Страницаметодика

ИЗУЧЕНИЕ ПРОПАГАНДИСТОМ МЕТОДИКИ МАРКСИСТСКОЛЕНИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Брянский край.

Практика показывает, что еще есть пропагандисты, не умеющие создавать

на занятиях атмосферу творчества, не завоевывающие внимание слушателей,

слабо способствующие их трудовой и социальной активности. И основная

причина этого— недостаток знания вопросов методики, педагогики,

психологии, логики.

Партийные комитеты совершенствуют работу по повышению методического

мастерства пропагандистов. Однако важнейшая роль в овладении

методикой, педагогикой и психологией принадлежит педагогическому самообразованию

пропагандистов.

Для познания методики политической и экономической учебы большое

значение имеет изучение ленинского искусства политического просвещения

трудящихся, опыта идеологической деятельности КПСС, анализ и обобщение

работы лучших руководителей школ. Пропагандисты прежде всего обращают

внимание на содержание методики: ее историю, определение познавательного,

идейно-воспитательного и практического значения и задач учебного

курса; его содержание, выработку методов и организационных форм обучения.

Они овладевают способами подготовки к занятиям, изложения материала,

организации самостоятельной работы слушателей, выполнения ими

учебных и практических заданий, проведения с ними собеседования, использования

наглядных пособий и технических средств пропаганды, связи изучаемого

материала с социальными и экономическими задачами трудовых коллективов.

Основная функция политического самообразования, следовательно и пропагандиста.—

научить людей самостоятельно мыслить и самостоятельно решать.

Самообразование слушателей рассматривается как главный метод

учебы.

Как приобщить слушателей к самообразованию? Для этого пропагандисту

необходимо овладеть методами и приемами организации самостоятельной

работы. Можно назвать некоторые ее элементы: развитие потребности слушателей

в политическом самообразовании; познание пропагандистом и слушателями

путей для достижения поставленной цели; выбор материала для

самостоятельных занятий с учетом подготовки слушателей; связь учебы с

практикой трудовых коллективов: постоянный самоконтроль и самооценка,

обеспечивающие высокую самокритичность и требовательность к себе. В

развитии потребности к самообразованию учитываются интересы слушателей,

их духовные запросы.

Успех в развитии активности слушателей во многом определяется мастерством

пропагандиста. Организация учебного процесса должна быть такой,

чтобы слушатели не могли не читать, не думать, не выступать. Поэтому

пропагандисту и необходимо овладеть в полной мере активными методами

обучения, то есть такими, которые наиболее эффективно побуждают слушателей

к самостоятельному мышлению, к самостоятельному поиску решения

познавательных задач, вырабатывают стремление осознать практическую

значимость изучаемого материала. В их числе: рассказ с проблемным изложением

материала, лекция-беседа, поисковая беседа чтение книг, обдумывание

и осмысливание прочитанного, конспектирование', составление плана, тезисов;

подготовка докладов и рефератов, выполнение учебных и практических

заданий, собеседование, семинарские занятия, конференции, деловые

игры, диспуты, экскурсии, применение технических средств обучения и другое.

Методика политического и экономического образования учитывает взаимосвязь

общественных и естественных наук, специальных наук о воспитании

и образовании. Пропагандист, занимаясь самообразованием, овладевает

данными педагогики, психологии, логики, которые применимы в учебном

процессе Принципы и категории педагогики полностью применимы и в партийном,

и в экономическом образовании. Выводы психологии позволяют

лучше учитывать в учебном процессе такие свойства слушателей, как внимание,

мышление, память, интерес и т.д.

Действенной формой планирования самообразования пропагандиста является

личный творческий план. В нем намечаются для самостоятельного

изучения произведения классиков марксизма-ленинизма, материалы партийных

документов, другая политическая и экономическая литература, книги

и статьи по методике, педагогике, психологии, логике. Здесь же планируется

учеба на курсах и семинарах, в университете марксизма-ленинизма, посещение

занятий опытных пропагандистов, подготовка рефератов, участие в

конференциях, выступления с рассказом о своей работе и т.д. Но главное,

конечно, не в плане. Главное в том, что пропагандист работает с литературой

постоянно, систематически, ежедневно.

А. КОВАЛЕВ, инструктор Жуковского райкома КПСС.