ИЗУЧЕНИЕ ПРОПАГАНДИСТОМ МЕТОДИКИ МАРКСИСТСКОЛЕНИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Брянский край.
Практика показывает, что еще есть пропагандисты, не умеющие создавать
на занятиях атмосферу творчества, не завоевывающие внимание слушателей,
слабо способствующие их трудовой и социальной активности. И основная
причина этого— недостаток знания вопросов методики, педагогики,
психологии, логики.
Партийные комитеты совершенствуют работу по повышению методического
мастерства пропагандистов. Однако важнейшая роль в овладении
методикой, педагогикой и психологией принадлежит педагогическому самообразованию
пропагандистов.
Для познания методики политической и экономической учебы большое
значение имеет изучение ленинского искусства политического просвещения
трудящихся, опыта идеологической деятельности КПСС, анализ и обобщение
работы лучших руководителей школ. Пропагандисты прежде всего обращают
внимание на содержание методики: ее историю, определение познавательного,
идейно-воспитательного и практического значения и задач учебного
курса; его содержание, выработку методов и организационных форм обучения.
Они овладевают способами подготовки к занятиям, изложения материала,
организации самостоятельной работы слушателей, выполнения ими
учебных и практических заданий, проведения с ними собеседования, использования
наглядных пособий и технических средств пропаганды, связи изучаемого
материала с социальными и экономическими задачами трудовых коллективов.
Основная функция политического самообразования, следовательно и пропагандиста.—
научить людей самостоятельно мыслить и самостоятельно решать.
Самообразование слушателей рассматривается как главный метод
учебы.
Как приобщить слушателей к самообразованию? Для этого пропагандисту
необходимо овладеть методами и приемами организации самостоятельной
работы. Можно назвать некоторые ее элементы: развитие потребности слушателей
в политическом самообразовании; познание пропагандистом и слушателями
путей для достижения поставленной цели; выбор материала для
самостоятельных занятий с учетом подготовки слушателей; связь учебы с
практикой трудовых коллективов: постоянный самоконтроль и самооценка,
обеспечивающие высокую самокритичность и требовательность к себе. В
развитии потребности к самообразованию учитываются интересы слушателей,
их духовные запросы.
Успех в развитии активности слушателей во многом определяется мастерством
пропагандиста. Организация учебного процесса должна быть такой,
чтобы слушатели не могли не читать, не думать, не выступать. Поэтому
пропагандисту и необходимо овладеть в полной мере активными методами
обучения, то есть такими, которые наиболее эффективно побуждают слушателей
к самостоятельному мышлению, к самостоятельному поиску решения
познавательных задач, вырабатывают стремление осознать практическую
значимость изучаемого материала. В их числе: рассказ с проблемным изложением
материала, лекция-беседа, поисковая беседа чтение книг, обдумывание
и осмысливание прочитанного, конспектирование', составление плана, тезисов;
подготовка докладов и рефератов, выполнение учебных и практических
заданий, собеседование, семинарские занятия, конференции, деловые
игры, диспуты, экскурсии, применение технических средств обучения и другое.
Методика политического и экономического образования учитывает взаимосвязь
общественных и естественных наук, специальных наук о воспитании
и образовании. Пропагандист, занимаясь самообразованием, овладевает
данными педагогики, психологии, логики, которые применимы в учебном
процессе Принципы и категории педагогики полностью применимы и в партийном,
и в экономическом образовании. Выводы психологии позволяют
лучше учитывать в учебном процессе такие свойства слушателей, как внимание,
мышление, память, интерес и т.д.
Действенной формой планирования самообразования пропагандиста является
личный творческий план. В нем намечаются для самостоятельного
изучения произведения классиков марксизма-ленинизма, материалы партийных
документов, другая политическая и экономическая литература, книги
и статьи по методике, педагогике, психологии, логике. Здесь же планируется
учеба на курсах и семинарах, в университете марксизма-ленинизма, посещение
занятий опытных пропагандистов, подготовка рефератов, участие в
конференциях, выступления с рассказом о своей работе и т.д. Но главное,
конечно, не в плане. Главное в том, что пропагандист работает с литературой
постоянно, систематически, ежедневно.
А. КОВАЛЕВ, инструктор Жуковского райкома КПСС.