СтраницаМаугли

Мы растим «Маугли»!? Брянск.

Дети учат иностранные языки, зани­маются танцами, музыкой и с лёгкостью осваивают техни­ческие новинки, специалисты бьют тревогу - дошкольники почти разучились правильно говорить, играть и даже сме­яться. О том, нужен ли сов­ременному ребёнку репети­тор, компьютер и живой друг, мы поговорили с учителем-лого­педом детско­го сада «Скво­рушка» Ольгой ФЕДИНОЙ.

Маленькие иностранцы

-   Ольга Анатольевна, быту­ет мнение, что год от года проблем с речью у детей ста­новится всё больше?

-    Это так, и наиболее рас­пространены сейчас нару­шения в произношении звуков. Не все их даже раз­личают. Новые поколения теряют природную чут­кость к родному языку, и во многом здесь виноват темп нашей речи. Он постоян­но ускоряется, потому что ритм жизни тоже становится быстрее, наш мозг работает оперативнее речевого аппа­рата. И если взрослый в этой «погоне» может разобраться, то ребёнку уловить оконча­ния, особенности форм слов очень сложно.

Также приходится стал­киваться с косноязычием детей и бедным словарным запасом. Даже построение простых фраз у наших подо­печных нередко вызывает затруднения, потому что они попросту не знают нужных слов. В итоге получаются отрывочные фразы, преиму­щественно из существитель­ных. Словом, речь ребёнка становится похожа на речь иностранца, который недав­но переехал в чужую стра­ну и схватил лишь какие-то самые простые и распро­странённые слова.

А нередко получается, что малыш, окружённый посто­ронними преподавателями, почти не контактирует с род­ными и дорогими людьми, которые и должны учить его видеть прекрасное, выра­жать свои эмоции и любовь. Таким детям бывает сложно передавать чувства — порой они даже не умеют открыто и широко улыбаться. У ребя­тишек попросту не развиты нужные мышцы, потому что они не видят, как смеются их родители, и не заражают­ся от них этим весельем.

-     Наверное, речь идёт о неблагополучных семьях?

-    Нет, что вы! Это вполне нормальные семьи. И дети в них могут быть хорошо одеты и обуты, но при этом не уметь отличить зиму от лета и разговаривают исклю­чительно существительны­ми. Мне кажется, всё дело в том, что сегодня люди слиш­ком много времени и сил тратят на материальное бла­гополучие. Как часто прихо­дится слышать: я вам деньги плачу, что вы от меня ещё хотите? Родители зацикле­ны на том, чтобы заработать на садик, школу, вуз, одеть, обуть и так далее. Вся жизнь проходит бегом от работы к работе, и в этом кроссе не всегда есть место для ребён­ка.

Наше общение сошло на бытовой уровень. С детьми не разговаривают на отвле­ченные темы, не обсуждают какие-то явления или про­изведения. Вы просто пред­ставить себе не можете, как сложно объяснять детям смысл стихотворений. Чего только стоит «снежная бах­рома» из Тютчева. Ребёнок просто представить себе не может, что значат все эти слова. Такая же проблема с абстрактными понятиями. Особенно сложно приходит­ся с простым словом «чест­ность». 

-     А что должно быть этим эталоном?

-     Конечно, книги, детские программы, мультфильмы, сказки. Но сегодня далеко не каждому из этих источни­ков стоит доверять. Тревогу вызывает массовый ориен­тир на разговорный язык, который обслуживает всё ту же пресловутую бытовую сферу жизни, общество пот­ребления.

По-настоящему хорошие книжки детям читают нечас­то. Сколько раз я советова­ла родителям записаться с ребёнком в библиотеку, поз­накомиться там с рассказами Толстого, Чарушина, Осеева! Но лишь немногие следуют этим рекомендациям.

Ещё взрослые часто жалу­ются, что дети не хотят слу­шать то, что им читают. Но, как правило, это уже «упу­щенные» дети, и не слуша­ют они не из-за того, что им неинтересно, а из-за того, что они просто не понима­ют значения слов, которые встречаются в произведени­ях.

Один друг лучше электронных двух

-     Как я понимаю, исправ­ление этих проблем как раз входят в ваши обязанности. Родители вам помогают?

-    Даже если ребёнок нахо­дится в детском саду весь день, а маму с папой видит два часа перед сном, то пер­востепенным авторитетом и объектом подражания для него всё равно останутся именно они. Поэтому так важно, чтобы родители сле­дили за своей речью, зани­мались с ребёнком и помо- гали делать это нам - лого­педам.

На самом деле взаимоот­ношения между родителя­ми и воспитателями детсада решают очень многое. Ведь дети любят лишь то, что любят их родители, увлека­ются тем, что важно близ­ким. Если заинтересовать ребёнка садом, проявить доверие к людям, кото­рые здесь работают, пока­зать ребёнку, что его успехи важны, то малыш будет ком­фортно себя чувствовать и стараться узнавать новое. А если на пороге группы дать любимому чаду мобильный телефон и сказать — когда тебя будут бить, сразу звони мне, обучения, конечно, не ........

-     А компьютер,  вред или польза для  будущего поколения?

-     Сегодня это - неотъемлемая составляющая жизни. И лично я не вижу ничего плохого  что дети быстро овладе ими. Но задача родит самим понимать и обяснять, что компьютер лишь инструмент для п чения информации.