной интеллигенции. Ну а поскольку между СОИ и местными органами
власти особой дружбы никогда не имелось, то возможность совместной деятельности
даже по важным общим проблемам жизни пока, скорее, под знаком вопроса.
Видимо, элемент взаимного недоверия и даже конфронтации во взаимоотношениях
еще немалое время будет иметь место, отравляя общественную атмосферу. Причин
тому много, н вряд ли стоит винить в этом лишь одну из сторон.
...Программа ДПР мне нравится по многим позициям. Документ написан
популярно, без идеологического «словоблудия». Суверенитет, гражданское общество,
борьба с тоталитаризмом, рынок, возрождение национальной культуры — все
это я одобряю. Думаю, что такая программа поможет сделать партию массовой
и влиятельной силой. Однако лозунги и декларации нередко расходятся с реальными
делами. Тут и возникают некоторые противоречия практической политической
деятельности.
Побывав в Парке им. А. К. Толстого и послушав членов ДПР, возникает
впечатление, что кто-то пришел в эту партию вовсе не для борьбы «за ликвидацию
монополии КПСС на власть», как гласит ее программа, а для того, чтобы бороться
за «выключение КПСС из политической' жизни нашего общества», к чему
призывают отдельные ораторы. Согласитесь, 1-й и 2-й тезисы явно не совпадают.
Лидер партии И. Травкин заявляет, что «никакой,охоты на ведьм не ожидается». Но
на собраниях же здесь можно услышать, что «коммунисты съедят всех своими
зубами» — и бойтесь их! Вот так. А программа же ДПР гласит: партия «выступает
против вражды ... и идейной нетерпимости». В последнее время стал раздаваться
и призыв «разваливать КПСС изнутри». И опять вопреки программе партии — ее
тезисы о невмешательстве во внутренние дела других партий. Где же логика и кому
верить?
Подобных противоречий немало, но мы фиксируем их вовсе не для того, чтобы
уличить «демократов» в каких-то грехах. Нам важно показать противоречивость
становления реальной многопартийности. Многие трудности и издержки этого
процесса связаны со сложной эволюцией перехода общества от тоталитаризма
к демократии, от идейной вражды к веротерпимости, к свободе человека.
В нашем городе действует партия «Демократический союз». С самого начала
своего создания (май 1988г.) она считает себя оппозиционной по отношению
к КП СС, с противостоящей партийно-государственн ой системе». Это первая в стране
партия, объявившая себя таковой. В ее программе также есть интересные идеи
и подходы. Но логика противостояния объективно ведет на практике (а нас
интересует прежде всего практическая деятельность новых партий) к идейному
и политическому экстремизму. Это проявляется часто в хулиганских выходках
и рядовых членов партии, и ее лидеров — несанкционированные митинги, сжигание
государственной символики, портретов В.И.Ленина, оскорбление Президента
страны. Некритическая ориентация на ряд западных ценностей (особенно —
безудержное возвеличивание частной собственности) заставляет иногда усомниться
в наличии способности учитывать реальности страны экономического, историческо-
го, культурно-психологического характера. Разумеется, партия делает лишь первые
шаги. Но балансирование на грани конфронтации, идейная нетерпимость по
отношению к коммунистам, которые с фашистами «два сапога парах (как написал
мне в письме один из членов этой партии — В. Г.) — все это не просто отталкивает,
но и шокирует многих людей. Автор этих строк знаком с подобными явлениями
и высказывал свое критическое отношение к ним. (См.:«Эксплуатацня настроений
»— «Брянский рабочий»—1990, 18 августа). В нашем обществе остры
идейное противостояние, социальная напряженность, институты власти испытывают
кризис доверия. В такой ситуации крайности в политике, политический экстремизм
евть одна из самых серьезных опасностей для демократических реформ. Тирания
возникает из ... самой демократии— любил говорить древнегреческий философ
Платон.
В Брянске имеется и небольшая неформальная группа, именующая себя
«Русским народным фронтом». Ее члены выступают за возрождение национального
языка, культуры,нравственности. Большой известности и веса она не имеет. Партия
же «зеленых» представлена, по нашим сведениям, лишь несколькими, хотя
и известными участниками (М. Шубин, К. Николаев). Политизированных формирований
с другими платформами, заявивших о себе публично, пока не наблюдается.

О ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ГРАЖДАНСКОМ СОГЛАСИИ.
Многопартийность в нашем обществе находится как бы в стадии детства, когда
осваивается собственное «Я». Каждый же народ, по мысли Н. Бердяева, делает
революцию с тем духовным багажом, который накоплен им в прошлом. Он
л) привносит в нее все свои грехи и пороки. Этим во многом и определяются характерные
черты современной многопартийности.
Приходится отмечать, что в деятельности многих партий присутствуют, увы, все
те же формы политико-правовой, нравственной культуры, которые сформировались
в условиях недемократичного общества и получившие развитие на почве нннешннх
реальностей. Это, например, негативизм по отношению к истории, выражающийся
во многих случаях в демонтаже памятников В. И. Ленину, их осквернении (что
случилась и на Брянском камвольном комбинате). Это нетерпимость к идее
социализма, одной из самых древних и богатых идей в общественной мысли. Рост
антикоммунизма в нашей стране евть очевидный факт. Это ориентация в основном
на разрушающую деятельность (Долой! В отставку!), а не на созидание новых
структур и общественных отношений.
Примеры «этого» можно приводить и дальше, но не в этом дело. Все дело
в необходимости духовного самоочищения, освобождения от рабской психологии.
...Когда один из ораторов на митинге воскликнул. «Мы все рабы!», —мне захотел ас ь
сказать ему, что он во многом прав. Мы все дети своего времени. Мы порождены
эпохой «казарменного» социализма, ее психологией, моралью, традициями. Груз
этого наследия еще долго будет сковывать и омрачать наш путь к демократии.
Политический плюрализм, к которому мы пришли, евть инструмент, которым надо
уметь пользоваться. Один из членов «Брянского русского народного фронта»,
будучи освистанным оппонентами в парке Толстого за « инакомыслие», сетовал:
«Вот подумайте, ну какая-же это демократия? Своих они слушают, наших-
освистывают.Разве это правильно?»
Идейно-политическое размежевание глубоко затронуло и саму КПСС В этом
году из нее вышло несколько сотен- тысяч членов. (Из Брянской областной
организации к концу сентября— более 4-х тысяч, а вступило в ее ряды, за это
время,— 326. На 1 октября 1990 года в областной парторганизации состой! на
учете 101.563 коммуниста). ...Мотивы выхода разные, но очень часто— глубокое
разочарование людей. « Не могу быть в одной партии с теми, кто обманывал народ,
кто проворовался, кто не желает перестройки» — так признался мне мой приятель.
Что ж, его вполне можно понять... Большой отток из партии есть признак ее
серьезного кризиса Единственный путь самосохранения КПСС состоит в глубоком
реформировании внутрипартийных отношений. Основа для этого имеется. В партии
остаются люди, преданные демократии и способные бороться за ее утверждение.
В условиях идейного размежевания и социально-политической нестабильности
общество объективно нуждается в наличии партии, стоящей на ценностях
социалистического идеала — справедливость, социальное равенство, гуманизм.
Автор настоящей статьи выступает за развитие демократического движения
коммунистов, за активное формирование левого крыла в партии. В этом он видит
ключ к решению многих проблем в своей партии.
Становление в нашем городе многопартийности ставит вопрос о необходимости
достижения гражданского мира и согласия как важного условия ненасильственного
проведения реформ в стране. Возможно ли это? На наш взгляд, да. Наличие общих
проблем будет побуждать партии если не к «братству», то уж по-меньшей мере
к взаимопониманию и терпимости друг к другу, к согласию по фундаментальным
вопросам. Это я есть тот минимум цивилизованности, который необходимо
достигнуть. Каковы инструменты для этого? Имеется ли какой-то опыт? Да,
имеется. В стране есть попытки достичь соглашений между партиями (с участием
и КПСС) по ключевым вопросам, создать механизмы связей и формы сотрудничества.
В ряде городов (Волгоград, Оренбург, Алма-Ата) с участием ряда партий
достигнуты соглашения о политической стабилизации на период перехода к рынку.
В нашем городе необходимо возобновить работу клуба с участием всех партий.
Необходимо, чтобы между партиями и движениями был заключен своеобразный
«кодекс гражданского согласия» как свод норм политической этики, обязательных
к исполнению. Местные органы должны помочь другим партиям, соблюдающим А
Конституцию, в создании материальных условий для легальной политической
деятельности. Сделать надо многое, причем не откладывая в долгий ящик. Ради
демократизации нашего общества не стоит пожалеть ии сил, ни средств, ни времени.
В. ГОРБАЧЕВ. преподаватель философии Брянского госпединститута, член КПСС