МИФЫ, РЕАЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ БРЯНСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА
В последнее время в средствах массовой информации появился целый ряд заявлений, публикаций и интервью о проектах развития аэропорта, открытии новых авиарейсов, привлечении крупных инвестиций... Все это было бы интересно, если бы большинство заявлений соответствовало реальному положению дел, а также нормам и правилам, принятым в гражданской авиации. Человек, делающий подобные заявления, или не владеет вопросами организации полетов, или считает руководителей области и все население полными профанами в авиационной отрасли, которым можно вешать лапшу на уши.
Но обо всем по порядку. Как известно, новый эропорт Брянск был построен и сдан в эксплуатацию в 1994 году для воздушных линий — для приема и выпуска самолетов весом 61 онна. Расчет велся под новый тогда Як-42. А уже в 1995-м его статус повысился. Брянску разрешили рринимать международные рейсы (постановление правительства № 1313-Р от 19.09.1995 г.).
Авиатрядом предприятия совместно с ленинградским институтом Аэропроэкт был выполнен целый ряд оргтехмероприятий, в результате которых аэропорт Брянск получил допуск к приему самолетов типа Ил-76, Гу-154, Ту-204 и их аналогов весом 200 тонн. Он эыл укомплектован всей геобходимой спецтехникой для очистки взлет- но-посадочной полосы з осенне-зимний период с обслуживанием самолетов, аэронавигационным, светосигнальным и другим необходимым оборудованием. Для понимания реальных возможностей аэропорта приведу лишь один пример: в 1997 году через аэропорт Брянск эыло перевезено около 10 тысяч тонн международного груза, десятки тысяч пассажиров.
Теперь о мифах. В феврале этого года было разрекламировано начало регулярных авиарейсов на самолетах Бornier-328 австро-швейцарской компанией Alpen-Air между Брянском, Москвой и Санкт-Петербургом. Где эти рейсы? А их ведь не могло быть в принципе. По российским законам запрещается выполнять внутренние авиарейсы иностранным авиакомпаниям...
27 февраля в международном аэропорту Брянск состоялась презентация проекта по созданию завода по сервисному обслуживанию летной техники. Причем строиться объект будет постепенно. На первой стадии реализации проекта в Брянске создадут сервисный центр для бизнес-джетов и узкофюзеляжных самолетов. На второй — для широкофюзеляжных самолетов. На третьей стадии аэропорт сможет принимать Airbus А 380» (см. официальный сайт Брянской городской администрации), презентовали в аэропорту, но в России нет ни одного авиационного объекта, который бы назывался «заводом по сервисному обслуживанию летной техники». И уж совсем дилетантски звучит заявление о возможности принятия на третьей стадии аэропортом Брянск самолета Airbus А 380. Известно, самолет А 380 является самым большим серийным авиалайнером в мире.
... Корреспондент газеты задал директору вопрос. «Планируется открытие авиарейсов из Брянска в Барселону?» «Да, мы собираемся это сделать. Наша взлетно-посадочная полоса позволяет принимать такие типы судов, которыми испанские партнеры хотят летать к нам»,— был ответ. Это уже не миф, а чистой воды обман. Весной 2013 года туроператор «Пегас» объявил об открытии чартерного рейса по маршруту Брянск — Барселона — Брянск. Многие жители города и области купили туры в Испанию только из-за удобства вылета. Когда подошло назначенное время, туристов посадили в автобусы и отвезли в московский аэропоот Домодедово!
Найти деньги на два судна: - В том же интервью прозвучал и такой вопрос: «Есть ли в нашем аэропорту собственные воздушные суда?» В ответ директор аэропорта заявил: «К сожалению, сейчас нет, поэтому мы полностью зависим от тех авиакомпаний, которые хотят к нам летать. Но мы переговорили с руководством области на эту тему и пришли к выводу, что в ближайшем будущем у нас появятся два собственных воздушных судна». У кого у нас? Хотелось бы получить комментарии руководства области, на которое ссылается генеральный директор. По российским законам воздушные суда для регулярных перевозок пассажиров, грузов могут эксплуатироваться только авиакомпаниями, а не аэропортами
Кто не успел — тот опоздал: - Вот реальные проблемы аэропорта. Одной из самых серьезных, базовых, без решения которой невозможно дальнейшее развитие аэропорта, является состояние взлетно-посадочной полосы. Как вы помните, в самом начале статьи я обратил внимание на тот факт, что аэропорт Брянск был допущен к приему воздушных судов весом 200 тонн. А в настоящее время аэропорт не может принимать самолеты Боинг 737—700 весом 69 тонн. В чем дело? В советские времена большинство самолетов проектировалось с давлением в авиашинах около 5 атмосфер и большим количеством колес. Это позволяло производить посадку на практически неподготовленные аэродромы. Зарубежные самолеты имеют давление в шинах до 14 атмосфер и по так называемому классификационному числу самолета имеют значительно большее удельное давление на полосу при посадке, чем российские. Именно поэтому аэропорт города Брянска может принимать самолеты Ил-76 весом в 200 тонн и не может принимать самолеты Боинг 737—700 весом 69 тонн.
Пошли на принцип: - Проблемой номер два является отсутствие спецавтотехники для обеспечения ухода за аэродромом и обслуживания самолетов. Невозможно одной спецмашиной подготовить взлетно-посадочную полосу в осенне-зимний период.
Проблема номер три. Международный аэропорт Брянск является единственным в России, где для заправки самолетов топливо берут не из своего специализированного топливно-занравочного комплекса, а привозят напрямую в самолет с нефтебазы. А ведь это авиационное топливо! Его качество влияет на безопасность полетов, а значит, и жизни пассажиров. Сколько можно испытывать судьбу!?
Проблемой номер четыре, как ни странно, является отсутствие у аэропорта системы канализации и водоснабжения. В свое время конкурсный управляющий выставил на торги лот, куда входили объекты жизнеобеспечения — газовая котельная, водонасосная станция с двумя артезианскими скважинами, система канализации, очистные сооружения и вся спецавтотехника для обслуживания аэродрома. По неизвестным причинам ОАО «Международный аэропорт Брянск», где учредителем является администрация области, отказалось покупать данный лот, и его на законных основаниях приобрел один брянский бизнесмен. Поэтому до настоящего момента у аэропорта нет своей системы канализации, очистных сооружений.
Одной из главных проблем развития региональных пассажирских авиаперевозок является катастрофическая нехватка в России современных региональных и средне- магистральных самолетов. Наиболее перспективные из них для выполнения полетов из Брянска являются самолеты Ан-148, канадский самолет CRB- 100 и самолеты всех серий Боинг-737. Именно с авиакомпаниями, владеющими такими типами современных самолетов, и требуется проводить работу по привлечению их на брянский авиарынок. Спрос на авиационные перевозки в России увеличивается. Глубоко убежден, что только после проведенной реконструкции аэропорта, устранения имеющихся проблем наш международный может и должен стать одной из визитных карточек области.
Василий ЮЩЕНКО, директор Брянского авиапредприятия с 1992 по 2004 год.