Мы растим «Маугли»!? Брянск.
Дети учат иностранные языки, занимаются танцами, музыкой и с лёгкостью осваивают технические новинки, специалисты бьют тревогу - дошкольники почти разучились правильно говорить, играть и даже смеяться. О том, нужен ли современному ребёнку репетитор, компьютер и живой друг, мы поговорили с учителем-логопедом детского сада «Скворушка» Ольгой ФЕДИНОЙ.
Маленькие иностранцы
- Ольга Анатольевна, бытует мнение, что год от года проблем с речью у детей становится всё больше?
- Это так, и наиболее распространены сейчас нарушения в произношении звуков. Не все их даже различают. Новые поколения теряют природную чуткость к родному языку, и во многом здесь виноват темп нашей речи. Он постоянно ускоряется, потому что ритм жизни тоже становится быстрее, наш мозг работает оперативнее речевого аппарата. И если взрослый в этой «погоне» может разобраться, то ребёнку уловить окончания, особенности форм слов очень сложно.
Также приходится сталкиваться с косноязычием детей и бедным словарным запасом. Даже построение простых фраз у наших подопечных нередко вызывает затруднения, потому что они попросту не знают нужных слов. В итоге получаются отрывочные фразы, преимущественно из существительных. Словом, речь ребёнка становится похожа на речь иностранца, который недавно переехал в чужую страну и схватил лишь какие-то самые простые и распространённые слова.
А нередко получается, что малыш, окружённый посторонними преподавателями, почти не контактирует с родными и дорогими людьми, которые и должны учить его видеть прекрасное, выражать свои эмоции и любовь. Таким детям бывает сложно передавать чувства — порой они даже не умеют открыто и широко улыбаться. У ребятишек попросту не развиты нужные мышцы, потому что они не видят, как смеются их родители, и не заражаются от них этим весельем.
- Наверное, речь идёт о неблагополучных семьях?
- Нет, что вы! Это вполне нормальные семьи. И дети в них могут быть хорошо одеты и обуты, но при этом не уметь отличить зиму от лета и разговаривают исключительно существительными. Мне кажется, всё дело в том, что сегодня люди слишком много времени и сил тратят на материальное благополучие. Как часто приходится слышать: я вам деньги плачу, что вы от меня ещё хотите? Родители зациклены на том, чтобы заработать на садик, школу, вуз, одеть, обуть и так далее. Вся жизнь проходит бегом от работы к работе, и в этом кроссе не всегда есть место для ребёнка.
Наше общение сошло на бытовой уровень. С детьми не разговаривают на отвлеченные темы, не обсуждают какие-то явления или произведения. Вы просто представить себе не можете, как сложно объяснять детям смысл стихотворений. Чего только стоит «снежная бахрома» из Тютчева. Ребёнок просто представить себе не может, что значат все эти слова. Такая же проблема с абстрактными понятиями. Особенно сложно приходится с простым словом «честность».
- А что должно быть этим эталоном?
- Конечно, книги, детские программы, мультфильмы, сказки. Но сегодня далеко не каждому из этих источников стоит доверять. Тревогу вызывает массовый ориентир на разговорный язык, который обслуживает всё ту же пресловутую бытовую сферу жизни, общество потребления.
По-настоящему хорошие книжки детям читают нечасто. Сколько раз я советовала родителям записаться с ребёнком в библиотеку, познакомиться там с рассказами Толстого, Чарушина, Осеева! Но лишь немногие следуют этим рекомендациям.
Ещё взрослые часто жалуются, что дети не хотят слушать то, что им читают. Но, как правило, это уже «упущенные» дети, и не слушают они не из-за того, что им неинтересно, а из-за того, что они просто не понимают значения слов, которые встречаются в произведениях.
Один друг лучше электронных двух
- Как я понимаю, исправление этих проблем как раз входят в ваши обязанности. Родители вам помогают?
- Даже если ребёнок находится в детском саду весь день, а маму с папой видит два часа перед сном, то первостепенным авторитетом и объектом подражания для него всё равно останутся именно они. Поэтому так важно, чтобы родители следили за своей речью, занимались с ребёнком и помо- гали делать это нам - логопедам.
На самом деле взаимоотношения между родителями и воспитателями детсада решают очень многое. Ведь дети любят лишь то, что любят их родители, увлекаются тем, что важно близким. Если заинтересовать ребёнка садом, проявить доверие к людям, которые здесь работают, показать ребёнку, что его успехи важны, то малыш будет комфортно себя чувствовать и стараться узнавать новое. А если на пороге группы дать любимому чаду мобильный телефон и сказать — когда тебя будут бить, сразу звони мне, обучения, конечно, не ........
- А компьютер, вред или польза для будущего поколения?
- Сегодня это - неотъемлемая составляющая жизни. И лично я не вижу ничего плохого что дети быстро овладе ими. Но задача родит самим понимать и обяснять, что компьютер лишь инструмент для п чения информации.