Страницамифы

            МИФЫ,  РЕАЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ БРЯНСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА

В последнее время в средствах массовой информа­ции появился целый ряд заявлений, публикаций и ин­тервью о проектах развития аэропорта, открытии но­вых авиарейсов, привлечении крупных инвестиций... Все это было бы интересно, если бы большинство за­явлений соответствовало реальному положению дел, а также нормам и правилам, принятым в граждан­ской авиации. Человек, делающий подобные заявле­ния, или не владеет вопросами организации полетов, или считает руководителей области и все население полными профанами в авиационной отрасли, которым  можно вешать лапшу на уши.

Но обо всем по порядку. Как известно, новый  эропорт Брянск был построен и сдан в эксплуатацию в 1994 году для  воздушных линий — для приема и выпуска самолетов весом 61 онна. Расчет велся под новый тогда Як-42. А уже в 1995-м его статус повысился. Брянску разрешили рринимать международные рейсы (постановление правительства № 1313-Р от 19.09.1995 г.).

Авиатрядом предприятия совместно с ленинградским институтом Аэропроэкт был выполнен целый ряд оргтехмероприятий, в результате которых аэропорт Брянск получил допуск к прие­му самолетов типа Ил-76, Гу-154, Ту-204 и их аналогов весом 200 тонн. Он эыл укомплектован всей геобходимой спецтехникой для очистки взлет- но-посадочной полосы з осенне-зимний период с обслуживанием самоле­тов, аэронавигационным, светосигнальным и дру­гим необходимым оборудованием. Для понимания реальных возможностей аэропорта приведу лишь один пример: в 1997 году через аэропорт Брянск эыло перевезено около 10 тысяч тонн международ­ного груза, десятки тысяч пассажиров.

Теперь о мифах. В фев­рале этого года было раз­рекламировано начало регулярных авиарейсов на самолетах Бornier-328 австро-швейцарской ком­панией Alpen-Air между Брянском, Москвой и Санкт-Петербургом. Где эти рейсы? А их ведь не могло быть в принципе. По российским законам запрещается выполнять внутренние авиарейсы иностранным авиакомпа­ниям...

27 февраля в международном аэропорту Брянск состоялась презентация проекта по созданию завода по сервисному обслу­живанию летной техники. Причем строиться объ­ект будет постепенно. На первой стадии реализации проекта в Брянске созда­дут сервисный центр для бизнес-джетов и узкофю­зеляжных самолетов. На второй — для широкофю­зеляжных самолетов. На третьей стадии аэропорт сможет принимать Airbus А 380» (см. официальный сайт Брянской городской администрации), презентовали в аэропор­ту, но в России нет ни од­ного авиационного объек­та, который бы назывался «заводом по сервисному обслуживанию летной техники». И уж совсем дилетантски звучит заяв­ление о возможности при­нятия на третьей стадии аэропортом Брянск само­лета Airbus А 380. Извест­но, самолет А 380 является самым большим серий­ным авиалайнером в мире.

... Кор­респондент газеты задал директору вопрос. «Пла­нируется открытие авиа­рейсов из Брянска в Барсе­лону?» «Да, мы собираемся это сделать. Наша взлет­но-посадочная полоса по­зволяет принимать такие типы судов, которыми ис­панские партнеры хотят летать к нам»,— был ответ. Это уже не миф, а чистой воды обман. Весной 2013 года туроператор «Пегас» объявил об открытии чар­терного рейса по маршру­ту Брянск — Барселона — Брянск. Многие жители города и области купили туры в Испанию толь­ко из-за удобства вылета. Когда подошло назначен­ное время, туристов поса­дили в автобусы и отвезли в московский аэропоот До­модедово!

Найти деньги на два судна: - В том же интервью прозвучал и такой во­прос: «Есть ли в нашем аэропорту собственные воздушные суда?» В от­вет директор аэропорта заявил: «К сожалению, сейчас нет, поэтому мы полностью зависим от тех авиакомпаний, которые хотят к нам летать. Но мы переговорили с руко­водством области на эту тему и пришли к выво­ду, что в ближайшем бу­дущем у нас появятся два собственных воздушных судна». У кого у нас? Хо­телось бы получить ком­ментарии руководства области, на которое ссы­лается генеральный ди­ректор. По российским законам воздушные суда для регулярных перевозок пассажиров, грузов могут эксплуатироваться только авиакомпаниями, а не аэ­ропортами

Кто не успел — тот опоздал: - Вот реальные проблемы аэропорта. Одной из самых серьезных, базовых, без ре­шения которой невозможно дальнейшее развитие аэро­порта, является состояние взлетно-посадочной поло­сы. Как вы помните, в са­мом начале статьи я обра­тил внимание на тот факт, что аэропорт Брянск был допущен к приему воз­душных судов весом 200 тонн. А в настоящее вре­мя аэропорт не может принимать самолеты Бо­инг 737—700 весом 69 тонн. В чем дело? В советские времена большинство са­молетов проектировалось с давлением в авиашинах около 5 атмосфер и боль­шим количеством колес. Это позволяло произво­дить посадку на практи­чески неподготовленные аэродромы. Зарубежные самолеты имеют давле­ние в шинах до 14 атмос­фер и по так называемому классификационному чис­лу самолета имеют значи­тельно большее удельное давление на полосу при посадке, чем российские. Именно поэтому аэро­порт города Брянска мо­жет принимать самолеты Ил-76 весом в 200 тонн и не может принимать са­молеты Боинг 737—700 ве­сом 69 тонн.

Пошли на принцип: - Проблемой номер два является отсутствие спецавтотехники для обеспече­ния ухода за аэродромом и обслуживания самоле­тов. Невозможно одной спецмашиной подгото­вить взлетно-посадочную полосу в осенне-зимний период.

Проблема номер три. Международный аэропорт Брянск является един­ственным в России, где для заправки самолетов топли­во берут не из своего спе­циализированного топливно-занравочного комплекса, а привозят напрямую в са­молет с нефтебазы. А ведь это авиационное топли­во! Его качество влияет на безопасность полетов, а значит, и жизни пасса­жиров. Сколько можно испытывать судьбу!?

Проблемой номер четы­ре, как ни странно, являет­ся отсутствие у аэропорта системы канализации и во­доснабжения. В свое вре­мя конкурсный управля­ющий выставил на торги лот, куда входили объекты жизнеобеспечения — га­зовая котельная, водона­сосная станция с двумя артезианскими скважина­ми, система канализации, очистные сооружения и вся спецавтотехника для обслуживания аэродрома. По неизвестным причи­нам ОАО «Международ­ный аэропорт Брянск», где учредителем является администрация области, отказалось покупать дан­ный лот, и его на закон­ных основаниях приобрел один брянский бизнесмен. Поэтому до настоящего момента у аэропорта нет своей системы канализа­ции, очистных сооружений.

Одной из главных про­блем развития регио­нальных пассажирских авиаперевозок является катастрофическая нехват­ка в России современных региональных и средне- магистральных самолетов. Наиболее перспективные из них для выполнения полетов из Брянска яв­ляются самолеты Ан-148, канадский самолет CRB- 100 и самолеты всех серий Боинг-737. Именно с авиа­компаниями, владеющими такими типами современ­ных самолетов, и требует­ся проводить работу по привлечению их на брян­ский авиарынок. Спрос на авиационные перевоз­ки в России увеличивает­ся. Глубоко убежден, что только после проведенной реконструкции аэропор­та, устранения имеющих­ся проблем наш междуна­родный может и должен стать одной из визитных карточек области.

Василий ЮЩЕНКО, директор Брянского авиапредприятия с 1992 по 2004 год.